Статья для педагогов ДОУ "Стратегия развития визуальной культуры педагога"

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №28 Московского района города Санкт-Петербурга
Статья для педагогов ДОУ
«Стратегия развития визуальной культуры
педагога»
подготовила
музыкальный руководитель, психолог
Стрижакова Елена Викторовна
Санкт-Петербург
2015
Стратегия визуальной культуры педагога
«…Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества…»
В.А.Сухомлинский
Переориентация образования на личностно-ориентированную модель приводит к
необходимости создания воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию
личностных потенциалов ребенка.
Необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в
тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к определённым видам
занятий, создаются специфические условия для развития творческих возможностей детей.
В основе творческой активности ребёнка лежит его личная заинтересованность и
переживание, его мотивация и внутренняя самооценка, а также поведенческие
характеристики, которые определяют эмоциональную составляющую ребёнка и лежат в
основе его развития художественно-творческого замысла.
Чем больше ребёнок видел и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей
для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем.
Искусство является целостным способом познания мира, а для ребёнка-
дошкольника средством самореализации, определения своего места в окружающей
действительности и познания самой действительности.
Образовательный процесс занимает значительное место в жизни человека и не
дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом
образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека.
Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их
сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего
педагогическое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу.
1
Среди культурно-образовательных программ значится стратегия развития
визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства, которая
включает в себя технологию фасилитированной дискуссии.
Фасилитированная дискуссия это метод, который позволяет поддерживать
активность группы в процессе внимательного изучения и обсуждения предмета, которая
включает в себя определённую последовательность вопросов, задаваемых учителем в
соответствии с особенностями развития визуального мышления и технику
перефразирования мысли ребёнка.
1
И.А. Зимняя. Педагогическая психология. -Москва «Логос»,2000
Её цель содействовать развитию способностей детей к глубокому, личностному
восприятию художественных ценностей, установление собственной системы связей с
искусством, которая послужит основой для дальнейшего их развития.
2
Исходным материалом служат произведения искусства мировой художественной
культуры, которые дети самостоятельно без вмешательства взрослых рассматривают,
высказывают свои наблюдения. Создаётся единое культурно-образовательное
пространство, в котором педагог выстраивает ситуацию общения учащихся с
произведением искусства таким образом, чтобы способствовать развитию духовного мира
ребёнка, расширять границы визуальной интерпретации произведениями искусств.
Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс
постепенного освоения личностью новых возможностей восприятия и интерпретации
визуальных объектов.
Педагогический инструментарий:
вопросы
перефраз
обобщение
Перед детьми ставятся следующие задачи:
Научить детей вглядываться, развивать способность видеть;
Научить задумываться над увиденным – развитие способности интерпретировать;
Научить эмоционально воспринимать увиденное развивать способность получать
эстетическое удовольствие;
Научить защищаться от деструктивных визуальных воздействий.
Составляющие фасилитированной дискуссии:
Ведущий – педагог-фасилитатор;
Участники дискуссии;
Предмет-обсуждение;
Результат – совокупность обоснованных интерпретаций.
Для развитии дискуссии используются открытые вопросы.
Что вы видите на этой картине? – вопрос, запускающий механизм дискуссии.
Вопрос: Что ещё вы видите? ориентирует и направляет взгляд ребёнка на
неназванные детали художественного произведения.
Что происходит на этой картине?
Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?
2
А.И. Кравченко. «Психология и педагогика» М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
Как вы думаете, кто этот человек (эти люди)?
Что еще мы можем сказать об этом человеке?
Как вы думаете, где это происходит?
Что еще мы можем сказать о том месте, где это происходит?
Как вы думаете, когда это происходит?
Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?
Как бы вы назвали эту картину?
Алгоритм исследования:
Даётся 30 секунд тишины, чтобы почувствовать образ и настроиться на него.
Рассматривая картину, делается акцент на то, что изображено и как изображено.
Ставится проблемно-исследовательский вопрос: почему это изображено именно
так?
Принципы проведения фасилитированной дискуссии:
Не давайте предварительной информации о произведении (предмете обсуждения)
Задавайте вопросы открытого типа
Предоставьте каждому участнику обсуждения возможность быть услышанным
Не высказывайте собственного мнения и не оценивайте ответов детей
Направляйте обсуждение, увязывая сходные суждения и сопоставляя различные
точки зрения
Подведите итог совместной работы
Субъектно-субъектная форма общения способствует с одной стороны снятию
внутренних зажимов ребёнка, а с другой стимулирует обучающий процесс к
саморазвитию чувственного восприятия, способствует смотреть на вещи глазами ребёнка.
