Презентация "Развитие учащегося средствами учета его модальности"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Составитель: учитель начальных классов
  • МОУ – СОШ №1 г.Маркса Саратовской области
  • Жихарева Альбина Ивановна

Модальность проявляется четче всего в специальных опытах, но наблюдения педагога позволяют выявить наиболее ярких представителей:

  • Модальность проявляется четче всего в специальных опытах, но наблюдения педагога позволяют выявить наиболее ярких представителей:
  • Визуал -ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид, его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д. Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия осваивает информацию.

Аудиал - часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы диалог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.

  • Аудиал - часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы диалог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.
  • Кинестетикчаще всего очень подвижен, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что – какая разница». Однако зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети чаще всего создают множество проблем - но если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.

  • Модальность входа- сенсорный канал, по которому поступает информация (способ восприятия).
  • Модальность выхода –канал, по которому демонстрируется понимание, запоминание данной информации (способ выдачи информации).

Вход визуальный

  • Вход визуальный
  • Выход кинестетический
  • Способ диагностики состоит в след.операциях:
  • 1.Взять набор мелких предметов, которые легко определяются и визуально,и кинестетически – монетки, скрепки, пуговицы…всего по 2 штуки. Разделите этот набор на 2 одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребенку. Поставьте на стол ширму или перегородку (например, большую книгу)
  • 2.Разложите ваш набор в определенном порядке.
  • 3.Уберите перегородку и попросите ученика запомнить, в каком порядке они лежат.
  • 4.Через минуту поставьте перегородку и попросите его сложить предметы свои в том же порядке.
  • 5.Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания.

Вход визуальный

  • Вход визуальный
  • Выход аудиальный
  • Способ диагностики:
  • -Ученик смотрит на разложенные предметы, потом выставляете перегородку, а он рассказывает, что он запомнил.

Вход аудиальный

  • Вход аудиальный
  • Выход кинестетический
  • Способ:
  • -Поставьте перегородку, разложите предметы, а потом расскажите ученику, в каком порядке они лежат. Ученик должен разложить предметы, учитывая услышанное.

Вход аудиальный

  • Вход аудиальный
  • Аудиальный выход
  • Способ:
  • -Расскажите ученику о порядке лежащих перед вами предметов. Ученик, не видя из-за перегородки вашей раскладки, должен повторить устно, что вы сказали.

Кинестетический вход

  • Кинестетический вход
  • Аудиальный выход
  • Способ:
  • -Не глядя, с закрытыми глазами, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом рассказывает об этом порядке разложения.

Кинестетический вход и выход тот же.

  • Кинестетический вход и выход тот же.
  • Способ:
  • -Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои предметы в том же порядке.

- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят. - Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются. - Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. - Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика (как правило, это взрослый человек)

  • - Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят. - Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются. - Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. - Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика (как правило, это взрослый человек)

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

  • Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):
  • Инструкция к тесту.
  • Прочитайте предлагаемые утверждения.
  • Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением и знак "-", если не согласны.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.  • Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. • Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

  • • Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.  • Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. • Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) : • 13 и более – высокий;  • 8-12 – средний;  • 7 и менее – низкий.

  • Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) : • 13 и более – высокий;  • 8-12 – средний;  • 7 и менее – низкий.

Тестовый материал (вопросы).

  • Тестовый материал (вопросы).
  • 1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.  2. Часто напеваю себе потихоньку.  3. Не признаю моду, которая неудобна.  4. Люблю ходить в сауну.  5. В автомашине цвет для меня имеет значение.  6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.  7. Меня развлекает подражание диалектам.  8. Внешнему виду придаю серьезное значение.  9. Мне нравится принимать массаж.  10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.  11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.  12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.  13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.  15. Люблю поговорить по телефону.  16. У меня есть склонность к полноте.  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.  18. После плохого дня мой организм в напряжении.  19. Охотно и много фотографирую.  20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.  21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.  22. Вечером люблю принять горячую ванну.  23. Стараюсь записывать свои личные дела.  24. Часто разговариваю с собой.  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.  26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.  27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.   

