Творческий отчет учителя


Вся радость жизни – в творчестве
Р.Роллан
Вот уже 25 лет вхожу в класс и каждый раз все более
убеждаюсь: как же это непросто - учить детей. На тебя надеются,
тебе верят, за тобой идут, тебе подражают. На протяжении всех лет
работы в школе я придерживаюсь правила, что ребята должны идти
ко мне на урок с радостью, помня слова Л.Н. Толстого: «Хочешь
наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики
полюбят науку, и ты воспитаешь их».
В первые годы работы в школе работала так: выполняла
точные указания и предписания, пользовалась авторитарными
«разработками», нарабатывая свой опыт. В последние годы, с
одной стороны, стало легче работать - можно больше проявлять
творчества самой, с другой стороны, - тяжелей, так как появилось
больше бумажной работы (не всегда нужной, на мой взгляд).
Проработав много лет в школе, я сделала вывод, что
успешность обучения и высокий уровень знаний, умений и навыков
обеспечиваются в основном содержанием обучения, мастерством
учителя. Многое, но не все зависит от этого. Успех зависит и от
внутренних условий от индивидуально-психологических
особенностей ученика. Потенциальная гениальность живет в
каждом человеке, и задача учителя развивать творческие силы в
маленьком человеке.
Всем известно, что в любом классе есть одаренные, а то и
талантливые ученики, просто очень старательные и, наконец, не
обладающие ни тем, ни другим.
В своем выступлении я вначале остановлюсь на тех видах
работы, которые применяю для всех ребят и которые использую,
чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения
учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для
самовыражения каждого школьника.
На уроках русского языка и литературы есть большая
возможность творить, и на своих занятиях я стараюсь создать
условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и
каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся,
развивая их самостоятельность, их творческую мысль. Для своих
уроков я выбираю такие виды деятельности, которые привлекают
детей, привычны им.
В первую очередь, это игра. Она способствует приобретению
знаний и развитию многих качеств личности. Исходя из цели урока,
жанра, конкретного содержания изучаемого материала, стараюсь
найти такую форму игры, органично «вплести» ее в урок, которая
поможет развитию творческих способностей учеников. Ученики
любят играть, особенно в 5-6 классах. Используя эту особенность,
включаю элементы игры при выполнении серьезных заданий,
довольно трудных для ребят. На уроках русского языка - это и
«орфографические дуэли», и игра в учителей, ученых,
консультантов, уроки-соревнования, обязательное присутствие
сказочных героев при объяснении нового материала, «Деловая игра
«Редакция»; на литературе - игра в «Поле чудес», «Умники и
умницы»,«Кто хочет стать миллионером», «Сто к одному».
Провожу и этюды-импровизации, когда ученики
домысливают действия, сочиняют на основе внимательного чтения
отдельного эпизода, всего произведения. Такие задания требуют
творческой деятельности, перевоплощения. Они позволяют понять,
насколько полно представляет ученик героя, выявить личностное
прочтение. Подобные задания даю не только в средней ступени, но
и в старших классах, например, после изучения повести «Живи и
помни» В.Распутина, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского.
Очень нравятся детям уроки-спектакли. Учащиеся делятся на
группы, выбирают произведение, распределяют роли, составляют
сценарий, вводят элементы декорации, готовят костюмы. После
уроков проводим 1-2 репетиции. Хочется отметить, что нередко
прекрасно исполняют свои роли слабые ученики.
Литературному и общему развитию, нравственному
воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной
литературно-творческой работы служит сочинение. Общеизвестно,
что однообразие типов школьных сочинений приводит к тому, что
учащимся уже в средних классах надоедает писать сочинения
вообще.
С этим столкнулась и я в своей практике, поэтому в последние
годы стала использовать систему индивидуальных творческих
работ, предлагаемую программой, с учетом интересов, склонностей
учащихся. Конечно, от класса к классу характер заданий меняется и
постепенно усложняется. Если в 5-6 классах даю задание сочинить
загадку, сказку, небольшой рассказ из жизненного опыта или
вымышленный, то в старших классах предлагаю такие виды
сочинений, как сочинение-миниатюра, рассказ в рассказе, письмо к
герою, репортаж, интервью, дневниковые записи героя. Эти виды
сочинений не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а
служат их самопознанию, самовыражению, духовному и
нравственному развитию.
Особое внимание я уделяю школьникам, с которыми
природа обошлась по-особому щедро, наградила их настоящим
талантом. То, что другим нужно разжевывать, они ловят на лету,
осознают с полуслова. Им подавай новую, стремительно
усложняющуюся информацию, а я, как и многие мои коллеги,
помня о среднем уровне способностей своих подопечных,
вынуждена нередко топтаться на месте или многократно
возвращаться к одному и тому же материалу. Поэтому с
одаренными детьми я стараюсь работать после уроков
индивидуально.
Главная задача в работе с одаренными детьми - правильно
оценить степень одаренности ребенка, а также преодолеть те
трудности, которые возникают в общении с ним. Творчески
одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто
характеризуется как «странный» сверстниками. Таких детей часто
не понимают одноклассники, отделяют от себя, игнорируют,
смеются над ними. В таких случаях я всегда их защищаю, ставлю в
пример, стараюсь вызвать чувство уважения к ним.
