Психологические основы восприятия киноискусства детьми дошкольного возраста

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Березка»
р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
«Психологические основы восприятия киноискусства детьми
дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
Шатохина О.В.
(10 ноября)
2016 г
Кино одно из самых молодых и в тоже время одно из самых
массовых и привлекательных для детей видов искусства. Киноискусство
является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Рассматривая киноискусство как средство развития, считаю
необходимым отметить следующее.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства. Для решения этих задач каждый
педагог имеет право самостоятельно подбирать формы, методы, способы и
средства.
Одним словом, при отборе средств - главным для педагога, в первую
очередь, выступают ключевые образовательные функции, которыми
потенциально наделен любой предмет действительности. Мы рассматриваем
киноискусство как средство достижения целевых ориентиров, определенных
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.
Дошкольник предрасположен к восприятию различных видов
искусства. Киноискусство как средство развития ребенка помогает
обеспечить комплексное восприятие окружающего мира за счет реализации
следующих образовательных функций:
- функция наглядности (возможность познавать мир различными
анализаторами, используя различные каналы восприятия:
- аудиальный –звуки природы, слово, музыка, песня, стихи;
- визуальный - изображение предмета, художественный образ,
графическое изображение, фотографии;
- кинестетический - движения на экране, самостоятельные
ритмические движения, символические жесты, тактильные прикосновения);
-функция инициирования, возбуждение духовной активности и
мыслительной деятельности;
-функция инструментальная, обеспечивающая ребенку
самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности, их
«оживление».
Современные требования к дошкольному образованию нацеливают
педагогическую практику на смещение приоритетов в развитии
дошкольников, говоря терминами Л.С. Выготского, с интеллекта на
аффект.
Присущий современным тенденциям обучения интеллектуализм
должен в соответствии с ФГОС дошкольного образования уступить
первенство эмоциональной жизни ребёнка, созданию условий для его
успешной социализации.
Нельзя не согласиться с мнением В.В. Зеньковского о том, что центр
психической работы у ребёнка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, что
дошкольник «не ищет прежде всего знания, а ищет выражения и питания
своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом».
Мультипликационные фильмы выступают тем видом киноискусства,
который в первую очередь привлекает детей дошкольного возраста. Педагог
детского сада может использовать развивающий потенциал мультипликации.
Бесспорен факт эмоционального воздействия мультипликации на
ребёнка-дошкольника, причём как положительный, так и отрицательный.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения,
общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 7
часов в неделю, оптимальная продолжительность сеанса - максимум полчаса.
Тем не менее, по данным ЮНЕСКО на практике 93 % детей в возрасте от 3
до 5 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов. Последствия
многочасовых телевизионных и компьютерных просмотров
мультипликационного кино, не соответствующего требованиям в плане
формы, содержания и качества, общеизвестны: это снижение зрения,
развивающиеся неврологические заболевания, отставание в психическом и
физическом развитии, соматические заболевания. Другие проявления
неблагоприятного влияния плаксивость, раздражительность, нарушение
сна, повышенная возбудимость, страх.
В современной мультипликации персонажи часто не только не
соответствуют реальному внешнему миру, но уродливы и внешне
отвратительны. Ребенок, видя на экране таких героев, старается им
подражать, поскольку механизмы имитации у детей рефлекторные,
следовательно, поведенчески он копирует тех, кого вы ему сами показали…
В дальнейшем проявляется не только поведенческое подражание, но и
эмоциональное. А кого только не придумала современная индустрия
мультиков от всевозможных колдунов до инопланетных существ, для
ребенка все увиденное это реальность, Задумайтесь, какую реальность мы
выбираете своим детям…
Когда ребенок видит в мультике агрессию, повторяющуюся
многократно, да еще и сопровождаемую красивыми, яркими картинками, это
приводит к выработке соответствующей модели поведения. Ребенок не
переживает таких обычных и необходимых человеческих эмоций как боль,
сочувствие, сопереживание, сострадание. В мультфильмах все, наоборот,
вместо данных эмоций ребенок получает удовольствие от удара,
оскорбления, такая сцена может вызывать даже смех.
Каков же механизм воздействия мультфильмов на ребенка? Яркие и
красочные картинки стимулируют перевозбуждение нервной системы и
дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, эффекту
«мелькания», колоритности образа. Данный факт способствует развитию
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Какие же качества может развить чрезмерное общение с
телевизором?