  • 14. Люблю читать во время еды.  15. Люблю поговорить по телефону.  16. У меня есть склонность к полноте.  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.  18. После плохого дня мой организм в напряжении.  19. Охотно и много фотографирую.  20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.  21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.  22. Вечером люблю принять горячую ванну.  23. Стараюсь записывать свои личные дела.  24. Часто разговариваю с собой.  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.  26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.  27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.   

  • 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.  30. Мне нелегко найти удобную обувь.  31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.  32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.  34. Люблю слушать, когда говорят.  35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.  37. У меня неплохая стереоаппаратура.  38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.  40. Не выношу беспорядок.  41. Не люблю синтетических тканей.  42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.  43. Часто хожу на концерты.  44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.  45. Охотно посещаю галереи и выставки.  46. Серьезная дискуссия – это интересно.  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.  48. В шуме не могу сосредоточиться.

Интерпретация результатов:

  • Интерпретация результатов:
  • Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
  • Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
  • Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
  • Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

  • Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.
  • Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы. Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

В своей практике, опираясь на ведущий тип модальности, применяю деление учащихся на группы.

  • В своей практике, опираясь на ведущий тип модальности, применяю деление учащихся на группы.
  • Задачи(роли) учащихся с ведущим типом модальности дна уроке различны.
  • «Аудиалы» следят за учебной деятельностью учителя и одноклассников, подбирают вопросы для товарищей..
  • «Визуалы» «вычитывают» информацию текстового, табличного, схематического характера.
  • «Кинестетики» отвечают за донесение этой информации остальным учащимся, т.е.схематично вычерчивают модели, составляют схемы и т.д..

Рассмотрим этот процесс на уроке математики на этапе решения задачи:

  • Рассмотрим этот процесс на уроке математики на этапе решения задачи:
  • 1.С текстом задачи нас познакомят «визуалы»: целиком текст прочтет один ученик, условие – второй «визуал», вопрос - третий. (Одновременно за процессом разбора задачи следят «аудиалы/дигиталы», подбирая вопросы для уточнения и разъяснения условия, вопроса.)
  • 2.Смоделируют или схематично изобразят условие той же самой задачи, либо «соберут», т.е.составят из заготовок- «кинестетики». Это им особенно удается.

3. Затем « аудиалы,либо дигиталы» помогут с решением задачи и ее проверкой, с подбором др.способа решения. По силам им придумать и дополнительные вопросы к задаче, подобрать типы, подобные к данной задаче, а в дальнейшем могут изменить вопрос или условие задачи.

  • 3. Затем « аудиалы,либо дигиталы» помогут с решением задачи и ее проверкой, с подбором др.способа решения. По силам им придумать и дополнительные вопросы к задаче, подобрать типы, подобные к данной задаче, а в дальнейшем могут изменить вопрос или условие задачи.

На уроках русского языка

  • На уроках русского языка
  •  
  • На этапе разбора правила (определения)
  • 1.Знакомят с правилом – «визуалы».
  • 2. «Кинестетики» работают с таблицей или схемой, либо пробуют смоделировать ситуацию.
  • 3. «Аудиалы,либо дигиталы» проверяют схему, либо смоделированную ситуацию. Задают вопросы».

Таким образом, можно добиться

  • Таким образом, можно добиться
  • - высокой активности учащихся на уроке,
  • - задействования природных задатков,
  • - процесса постепенного формирования познавательного интереса к обучению.
  • Ведь главное, коллеги,- наше желание для этого.

  • «Как проектировать УУД в начальной школе»под редакцией Асмолова А.Г., - Просвещение, 2010г.
  • «Сто приемов учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» Гапеева Н.Л., Гостимская Е.С.,- Просвещение, 2009г.