Верёвочный курс в рамках детской профильной смены (для учащихся 5-9 классов)

1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
г. Кемерово, Кемеровская область
Верёвочный курс
в рамках детской профильной смены
(для учащихся 5-9 классов)
Подготовлено:
педагог-организатор
Евграфова Анна Викторовна
Кемерово 2015
2
«Верёвочный курс»
(5-9 классы)
Данный курс представляет собой серию специально разработанных
игр и упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать
и понимать каждого. Курс упражнений по сложности выполнения
адаптирован для школьников в возрасте от 11 до 15 лет в условиях, не
требующих особой сложной подготовки.
А называется этот курс - верёвочным. Почему? Потому что главная
идея - все вместе, словно связаны одной верёвкой. Поэтому для его
прохождения необходимо как участникам, так и педагогам, проводящим его
запастись терпением, а главное желанием!
Верёвочный курс - это серия специально подготовленных занятий,
игр, упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Курс
может быть использован как серия упражнений в детском оздоровительном
лагере, лагере дневного пребывания детей при образовательном учреждении,
а так же может быть использован в рамках внеурочной работы с классом и
творческим коллективом УДО.
В процессе выполнения курса создаётся атмосфера творческого
поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений,
повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере
увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать
общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в
«Верёвочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении,
узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и
быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам
возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто
занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем,
что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, и как преодолеть
трудности в жизни более эффективным способом. «Верёвочный курс» - это
программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из
собственного опыта, согласно своих действий.
Главная цель «верёвочного курса» - командная работа и
формирование и развитие лидерских качеств
. Но при этом можно добавить, что это дает:
выработку стратегии группой;
творческий подход;
самовыражение;
результативное лидерство;
уверенность в себе;
преодоление проблем в общении;
преодоление себя.
3
Рекомендую использовать его в организационный период смены/в
начале учебного года при работе с классом или творческим коллективом
УДО.
Необходимо соблюдать все условия выполнения “Верёвочного курса”.
1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 15
человек.
2. Упражнения выполняются под руководством педагога, хорошо
знакомого с «курсом».
3. Время на подготовку задания не ограничено.
4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно
справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник
допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
5. Во время выполнения задания одним из главных условий является
полная тишина (если это не противоречит условиям задания), если
условие нарушено, вся группа начинает выполнять задание сначала.
ВВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Верёвочный и инициативный курс создан для облегчения роста и
развития многих аспектов индивидуальных качеств личности и социального
взаимодействия. Этот курс предназначен для того, чтобы помочь участникам
в адаптации и сплочении коллектива в ходе обучения взаимодействию в
группе.
От индивидуальных перспектив, опыт верёвочного курса может
помочь в формировании положительной самооценки, самоуважения и
способности к доверию. Появляется чувство уважения к себе в ходе
выполнения порой достаточно сложных видов деятельности.
Участники в выполнении заданий верёвочного курса подвергают
испытанию ум и тело, что способствует воспитанию стремления к успеху.
Занятия на этом курсе помогают преодолевать свои страхи и развивают
воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в
веревочном курсе укрепит знания, доставит огромное наслаждение от
деятельности на открытом воздухе.
В ходе преодоления трудностей развиваются различные качества
людей. От деятельности на этом курсе огромная польза и для всей группы
участников. Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь в развитии
вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе
помогает ребенку стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого
себя. Он учится понимать преимущество в совместном решении задачи,
учится уважению и доверию. Участник курса также учится тому, как
реагировать на различные проявления каждого члена группы и тому, что в
каждом человеке есть что-то особенное, ценное. Работа в команде
демонстрирует необходимость взаимной поддержки и взаимопомощи,
сотрудничества для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных
4
задач.
Существует очень много определений успеха на верёвочном курсе.