Подавление воли и сознания
Воздействие телевизора на детскую психику подобно воздействию
наркотиков. Американский психолог А.Мори считает, что просмотр
телевизора у ребенка производит гипнотическое оцепенение. Что и
способствует подавлению воли и сознания.
Повышенная склонность к внушаемости
В рейтинге наибольшего вреда детской психики первое место занимают
вовсе не кровавые боевик, глупые сериалы или даже мультики, а реклама.
Она всегда красочная и броская, в ней всегда все улыбаются, радуются это
вызывает у ребенка ощущение маленького праздника. Реклама направлена на
внушение установки на покупку предмета или услуги, часто ребенок даже не
понимает, что именно там предлагается, но на подсознательном уровне
установка усваивается. Это и приводит в дальнейшем к повышенной
склонности к внушаемости во всех сферах жизни вашего ребенка. Такому
малышу будет трудно объяснить, почему нельзя идти с незнакомым дядей
или тетей, если они улыбаются, да еще предлагают конфетку или воздушный
шарик.
Пассивность
В норме у ребенка большой запас энергии, который необходимо
направлять на исследование и познание окружающего мира. Для того что бы
понять как работает тот или иной предмет они могут повторить одно и тоже
действие очень много раз. Общение же с телевизором не предполагает
умственной активности, ребенок пассивный зритель, он только получает
информацию в виде чередующихся картинок и не учится ее анализировать. А
без активной умственной деятельности не возможно развитие нервных
связей, памяти, ассоциаций.
Инфантилизм
На экране телевизора перед ребенком предстают красивые миры, в
которых все радуются, не имеют проблем и забот. И у малыша формируется
представление, что так происходит и в жизни. Когда в дальнейшем такой
ребенок понимает, что необходимо нести ответственность за свое поведение
и поступки он стремится спрятаться в тот красочный мир, который он видел
в детстве. Во взрослой жизни это проявляется в обидчивости, застенчивости,
неумении оценивать свои поступки, принимать ответственность.
Кроме психологического вреда, необходимо учитывать и вред,
наносимый физическому развитию ребенка:
повышенная утомляемость, раздражительность, вследствие
истощаемости нервной системы;
расстройство сна, снижение памяти и внимания;
регрессивные изменение в костно-мышечной системе;
развитие близорукости.
Предлагаю следующие позитивные возможности включения элементов
киноискусства в практическую деятельность педагога:
1. Подборка мультипликационных фильмов с выраженным
эмоциональным содержанием для просмотра совместно с детьми. Правильно
организованный просмотр способствует развитию способности ребёнка
воплощать эмоциональное переживание, возникшее в результате
эмоционального отклика после мультфильма в разных видах детской
творческой деятельности (выразительное слово, рисунок, цвет, мимика и
пантомимика, движение и т.д.). В ходе совместной и самостоятельной
деятельности ребёнок включается в игру, где посредством слова, рисунка,
пения, выразительного движения создаёт творческий продукт (рисунок,
сказка, песня и пр.), в котором воплощается переживание, возникшее у него
при восприятии мультфильма.
2. Использование фрагментов мультфильмов при разработке
современного занятия, мероприятия, проводимого с детьми (слайд-
презентация с комментариями).
Данные фрагменты позволяют вызвать эмоциональный отклик и
мотивировать детей на дальнейшую деятельность, усилить воспитательный
эффект мероприятия, формируют ценностное отношение к явлениям
действительности за счет комплексного воздействия на различные органы
чувств и др.
3. Создание собственного мультфильма с использованием игрушек,
бумажных и пластилиновых поделок, за счет их «оживления», наделения их
не только определенными качествами, но и чувствами.
Данная деятельность позволяет активизировать познавательные
способности ребенка, закрепляет навыки продуктивной и театрализованной
деятельности, формирует коммуникативные способности за счет участия в
групповой, коллективной работе.
Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации
ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к
культуре, к общечеловеческим ценностям. При умелом и тонком
педагогически целесообразном подходе киноискусство может стать одним
из средств социализации ребенка и приобщения его к миру культуры.
Список использованной литературы
1. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в
процессе медиаобразования. Барнаул, 2010.
2. Каспарова Ю. Мультфильмы и дети.// Лиза. Мой ребенок.-2004.№5.
3. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране.–
Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
4. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 11, 2014 г.