Конспект занятия по сценической речи "Игровые формы в освоении техники сценической речи"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально - хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт- Петербург
Конспект
занятия по сценической речи
« Игровые формы в освоении техники сценической
речи»
подготовила
педагог дополнительного образования
Каборда Мария Сергеевна
г. Санкт- Петербург
2015
Название занятия: «Игровые формы в освоении техники сценической речи».
Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи:
Формировать способность к импровизации.
Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости,
самоконтроля.
Воспитывать навыки коллективной работы.
Развивать возможности собственного голоса.
Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и
взаимодействовать с партнерами.
воспитать свое слуховое внимание
сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою
речь
воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир
родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма
развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной
деятельности учащихся
Прогнозируемый результат:
избавить воспитанников от комплексов (зажимов);
научить творчески мыслить и не бояться выражать себя;
применять творческий подход к любому делу
совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства
причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к
творчеству каждого занимающегося в группе.
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала,
практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия:
Комбинированный.
Технологии: элементы игровой технологии, ситуационные элементы.
Методы и приёмы: упражнения, творческие задания.
Оборудование: салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент:
-Добрый день, дорогие мои юные актеры! Сегодня нам предстоит узнать
очень много нового и интересного ! Но для начала давайте встанем в
полукруг и поздороваемся друг с другом глазками.
Создание психологического настроя на занятие, введении е в тему:
(Ребята встают в полукруг и здороваются глазами).
-Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может
выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно ! Голос – это инструмент,
с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем
разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.
Практическая часть занятия.Разминка:
-РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.
Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью,
начиная с ног и по всему телу до плеч. Постукивают для разогрева ещё и
губы. Это постукивание проводится одной рукой, со звуком «з – з з».
-ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ
Вибрационный массаж проводится также, открытой расслабленной ладонью,
начиная с ног и по всему телу до плеч. Массаж проводится в игровой форме
представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся
ими, испытывая огромное удовольствие.
-Отлично! Перейдем к занимательной артикуляции, ведь чего только мы с
вами сейчас не увидим и услышим!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)
Упражнение «Назойливый комар»
-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое
постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только
движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
Упражнение «Хомячок»
-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.
Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг
перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнение «Балет лица»
Под зажигательную музыку только лицом танцуем танец. Стили танцев
могут варьироваться. Далее танцуют лица в паре.
Упражнения для губ:
-Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как
можно больше растягиваем в улыбку.
- Кисточка
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и
обратно, представляя что рисуем круг кистью.
- Лошадь
Чтобы снять напряжение , детям предлагается полностью освободить мышцы
губ, фыркнув, как лошадь.
- Шторки
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только
нижнюю.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
(Упражнения выполняются 5-6 раз)
-Уколы в щеки
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки.
Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
-Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
-Лягушка
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем
до подбородка, до правого и левого уха.
-Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный
коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
- Варенье
Представляем что у нас на губах варенье , и нам нужно слизать это варенье.
Упражнения для челюсти :
- «Кашалот»
Отбрасываем резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается
широко и свободно.
-«Я»
Активно опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, произносим -«Я»
Задача произносить нарочито горделиво, и вызывающе.
-«Горячая картошка»
Кладем в рот воображаемую горячую картофелину и пытаемся ее остудить
на дыхании, как у маленьких собачек.
-Теперь мы вполне готовы звучать ,и делать это мы будем тоже не так как в
повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена этого от нас
требует.
Упражнения на посыл
-«Ау-ау»
Ученики делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты.
Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая
повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
-«Мой милый друг»
Упражнение проводится в парах. Двое расходятся в противоположные концы
зала и посылают клич:
«Мой милый друг,
моя Мария,
вдали мерцающий маяк!»
Упражнения с «Чистоговорками»
( Чистоговорки- это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе
с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту
проговаривания.)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски.
Была у Фрола,Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола Лавру
навру
Формирование целостного представления о теме.
Упражнение «Бадминтон»
Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков. Упражнение
выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдавала в багаж -
диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую
собачонку.
Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в
бадминтон и начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.
Заключительная часть. Подведение итогов.
- Садитесь пожалуйста в полукруг, и поделитесь своими открытиями и
вопросами, что вызывает затруднение, и что получается отлично?(Беседа)
Конечно, и у самых одаренныхактеров не все сразу получалось, но в этом и
состоит труд актера – бесконечно совершенствовать свой ИНСТРУМЕНТ…
Речь, дыхание, тело , душу- и многое другое. Самое главное никогда не
останавливаться и день за днем оттачивать свои проблемные места, и нет
ничего невозможного! До свидания!
Используемая литература:
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.:
Питер, 1997.- 176 с.
2. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное
пособие для театральных и культурно-просветительных
училищ. М.: Просвещение, 1967.
3. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное
редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М.:
ГИТИС, 1995.
4. Театр: практические занятия в детском театральном
коллективе // Я вхожу в мир искусства. 2001. - №6(46)
144с.
5. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В.
Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.