Для каждой группы соответственно определяются разные задачи. У
веревочного курса огромные возможности, которые можно использовать
весьма разнообразно. Но необходимо помнить одну очень важную вещь и
для индивидуальной, и для групповой деятельности: несмотря на то, что
веревочный курс это средство решения серьезных задач, каждому, кто
работает на этом курсе, должно быть весело и интересно!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Для вас, инструктора, безопасность участников самый главный
аспект деятельности на верёвочном курсе. Веселье и возможности роста
занимают только следующее за этой задачей место. Процедуры безопасности
твердо установлены. Инструктор должен создать настроение, задать тон и
создать в группе отношение заботы друг к другу, чтобы каждый участник
чувствовал себя в группе комфортно. Каждый участник должен осознать
ответственность за безопасность на курсе. Перед каждым новым элементом
курса, инструктор объясняет правила безопасности на этом этапе. Кроме
того, инструктор должен проверить все оборудование и снаряжение до
начала деятельности, проверить, нет ли камней, сучьев или других
опасностей, очистить территорию. Инструктор должен всегда быть со своей
группой, ни в коем случае он не должен оставлять группу. Инструктор также
должен напоминать участникам, чтобы они сняли кольца, серьги, галстуки,
часы и другие украшения, вынули острые предметы из карманов. Участники
должны быть в обуви, длинные волосы убраны.
И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить
только в теплой, доброжелательной атмосфере.
5
Игры на знакомство
Игры с именами. Образуйте круг. Начиная с себя, назовите свое имя
и что-нибудь, с чем кем) вы хотите себя ассоциировать. Например, это
может быть еда, животное, растение, деятельность, какое-то слово,
начинающееся с той же буквы, что и ваше имя, рифма, или что-то, что
является для вас ценностью. Следующий за вами участник называет ваше
имя и ваше слово-ассоциацию, затем также представляет себя. Игра идет по
принципу «снежного кома», пока все в кругу не назовут себя.
Игры в кругу. Предложите своей группе, не произнося ни слова,
построится по росту, по цвету глаз, в алфавитном порядке (имя), по возрасту,
в соответствии с месяцем, днем рождения и т.д.
Разминка
Для шеи.
Примите удобное положение, затем склоните голову к левому плечу,
затем на грудь, затем к правому плечу.
Дня мышц спины.
Нош на ширине плеч. Выполните наклон вперед, просунув руки
между ног, считайте до пяти. Затем выпрямитесь, руки, следуя за телом,
оказываются над головой. А теперь наклонитесь назад, стараясь не прогибать
спину.
Наклоны туловища.
Ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Выполняйте наклоны во всех
направлениях на пять счетов.
Для ног.
Лягте на пол, руки вытянуты по бокам. Перенесите правую ногу над
левой рукой, держать пять секунд. Помните: правую ногу вернуть в исходное
положение, левую расположить над правой рукой. Повторить три раза.
Круги запястьями.
Вращайте кистями по кругу, разминая мышцы запястий.
Касания за спиной.
Удобно стоя или сидя, одну руку заведите за спину через плечо,
другую снизу. Постарайтесь, чтобы ваши пальцы соприкоснулись.
Посчитайте до пяти. Смените положение рук.
Щиколотка
Большой палец ноги упирается в пол (землю). Выполняйте
вращательные движения ногой вокруг этого пальца. Теперь повторить это же
6
упражнение для второй ноги.
«Растяжка».
Захватите правую ногу за щиколотку, наклонитесь вперед, стараясь
коснуться земли левой рукой, и наоборот.
«Разминка гребца».
Найдите партнера. Сидя на земле, упритесь ступнями обеих ног в
ступни партнера. Возьмитесь за руки и очень мягко, держась за руки,
надавите ступнями.
«Дуэт».
С партнером встаньте спина к спине, замкнув руки в локтях,
наклонившись вперед, осторожно подержите несколько секунд. Поменяйтесь
местами.
Люди, у которых есть хоть какие-нибудь проблемы со спиной, не
должны выполнять это упражнение.
Блок упражнений на доверие
Узнать что-то о человеке значит проявить к нему внимание, сравнить
его интересы со своими значит задуматься о разнообразии людей,
попробовать принять чужие, пусть даже странные интересы значит
проявить терпимость. Эти игры можно использовать на первых уроках
правового курса. С их помощью начинает создаваться атмосфера доверия и
уважения.
