Рабочая программа ОДНКНР 5 класс на 2016-2017 уч. год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поломская основная школа»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о.директора школы:
______________________
Л.Н.Декабрьская
Приказ № _____
от «___» _____________
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуре народов России (ОДНКНР)
5 класс
Разработана
учителем русского языка и литературы
высшей категории
И.А. Соловьевой
2016 г.
2
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью
учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . 160 с.: ил.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения должно стать
пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к
равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся
углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом
развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека
есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы
(традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация
авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных
вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей,
которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его
объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие
толкового словарика).
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое
место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
3
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к
окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности
восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую
опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных
религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал,
который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память
фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает
откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.
Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать
условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением
учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка
проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера
народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования
системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной
край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей
идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные
задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5
классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в
начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность
успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей
принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и
вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-
нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
4
Основными целями и задачами
реализации указанной предметной области средствами учебника
«Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что
человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к
поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности
предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не
его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно
определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к
людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуника-
тивные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с
учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность
работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Личностные результаты:
6
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости
и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных
текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
7
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры 4 ч.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и
др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,
упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов
(Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья
хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные
ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение
ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 10 ч.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние
на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.
Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 4 ч.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям,
вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 5 ч.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
8
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016. . 160 с.: ил.
2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф,
2015. . 64 с.
3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
9
Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР
п/п
Тема
урока
(тип
урока)
Элементы
содержания
Характеристика
деятельности
обучающихся
Домашнее
задание
Дата
предметные
личностные
метапредметные
план
факт
В мире культуры (4 часа)
1-2
Величие
многонацио
нальной
российской
культуры
Ученые,
деятели
литературы и
искусства
России в
разные
исторические
времена и эпохи
внесли большой
вклад в
мировую
культуру. В
культуре России
представлен
труд и усилия
разных народов.
Многонацио-
нальная
культура
укрепляла
дружбу
и
добрососедство
народов
Учебный диалог: чтение
и обсуждение текста
учебника.
Рассматривание и
анализ
иллюстративного
материала «Что мы
можем сказать о
профессии этих
людей? Чем они
прославили Россию.
Восприятие и
оценка информации,
представленной в
видеофильме.
Выделение главной
мысли рассказа
учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся
на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля культуры
России».
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Оформлять свои
мысли в устной
и письменной
речи: составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательн
ые тексты с
элементами
рассуждения.
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Подобрать посло-
вицы и поговорки
на темы: «Чест-
ность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
7.09
14.09
3-4
Человек
творец и
носитель
культуры
В процессе
своей жизни
человек
усваивает
культуру и сам
Чтение и обсуждение
текста учебника
«Человек – творец
и носитель
культуры».
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
Подготовить
сообщение об од-
ном из героев
былин, сказаний,
легенд, эпоса
10
вносит вклад в
нее. Вклад
человека в
культуру
зависит от его
таланта,
способностей,
упорства.
Законы
нравственности
часть
культуры
общества.
Конструирование
схем: «Человек
носитель культуры»,
«Человек – творец
культуры» (на основе
иллюстративного
материала). Восприятие
и оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя «Что
такое этика?». Учебный
диалог обсуждение
высказывания
Аристотеля об этике.
Совместная
деятельность в
группах:
«Объяснение
значения пословиц и
поговорок разных
народов». Работа с
рубриками «Жил на
свете человек» и «Для
любознательных»
(составление плана
пересказа текстов).
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
народов России
Нравственные ценности (14 часов)
5-6
«Береги
землю
родимую,
как мать
любимую»
Древние
предания,
священные
книги,
пословицы и
поговорки
разных народов
России о
защите
Родины.
Примеры
Объяснение значения
пословиц и поговорок
о Родине и
патриотических
чувствах. Чтение
текста «Нюргун
Боотур
стремительный» и
составление словесного
портрета героя.
Оценка образца
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Ответить на
вопросы.
5.10,
12.10
11
героизма и
патриотизма,
представленные
в эпических
образах.
словесного
портрета,
представленного
учителем. Совместная
деятельность в
парах: чтение и
обсуждение
башкирской легенды
об Урал-батыре.
Рассматривание
иллюстраций к текстам,
анализ и оценка
выразительных
средств. Учебный
диалог «Обсудим
вместе»: сравнение
эпических героев.
действий.
чувствовать
стыд и вину.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
7-8
Жизнь
ратными
подвигами
полна
Героические
страницы
истории нашей
страны. Подъём
патриотических
чувств россиян
в эпоху
освободительны
х войн.
Примеры
героизма.
Участие
церкви и
церковнослужит
елей в
организации
защиты
Отечества.
Работа с информацией,
представленной в
тексте. Выделение
главной мысли
рассказа-дополнения
учителя. Работа с
рубрикой
«Картинная
галерея»: описание
героя картины.
Чтение и оценка
информации из
текстов об участии в
Великой
Отечественной войне
представителей разных
народов России.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
Ответить на
вопросы
19.10
26.10
9-
10
В труде –
красота
человека
Трудолюбие
как
нравственное
качество
Чтение и определение
главной мысли текста.