На протяжении всех лет работы в школе у меня в каждом
выпуске были дети, умеющие писать стихи. Это, конечно, не
значит, что они стали поэтами, но самое главное, чему они
научились - прислушиваться к слову, свободно владеть и свободно
распоряжаться своим словарным запасом.
Ни для кого ни секрет, что письменная речь у многих детей
далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние
переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи.
Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде
образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается
передать в прозе. Я учу детей писать стихи, сказки, эссе, очерки.
Учат же рисованию, пению, не ставя своей задачей обязательно
всех вырастить художниками, композиторами. Дети хотят и могут
понимать прекрасное, пробуют сами творить по законам красоты.
Но, чтобы это делать, надо их знать. Я стараюсь учить детей
искусству постигать искусство.
Занимаясь развитием литературного творчества учащихся,
я наработала систему творческих заданий по развитию
литературных способностей детей. Давно пришла к выводу, что
литературное словотворчество удел отнюдь не только
исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут
научиться излагать свои мысли и передавать свои впечатления
живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству,
предлагаю различные литературные игры. Особый интерес
вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги:
«Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные
строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а
ты продолжай» и др. В процессе игры учащиеся развивают
стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления
о том, что такое стихи, как они пишутся. Считаю очень
правильными в этой ситуации слова Л. Кассиля: «Лучший учитель-
творчество». Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству
даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо
сами. Удачные работы обсуждаются. Стараемся понять
индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его
особенность, помочь ему.
Я сделала вывод, что именно старший подростковый и
юношеский возрасты характеризуются самоуглублением,
повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла
жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники
пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто
несовершенны, подражательны, но они искренни. Свою задачу я
вижу в том, чтобы помочь автору-ученику, не отбить охоту писать
стихи. Я стараюсь всячески поддержать ребенка, не погасить
творческое горение, даю возможность в той или иной форме
поделиться своими чувствами, найти заинтересованных
слушателей.
На уроках мы с учениками знакомимся с техникой и
процессом поэтического творчества, что заставляет ученика
сознательно и с любовью относиться к красотам поэзии. Ученики,
приобщенные к стихописанию, начинают любить поэтов и с
особым вниманием приступают к поэзии самостоятельно. И хотя я
сама не пишу стихи, а только иногда переделываю для
всевозможных конкурсов, я с увлечением отношусь к поэзии. На
уроках мы часто читаем стихи не только «программные», но и те,
что нравятся детям.
Особенно «богатым на поэтов» был для меня выпуск 2002
года: четыре поэтессы, две из которых приехали к нам из другого
села и начали писать только у нас. На выпускной они мне подарили
рукописный журнал, который назвали «Проба пера». С тех пор у
нас каждый год появляется новая «звездочка». Чаще всего это
девочки, которые всегда отличаются старанием, усидчивостью,
желанием чего-то добиться, быть не хуже, превзойти других.
А вот с 2007 года появились у нас в школе и свои «писатели»
в 6, 8, 9 классах. Два года тому назад по моей инициативе впервые
в районной конференции школьных научных обществ были
выставлены работы наших детей в номинации «Вдохновение». По
ее результатам все призовые места заняли три ученицы нашей
школы. Возможно, это связано и с тем, что у нас вырос и учился
член союза писателей России Владимир Константинович Маляров,
встречи с которым мы, учителя, постоянно организуем для ребят.
Вот же несколько лет я руковожу школьным научным
обществом «Эрудит», куда входят учащиеся 8-11 классов. Вместе с
ребятами мы оформляем стенды, выпускаем стенгазеты, проводим
недели «Филологии», «Дни славянской письменности», делаем
презентации, готовим сообщения, доклады, с которыми выступаем
на уроках у других учителей, издаем рукописный журнал
«Школьные вести». На страницах этого журнала мы знакомим
школьников с творчеством наших писателей и поэтов.
Ребятами нашего общества были написаны рефераты:
«Грамматические варианты в украинском говоре с.Казгулак»,
«Имена собственные как памятники истории и культуры народа» (о
фамилиях жителей нашего села), «Обрядовая культура
Ставрополья», «А у нас сегодня свадьба: структура обряда и
эпизоды», «Прозвища села Казгулак», «Моя малая родина на
страницах публицистики и художественных произведений», с
которыми выступали на районных конференциях ШНОУ в течение
последних 7 лет. А также три автора работ: «Грамматические
варианты в украинском говоре с.Казгулак», «Имена собственные
как памятники истории и культуры народа» фамилиях жителей
нашего села), «Моя малая родина на страницах публицистики и
художественных произведений» получили сертификат участника в
краевых ШНОУ. Этот материал по региональному компоненту был
распространен также и в районе.
Ребята принимают участие и во всевозможных конкурсах,
занимая призовые места, к сожалению, только в районе. Пусть у
нас не так много результатов, главное - это то, что ребята с
удовольствием занимаются тем, что им нравится, а результаты у
нас еще будут.
В заключение мне хотелось бы сказать, что учителю, чтобы
работать с детьми, необходимо быть незаурядной личностью,
всесторонне подготовленным для того, чтобы определить, на что
способен его ученик, а значит, и избежать ошибок в оценке его
личностных качеств и помочь ученикам проявить свой талант.
Нужно помнить слова К. Ушинского: «Ученик не сосуд, который
нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».