“Визитная карточка”
С этой игры можно начать работу с новым отрядом. В то же время ее
можно повторить несколько раз в течение года, так как она требует от
участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что
сказал. Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь
маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по
специальной схеме. Первый играющий называет свое имя. (“Меня зовут
Вася”). Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию
о себе, например, сколько ему лет. (“Меня зовут Таня, мне одиннадцать
лет”). Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе,
например, чем он любит заниматься в свободное время. (“Меня зовут Сева,
7
мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах”). Четвертый должен
рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то
прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое (“Я
Андрей, мне одиннадцать лет и я на роликах кататься не умею, зато очень
люблю свою собаку”) и т.д. При обсуждении игры можно спросить ребят, что
требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить
о том, как правильно слушать собеседника.
“Все – некоторые – только я”
В круг ставятся стулья на один меньше числа играющих. Все садятся
на них, а водящий становится в центр круга. Водящий называет какой-нибудь
признак, который может подойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, к
некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что
названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем
стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает
водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.
Вожатый может начать игру, приведя ребятам примеры разных признаков:
“Все, кто пришел сегодня в школу; все, кто любит болтать; все, у кого в косе
красная лента”. Водящий может использовать эту игру, выбирая признаки,
которые помогут ему больше узнать об ровесниках, например “Все, кто хочет
пойти в поход” или “Все, кто любит сериал "Вавилон-5"”. В то же время у
ведущего должно остаться право накладывать “вето” на вопрос, который
может быть оскорбительным для кого-то. В качестве домашнего задания
можно предложить ребятам назвать несколько признаков, относящихся к
каждой категории, а затем использовать их в игре на следующих уроках.
“Ассоциации
Выбирается водящий, который “задумывает” кого-нибудь из
присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу задают ему
вопросы типа: “Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески,
книга, собака...), то какое?” Ведущий думает, стараясь представить себе этого
человека и отвечает, например: Это был бы дуб, растущий в чистом поле”.
Все играющие стараются понять, кому же из них подходит это определение.
Тот, кто решил, что он догадался, может попытаться назвать задуманное имя.
Если он угадал, он сам становится водящим, если нет пробует кто-то
другой.
Игры на развитие доверия и эмпатии
Эти игры помогают педагогу вызвать чувство эмпатии у детей, а
ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого
человека.
“Слепой и поводырь”
Участники игры делятся на пары; один человек закрывает ли ему
завязывают) глаза он “слепой”, второй его “поводырь”. Задача слепого”
бродить по холлу, куда ему вздумается; задача “поводыря” обеспечить
8
его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями
“слепого”, но не отбирая у него инициативы. Задание можно усложнить,
предложив “поводырям” не просто следить за “слепыми”, но и самим
активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить
своих слепых” друг с другом или с другими “поводырями”; поиграть со
“слепыми” в какую-нибудь игру и т. д. Через 5-7 минут “слепые” и
“поводыри” меняются ролями. Обсуждая игру, можно поговорить о том, как
чувствовали себя “слепые” и поводыри”, кому из ребят какая роль была
легче. Легко ли было доверять поводырю”? Что способствовало, а что
мешало доверию?
Прогулка с компасом”
Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один
человек “турист” (ведомый), а второй компас” (ведущий). “Турист”
закрывает (или ему завязывают) глаза, а “компас” становится сзади него и
кладет ему руки на плечи. Задача “туриста” передвигаться по холлу (можно
расставить стулья, как на полосе препятствий), задача компаса”
направлять его движение.
“Корабли и скалы”
Половина играющих “корабли”, половина “скалы”. Скалы”
рассаживаются на полу, “корабли” закрывают глаза и хаотично двигаются по
комнате. При приближении “корабля “скала” издает шипящий звук, с
которым “волны накатываются на камень”. Цель “скал” не допустить
“кораблекрушение”. Потом играющие меняются ролями.
“Лабиринт”
Эту игру лучше проводить на отрядном часе на нее требуется
достаточно много времени. Из стульев и веревок строится некое подобие
лабиринта: на площадке 10х10 м хаотично расставляются стулья, между
ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы
некоторые можно было переступить, а под некоторые подлезть. На стульях
можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки.
Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными
глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет
руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных
инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда
взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для
выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее
всего.
Робот”
Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре “робот”,
второй “оператор”. “Робот” может делать только то, что говорит ему
“оператор”, глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять
9
какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются
ролями.
