Личность ребенка и эстетическое воспитание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»
Кемеровской области
Личность ребенка
и эстетическое воспитание
Подготовила:
Шелковникова Наталья Алексеевна,
методист, заместитель директора по УВР
Юрга
2015
Величайшее добро, высочайшая истина и
совершеннейшая красота нераздельны.
Красота спасет мир.
Ф. Достоевский
Гармоническое развитие ребенка является основой для формирования
будущей личности. Оно зависит от многих воспитательных задач, но особое место
занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нельзя научить
ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и
«некрасивое», «истинное» и «ложное»; нельзя научить его стремиться к защите
правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи,
умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно
возбуждать и воспитывать глубокие человеческие чувства и эмоции. Используя
возможности различных видов искусства, можно успешно влиять на
формирование личности ребенка, с раннего возраста вкладывая в его душу ростки
прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая
стремление к творчеству. Ведь «искусство - время и пространство, в котором
живет красота духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет
душу. Познавая ценность искусства, человек познает человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного» (Сухомлинский).
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен.
Однако в нем можно выделить некоторые главные моменты, составляющую
основную схему этого процесса.
Первым элементом схемы можно назвать формирование у ребенка
эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения к искусству
педагоги так организуют свою деятельность, чтобы дать ребенку возможность
эмоционально пережить произведение.
В качестве второго элемента выступает формирование у ребенка
способности к самообучаемости в эстетической сфере. Цель педагога не только
передать детям определенную сумму знаний, но и научить их учиться.
Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению),
самоконтролю дает ребенку возможность правильно организовать свою
поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В
художественно-исполнительской деятельности ребенок стремится не только
технически более точно исполнить данное произведение, но и передать свое
отношение к исполняемому, свои эмоции, чувства. На этом этапе обучения
наиболее отчетливо наблюдаются индивидуальные различия в характере детей. У
одних - излишнее самомнение, чувство превосходства над другими; у других -
нерешительность, нервозность, излишняя пассивность. В данном случае
необходим дифференцированный подход к обучающимся, использование
конкретных ситуаций для демонстрации принятых в обществе этических норм
поведения, для наглядного показа в поведении «красивого» и «некрасивого».
Третий элемент - формирование индивидуальных нравственно-этических
свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества, эмоционально-
оценочное отношение к окружающей действительности объединяются понятием
«эстетический вкус».
А. В. Луначарский говорил об искусстве, что «помимо него почти нет других
способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно, и человеческую
волю». Потому во всем процессе воспитания и обучения подрастающего
поколения значительная роль принадлежит предметам эстетического цикла.
Педагоги постоянно изыскивают возможность творческого развития детей на
своих занятиях, а также стараются привить лучшие человеческие качества,
заставить «работать» сердца и души детей. Ведь ничего не может помочь в этом
лучше, чем искусство, а, следовательно, хореография.
В наше непростое время, слишком информационно-насыщенное время,
трудно учить и воспитывать детей. Ведь чтобы понять и оценить красоту чего-
либо, должна, «работать» душа. Ребенок, постигая прекрасное в школе и
учреждениях дополнительного образования, часто дома и на улице видит совсем
другое, и порой совершенно негативное. Часть детской души, и не маленькую,
забирает интернет и телевидение: многое, что можно там увидеть глушит зачатки
душевности. И это общая проблема - проблема общества. А эстетическое
воспитание, как любое другое, предполагает совместную деятельность семьи,
школы, учреждений дополнительного образования, общества, наконец. Это еще
одна наша общая проблема. Но все-таки, несмотря на проблемы, педагогические
работники учреждений дополнительного образования продолжают работать над
развитием творческих способностей детей, учат их общечеловеческим ценностям
на примере лучших произведений мировой культуры в области хореографии. Нам
важно, чтобы наши дети, научившись ценить прекрасное и понимать содержание
искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас
культура человечества.
Список использованной литературы:
1. Луначарский А. В. Статьи об искусстве – М.: Искусство, 1982
2. Никулин Ю.В. Самые остроумные афоризмы и цитаты – М.: АСТ, 2014
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям Киев: Радяньска школа, 1985
4. http://t-kasatkina.livejournal.com/6921.html Журнал Татяны Касаткиной.
Статья «Достоевский о красоте и спасении».