Объяснение значения
пословиц (поговорок).
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
Выбирать способы
достижения цели,
проверять и
корректировать их.
Объяснить значе-
ние пословиц
09.11
16.11
12
человека,
основа трудовой
деятельности.
Отражение
отношения к
труду в
фольклоре.
Совместная
деятельность в парах:
чтение и анализ текста
татарской сказки
«Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ
текста «Микула
Селянинович».
Коллективная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему
Микула Селянинович
стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К. Ушинского «Два
плуга?», выделение
главной мысли.
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
ситуаций и
обосновывать
его.
Составлять разные
виды планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать текст,
выделять в нём
главное и
формулировать
своими словами.
11-
12
«Плод
добрых
трудов
славен»
Буддизм,
ислам,
христианство о
труде и
трудолюбии.
Учебный диалог:
обсуждение
высказывания
буддийского монаха
Шантидевы.
Определение главной
мысли текстов
учебника. Восприятие и
оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии».
Формулирование вывода
по материалам урока.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать
стыд и вину.
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Подобрать посло-
вицы и поговорки
народов России о
труде
23.11
30.11
13-
14
Люди труда
В любую
историческую
эпоху, у любого
народа есть
люди,
славные
трудовые
Чтение и работа с
текстами учебника:
Обсуждение проблемы:
«Как может
проявляться любовь к
Родине в мирное
время?» Учебный
Встраивать
этические понятия
в свою систему
знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
Готовить проекты
07.12
14.12
13
дела и
подвиги
которых внесли
вклад в
развитие
культуры
общества
диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие
качества должны быть у
ученика, чтобы его
труд был
успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из
жизни сверстников.
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды,
таблицы,
графики, схемы).
повествовательные
тексты с элементами
рассуждения.
15-
16
Бережное
отношение
к природе
С давних
времен люди с
уважением
относились к
природе. Не
зная ее
законов,
они одушевляли
предметы и
явления
окружающего
мира.
Почему
современный
человек должен
относиться к
природе
бережно и
рационально.
Оживление и
использование
имеющихся знаний:
ответ на вопрос «Как
древние люди
относились к
природе?». Анализ
информации,
представленной в
рассказе-обобщении
учителя. Совместная
работа в группах:
анализ
информации,
представленной в
текстах. Просмотр и
оценка
видеофильма.
Анализ иллюстраций
материалом (учебник, с.
53).
Обсуждение и
формулирование вывода
по материалам урока.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.
Организовывать
работу в паре и в
группе, сотрудничать
с одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Ответить на
вопрос, сооб-
щение о
заповеднике
21.12
11.01
17-
18
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
Семья –
первая «школа»,
где ребенок
получает
уроки
нравственности.
Учебный диалог
на основе
иллюстративного
материала.
Коммуникативная
деятельность:
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
Анализировать
текст, выделять
в нём главное и
формулировать
своими словами.
Формулировать
смысловое
содержание
иллюстраций,
связывать
графическое и
Подобрать приме-
ры произведений
УНТ своего
народа о нравст-
венных качествах
человека
18.01
25.01
14
Знание истории
своей семьи, ее
обычаев и
традиций –
залог
интереса к
культурным
традициям
российского
народа
«Послушаем друг
друга» (традиции в моей
семье). Чтение и анализ
текста стихотворения
«Бабушкины сказки».
Обсуждение проблемы:
«Отражение в
фольклоре народов
России семейных
ценностей».
Анализ информации,
представленной в
материалах рубрики
«Картинная галерея».
Составление
описательного рассказа
по картине.
Совместная
деятельность в
группах: чтение и
анализ народной сказки.
Учебный диалог:
обсуждение темы,
идеи и главной мысли
народных сказок.
Чтение текстов и
анализ главной мысли.
Учебный диалог:
«Любовь главная
семейная ценность».
Анализ текстов и
иллюстраций в
учебнике: семейные
ценности в
православии, буддизме,
исламе, иудаизме.
Оценка информации,
представленной в
рассказе учителя о
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
текстовое
представление
информации
15
Петре и Февронии
Муромских: «О каких
семейных ценностях
повествует история
Петра и Февронии
Совместная
деятельность в парах:
чтение и выделение
главной мысли притчи
«Хлебец с маслом».
Самооценка
выполненной работы.
Учебный диалог: «В чем
состоит ценность
человеческого
общения».
Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
рассказывание о
традициях своей семьи
Религия и культура (10 часов)
19-
20
Роль
религии в
развитии
культуры
Роль религии в
развитии
культуры
человека и
общества.
Использование
религиозных
образов и
сюжетов в
искусстве,
литературе.
Религиозные
праздники,
культовые
сооружения
(оживление
имеющихся
Оживление
имеющегося опыта и
знаний: высказывания
на тему: «О каких
религиозных
праздниках мы уже
знаем? Что мы можем
рассказать о
православном храме,
мечети, синагоге и
пагоде? Восприятие и
анализ информации,
представленной в
рассказе учителя.
Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Сопоставлять
своё мнение с
мнениями
других людей,
нах