“Зеркало”
Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг против
друга. Первый в паре “человек”, второй “зеркало”. “Человек” начинает
медленно и плавно двигать руками, а зеркало” старается как можно точнее
повторить его движения, “слиться” с ним. “Зеркало” может почувствовать
ритм дыхания “человека” и синхронизировать с ним свое дыхание. Через
несколько минут ведущий предлагает зеркалу” и “человеку” поменяться
ролями. В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих
ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче “зеркала” или
“человека”? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим “зеркалом”?
“Опаздывающее зеркало”
Когда ребята освоятся в роли “зеркал” и упражнение станет для них
достаточно легким, игру можно усложнить. Человек” начинает двигаться, а
“зеркало” повторяет его движения, опаздывая на один или два такта. Этот
вариант потребует от “зеркала” гораздо больше внимания и собранности.
олет к звездам"
Для этого этапа необходимо покрывало или небольшое байковое
одеяло. Один из участников ложится на покрывале, остальные собираются
вокруг него, разбиваясь равномерно по величине его тела. Участники стоят
вокруг игрока на коленях. Они равномерно поглаживают лежащего игрока и
делают небольшой "пальчиковый" массаж. Затем все одновременно
поднимают его на высоту рук и медленно и плавно покачивают взад и
вперёд.
Игры на сплочение группы
Задача этих игр улучшить коллективные взаимоотношения, поднять
группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
“Встаньте в круг”
Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны
закрыть глаза и начать хаотично двигаться по комнате, стараясь не наступать
друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время
ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и
замереть на месте. Два хлопка не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь
руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень
важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их
точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что
получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно,
доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же
группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели
10
себя разные играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить
несколько раз.
“Постройтесь по росту”
Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми
глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму играющие
должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу
по росту.
“Переходы со стулом”
Ведущий просит ребят стать в круг, держа перед собой стулья. По
сигналу они должны перестроиться и стать по росту, по алфавиту имен, по
каким-то другим признакам. Глаза в этом случае закрывать не надо, главное,
чтобы задание выполнялось в абсолютной тишине, так, чтобы, стулья не
стукались друг о друга.
“Счет до десяти”
Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями.
Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до
десяти, но не просто так, а соблюдая одно условие: называть числа нужно по
очереди. Кто-то говорит один”, другой “два”, третий “три” и т.д. Если
одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не
справились. Договариваться об очередности нельзя.
“Гомеостат”
Гомеостат это прибор, который используют психологи для изучения
групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора
воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку,
сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество
пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких
других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили
одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число
раз. Понаблюдав за играющими, вожатый может выявить лидеров, под
которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя проявят
стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с
другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие
проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под
остальных.
“Шеренга”
Усложним предыдущую игру, сделав ее подвижной. Играющие
становятся в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. По сигналу
ведущего они подпрыгивают на месте, поворачиваясь в прыжке вправо или
влево, на девяносто, сто восемьдесят, двести семьдесят или триста
шестьдесят градусов. Более сложная задача совершать синхронные
11
прыжки, поворачиваясь в одну и ту же сторону на одинаковое число
градусов. Более простая задача после прыжка оказаться стоящими лицом в
одну сторону. Как-либо договариваться нельзя.
“Встреча взглядами” (“Выбор”)
Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг,
закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый
должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться,
“сцепиться” взглядами (вариант указать пальцами друг на друга). Число
сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры
разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.
“Печатная машинка”
Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если
играет меньше тридцати трех человек, можно не использовать редко
встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются).
Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки.
На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого “клавиши
должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово “дом”. Чтобы его
напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква “Д”, затем
тот, у кого буква “О”, и наконец, тот, у кого буква “М”. Чем быстрее они
справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более
длинные и сложные слова и предложения.
Коллективное решение задач
Умение работать в группе, использовать способности каждого очень
важное качество. Такой стиль работы наилучший для решения творческих
задач. В процессе работы ребята учатся уважать друг друга, прислушиваться
к чужому мнению. Подобные игры можно предлагать в течение всего курса.
“Уменьшить время”
Играющие становятся в круг. Задача перекидывать друг другу мячик.
Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен
касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек.
Нужно выполнить задание как можно быстрее. Ведущий засекает время.