Что дает использование метода участнику дискуссии:
Развитие визуальной культуры
Развитие исследовательской культуры
Развитие коммуникативной культуры
Стадии эстетического развития, включающая пять типов восприятия
художественного образа:
Стадия начинающего зрителя (стадия рассказчика)
Конструктивная стадия
Стадия классифицирования
Интерпретативная стадия
Рекреативная стадия («многовариантности восприятия»)
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки
участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие
мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Визуальная культура общения с произведением искусства предполагает развитие
глубинных внутренних психические процессов ребёнка. Это и переплетение зрительной
информации с эмоциями; логического и рационального мышления с памятью и
воображением; фантазии, представлении – с реальностью.
Картина как произведение искусства это особое пространство личностных смыслов,
переживаний, установок, мнений, опыта, добытого и воплощенного в художественной форме
автором.
3
Это пространство художественной визуализации ребёнка, в которой он получает
возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.
Таким образом, методика фасилитированной дискуссии отвечает на запрос
современной школы, находящейся на пути поиска нового личностно-ориентированного
содержания и форм образования. Диагностирует и корректирует проблемные зоны в
развитии ребёнка. Занятия развивают навыки визуального восприятия, способствуют
актуализации собственного «Я» и эстетическому развитию речи, логического мышления,
формируют культурного участника дискуссии.
4
Пример педагогической технологии развития визуальной коммуникации
старших дошкольников в процессе восприятия музыкально-художественных
образов (авторство).
Задачи:
1) развитие сенсорно-перцептивной сферы;
2) развитие творческого воображения и фантазии;
3) развитие произвольного внимания, логического мышления
4) стимуляция раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка
1. Приветствие
2. Вхождение в мир искусств
Детям предлагается попасть в страну живописи, в которой художники с помощью
кисти и красок рисуют картины. Для этого детей просят протянуть ладошки, по которым
педагог тактильно проводит кисточкой, таким образом, приобщая и погружая ребёнка к
миру живописи.
3. Подобрать цвета красок для рисования сюжета определённой тематики.
3
О.Л.Некрасова-Каратеева, М.В Осорина. Психологические особенности восприятия картины зрителем-
ребёнком в музее. СПб, «Специальная литература», 1998. С. 127-169
4
А.И. Кравченко «Психология и педагогика» М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
4. Упражнение «Рассмотри и дай название картине»
На выбор даются 2 картины, например:
Юон.К. «Весенний солнечный день» и Богданов-Бельский Н. «Ловля форели»
Проходит фасилитированное обсуждение произведений изобразительного
искусства.
5. Упражнение «Музыкальная картина»
Хорошая живопись это музыка, мелодия, недаром музыку называют сестрой
живописи.
Задание: Послушать музыку, которой озвучена рассмотренная картина, и скажи,
соотносится ли музыкальный образ с живописным (сопоставление музыкальных средств
выразительности с цветовым решением ).
6. Упражнение «Собери картину» (игра в Power Point)
7. Упражнение «Моё воображение» построено на сюжете рассматриваемой
картины, например, Юон К. «Весенний солнечный день».
Закройте глаза и представьте себе, что вы:
- Сели в санки и заслушались перезвоном колоколов церквей
- откусили вкусную булочку, а остатком накормили собачку
- скатились с горки и столкнулись со своим приятелем
- взяли в руки снег и слепили снежок
- подошли к окну, открыли его и взлетели
А теперь опишите то, что больше всего вам понравилось представлять.
8. Упражнение «Я – художник»
По желанию педагога, отталкиваясь от подготовки опыта восприятия ребёнка
можно предложить:
1. метод наложения картины на лист бумаги и рисования продолжения
картины, того, что осталось за рамкой художественного произведения
2. нарисовать свою весеннюю картину
3. найти место для себя или выбранного предмета, явления непосредственно на
картине.
Самое важное - это атмосфера равно партнёрского игрового общения - детей и
педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет
ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся
структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть
уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их
успехам и удачным находкам.
Очень важно, чтобы в активности ребенка не устанавливалась доминанта
привычного стереотипного исполнительства, а был стимул инициативы, стремления к
достижению, к проявлению своего Я, притязания на признание своих успехов взрослыми.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -Москва :«Логос»,2000
2. Кравченко А.И. «Психология и педагогика».- М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
3. Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности
восприятия картины зрителем-ребёнком в музее. –СПб.: «Специальная литература», 1998.
С. 127-169