Конспект урока "К творчеству призвала любовь" 8 класс


Предмет: истоки
Класс: 8
Тема: К творчеству призвала любовь.
Цели: - продолжить разбираться в том, что побуждает и призывает человека к творчеству;
- познакомить учащихся с личностью и творчеством народной мастерицы Ульяны Бабкиной;
- выяснить, что побудило ее к творчеству и как это творчество влияет на сознание других
людей;
- стимулировать интерес к людям, занимающимся творчеством, к народному творчеству.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы начали говорить о том, что побуждает человека к творчеству,
пробуждает силы которые позволяют создавать что-то новое, оригинальное, неповторимое.
Мы выяснили, что призвать человека к творчеству может потребность сердца помочь людям
в чем-то разобраться, что-то понять. Именно этот мотив побудил к творчеству первого
древнерусского автора митрополита Иллариона. Расскажите, в чем проявилось его
творчество.
Вывод: митрополит попытался объяснить людям соотношение в жизни человека
закона(ограничивающей и запрещающей силы) и благодати (божественной любви).
- Подумайте, каким еще образом сердце может призвать человека к творчеству?
3.Присоединение к теме.
Но к творчеству может призвать не только неравнодушное сердце, спешащее на помощь к
другим, но и светлое чувство любви к людям, которое этим неравнодушным сердцем
порождается.
4. Основная часть.
- Как вы думаете, что человек может создать, сотворить из любви к другим людям?
Вот еще одна творческая история, которая показывает, как может выразить свою любовь к
людям творческое сердце. Это история бабушки Ульяны Бабкиной из далекой
Архангельской губернии, которая делилась своей любовью, делая глиняные игрушки.
Жила Ульяна Ивановна Бабкина в покинутой всеми к 1970-м годам деревне Гринево,
расположенной в семнадцати километрах от Каргополя, в оставшейся от отчего дома зимней
избе с покосившимися от времени углами, маленькими подслеповатыми оконцами. Зимовка
стояла у Пудожского тракта, среди островка елей и берез.
Поднявшись по шатким ступеням в темные сенцы И пройдя в низкую скрипучую дверь, вы
попадали во внутреннюю часть дома. Почти половину его занимала искусно сложенная печь
с большим зевом, фигурной полочкой-«палаткой» над ним и уютными печурками. В ней
Ульяна стряпала еду, в долгие студеные зимы грелась на печи, на ее угольях обжигала
игрушки.
Сама Ульяна — маленькая, подвижная старушка с веснушчатым лицом, высоким умным
лбом и веселыми, по-детски озорными глазами. Хоть и не велика ростом, да значительна. И
это ощущаешь сразу, только заговоришь с ней. Искренняя в общении с людьми, добрая и
радушная с гостями.
Про нее говорили, что с угощением готова и душу на стол выложить. Но когда грустила, то
на глазах становилась совсем маленькой, словно дух, прежде наполнявший ее плоть,
покидал. Сутью ее существа была первозданная, как и у детей, естественность. И всем этим,
так же как и внешностью и судьбою своею, походила она на замечательную северную
сказительницу Марию Дмитриевну Кривополенову.
Родилась Бабкина в 1888 году. Ее родная деревня Глотово (впоследствии Глотовский конец
деревни Гринево) была основана ее предками: по переписной книге 1719 года здесь стоял
всего лишь один дом Артемия Амосова, сына Бабкина. Родители ее, деды и прадеды все
были крестьянами, нелегким трудом добывавшими себе кусок хлеба. В крестьянской семье
дети взрослели рано. С малых лет и Ульяна стала помогать в домашнем хозяйстве, в ремесле
родителей: не один год месила ногами холодную глину, потом села за гончарный круг,
делала посуду, лепила игрушки.
Мать, а вскоре и отец умерли. Сестры Марья да Паладья вышли замуж в соседнюю деревню.
Осталась она с сестрой Ольгой в отчем доме. Работали в поте лица, делали на продажу
посуду, игрушки-утушки, бывало, сдавали в кооперацию по нескольку сотен сразу, тем и
кормились. Ольга умерла рано и оставила своего сына-малютку на попечение сестры. Так
Ульяна век свой и прожила, самой приходилось править в хозяйстве и мужскую, и женскую
работу.
В конце 1930-х годов к ее игрушкам стал проявляться интерес. Ульяна Ивановна
рассказывала радостно: «Я опять много бобок делаю, берут их хорошо. Спасибо
односельчану Егору Черепанову, он в «Крестьянской газете» работает, ко мне хвост и
притянул». Летом 1947 года приехала к ней Г. С. Маслова — ученый-этнограф из Москвы.
Купила для музея игрушки, а вскоре их фотографии и описание опубликовала в научном
сборнике. Но для широкого круга любителей народного искусства имя Бабкиной станет
известно значительно позже. А пока жила она, как и прежде: сено косила, «ломала» рыжики,
брала ягоды, ходила нянчить по соседям младенцев, гончарила.
Просмотр презентации с игрушками и объяснением мастерицей их необычного внешнего
вида.
Работа с учебником
Чтение статьи стр.31-32.
5. Итог.
Сформулируйте ответ на вопрос: В чем истоки творчества Ульяны Бабкиной?
6. Домашнее задание: стр. 31-31 пересказ или сообщение о человеке, которого к творчеству
призвала любовь к людям и о его творениях.