Каждый раз, когда игроки предложат новый способ, он говорит им: “Вы
молодцы, но можно это сделать еще быстрее”. Если игроки сложат ладони в
форме наклонного желоба (большие пальцы образуют стенки), а последний
подхватит мячик внизу, то на выполнение задания уйдут доли секунды.
“Фигуры”
Участники абсолютно молча по команде ведущего (договариваясь
только взглядами) должны построить (Строят из самих себя) фигуры:
12
Например:
На счет 10 - круг,
На счет 20 – квадрат,
На счет 25 – равносторонний треугольник,
На счет 30 – цифру 11,
И так далее усложняя фигуры для построения.
Участники действуют абсолютно молча, при нарушении этого условия
команда начинает выполнять текущее задание сначала.
13
Упражнения веревочного курса
1. “Узелки”.
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного
человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не
расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке
стратегии.
1.1. «Узлы»
А. Содержание деятельности: Встаньте в круг, лицом в центр круга.
Каждый участник берет правой рукой чью-то правую руку. Затем левой
рукой берет левую руку другого человека (ни в коем случае не того, чью
правую руку вы уже держите), затем участники должны распутаться, не
размывая рук, и снова оказаться в кругу.
Варианты: закрыв глаза; не разговаривая.
B. Страховка: общее наблюдение.
C. Потенциальные проблемы: не допускать грубости, резких
движений в группе.
2. “Электрическая цепь”.
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга,
где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь,
по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников:
встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары
друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех
человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь.
Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы
образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы
получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые
должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен
беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной
сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны
отрываться от земли одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень
трудно!
3. “Биг-мак”.
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите
каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно
употребляются вместе (например, один партнер говорит: “Биг”, - другой:
“Мак”; один: “Синее”, - другой: “Небо” и т.д.). Затем объясните, что по
условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и,
кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь
14
ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от
друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг
друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза
еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем
участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая
должна быть большой.
4. “Все на борт”.
Оборудование: любая обозначенная площадка (кусок ткани,
покрывало).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней
величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять
секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей
величины(например, свернуть ткано вдвое, затем втрое и т.д. до тех пор, пока
вообще будет возможным уместиться на площадке)
5. “Прогулка слепых”.
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза
закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по
неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд.
Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно
начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на
пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и
ветками, протискивание между деревьями и т.д (Препятствия могут быть
вымышленными, ведущий сам определяет нужно ли низко присесть,
подползти, перешагнуть и проч.). Финишируйте на каком-нибудь тесном (но
безопасном!) месте.
* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном
молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание,
хлопок по плечу и др.).
6. “Траст - фол”.
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом
друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед,
согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой,
образуя “колыбель” для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем
случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив.
Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то
место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не
убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных
ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии,
чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в
середине.
15
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем
падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения
вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя
(Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
* Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
* Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;
* Голова немного откинута назад;
* Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед
падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: “Готовы страхующие?”
2) СТРАХУЮЩИЕ: “Страхующие готовы”
3) МАЭСТРО: “Падай”.
После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов
(освобождение внутреннего “Я”. Попросите каждого поделиться опытом и
чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение,
сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:
- Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения
и после?
- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в
коллективе?
Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.
На этом “Веревочный курс” закончен. Результаты этой программы вы
получили. Все ли смогли выполнить упражнение? Никто не остался в
стороне? А на вечернем огоньке”. Спросите у детей, чему они научились в
процессе данного курса?
7. «Матрешка»
Все играющие стоят в кругу ( плечом к плечу ). В центре круга - один
игрок - он " Матрёшка ". Игрок - "Матрёшка" стоит с закрытыми глазами. "
Матрёшка " падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу
поддерживают " Матрёшку " руками, не дают ей упасть.
Все участники этого этапа должны побывать в роли матрёшки, чтобы
почувствовать доверие ко всем членам коллектива.
8. «Откос»
Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за
другом. Ведущий с помощью одной воображаемой веревки затягивает петли
на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки). Длина веревки 10
метров.
Задание: не распутывая петель (не разорвав воображаемую веревку),
пройти 100 метров.
16
9. «Гусеница»
Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый
участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними
(ногами) стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку
стоящего впереди.
Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при
этом рук.
Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение
выполняется всей группой с начала.
10. «Пенальти»
Исходные условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными
воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч.
Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния
10 метров.
Ограничения: при промахе счет забитых мячей идет с начала.
11. «Подтягивание»
Исходные условия: группа находится перед турником. Задание:
подтянуться всей группе 100 раз, при этом каждый участник должен
попытаться подтянуться.
12. «Пробка» – Traffic Jam.
А. Содержание деятельности: разделить группу, построить ее
участников в две шеренги. Каждый человек в труппе получает деревянный
квадрат, размером 30x30 см и встает на него. Между двумя шеренгами
помещают одну свободную дощечку такого же размера. А теперь обе группы
должны поменяться местами.
B. Страховка: Наблюдение инструктора, страховка друг друга
участниками группы, соблюдение осторожности.
C. Позиция инструктора: Наблюдение с одного места, откуда видна
вся группа, и расположенного достаточно близко, чтобы в нужный момент
можно было осуществить страховку.
D. Потенциальные проблемы: Недостаток взаимопомощи в группе.
Инструктор должен давать подсказки по сотрудничеству, если в группе
возникают затруднения.
Е. «Легенда»: Перед началом упражнения инструктор рассказывает
короткую историю: Люди, живущие в деревне работают в городе, а люди,
живущие в городе имеют работу в деревне. Наступил «час пик». Все хотят
попасть домой…
17
13. «Связь 21 века»
Команда выстраивается колонной перед флип-чартом, впереди "художник",
который рисует. Задача команды - молча донести информацию до
"художника", передавая её последовательно, рисуя изображение пальцем на
спине впередистоящего (мел+асфальт)
14. «Хвост ящерицы»
Каждому участнику команды крепятся хвостики. Задача оставить соперников
без хвоста
15. «Наскальная живопись»
Участники по очереди с закрытыми глазами рисуют мелом слона
максимально правдоподобно, один «зрячий» помогает команде.
16. «Супермодель»
Участникам команд выдается реквизит офрированная цветная бумага,
ножницы, скотч). Задача команд выбрать моделей и модельеров, которые за
определенное время создадут костюмы и смогут их интересно преподнести.
17. «Черный ящик»
Угадывание предметов на ощупь находящихся в черном ящике (мешке).
18. «Дорога доверия»
Правила игры: Каждый отряд выстроить в колонну друг за другом, дать
всем в руки одну верёвку и завязать глаза. Все отряды поочередно
совершают увлекательное путешествие, преодолевая на пути различные
препятствия. Главное условие игры: все должны внимательно слушать
наставников, идущих рядом и предупреждающих о препятствиях.
Препятствиями могут быть:
бурелом (коробки и бутылки);
туннель (поднятая перекладина);
густой туман (мокрая простыня, колышущаяся над головами);
гремучие змеи (грохочущие бутылки с галькой);
Ниагарский водопад (брызги);
расщелина (узкий проход).
На этом “Веревочный курс” закончен. Все ли смогли выполнить
упражнение? Никто не остался в стороне? А на вечернем
“огоньке”/обсуждении (рефлексия). спросите у детей, чему они научились
в процессе данного курса?
18
Список использованной литературы
1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. Веревочный курс (методика Barron
Adventure). В помощь вожатым ВДЦ «Океан»./ Владивосток, 2011.
2. Веревочный курс: от простого к сложному. Савинов. Д. В., Фоменко
Т. С., Иванов С. В., Щур Е. Ю. К.: Факт, 2007.
3. Гадалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии
учащихся. М.: Просвещение, 1985.
4. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности
учащихся. М., 1998.
5. Игры обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В. Петрусинского. М.:
Новая школа, 1994.
6. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы / В.
C.Кукушин. - Ростов Н. /Д.: Изд. Центр «МарТ», 2000.
7. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. М., 1982.
8. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование как фактор
эффективности совместной деятельности. / М.: Изд. ВШК, 2013.
9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт,
1988.
10. Экшн-тренинг. Методическое пособие. Составитель: А.А. Егоров. - М.:
"Новая цивилизация", 2001.