Методические рекомендации по проведению игротренинга

Методические
рекомендации по
проведению
игротренинга
Автор составитель слушатель КПК:
«Использование авторских программ
и технологий в работе с детьми
дошкольного возраста»
Симоненко Елена Александровна
Санкт - Петербург
Пояснительная записка.
Игра в жизни ребенка приобретает с самого рождения большое значение.
В играх детей синхронно функционируют три составляющие: подсознание,
разум, фантазия. Они участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и окружающим людям,
распознавая, что следует принять, а что отторгнуть в этом мире.
Игры и игровые упражнения, в которых используются все каналы
восприятия, помогут вам организовать детей, переключить их внимание,
снять эмоциональное напряжение, улучшить психологическую атмосферу в
группе и сплотить коллектив.
Человек научается гораздо большему.
Когда он вовлечен полностью:
эмоционально, визуально, аудиалью и
кинестетически.
Линда Ллойд.
НЛП - Нейро-Лингвистическое Программирование.
НЛП - это многомерная модель структуры человеческого мышления,
связывающая взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и
поведения.
Три основных системы НЛП:
Лудильная Визуальная Кинестетическая
(слышать) (видеть) (ощущать)
Каждая система модели НЛП базируется на пяти сенсорных
каналах: Слух, зрение, ощущения, обоняние и осязание.
Как установить контакт.
В зависимости от врожденных данных и окружения, тренировки, у каждого
человека могут быть в разной степени развиты и использованы сенсорные
каналы восприятия. Поэтому в процессе обучения не все дети одинаково
получают и обрабатывают ту или иную информацию.
Предпочитаемый ребенком способ восприятия информации можно
определить, наблюдая, куда он смотрит в первый момент после того, как ему
задают общий вопрос, не требующий для ответа конкретного канала
восприятия: аудиального, визуального, кинестетического. Так, например, если
взгляд ребенка движется то влево, то вправо - значит, он пытается «услышать»
ответ; если ребенок сначала глядит вверх - он «высматривает» ответ; если он
смотрит вправо и вниз или начинает ерзать - он «чувствует» ответ.
Аудиальный контакт.
Слово и тон голоса, воздействуя на сознание ребенка, безусловно, влияют на
его внимание и дальнейшее действие. При аудиаяльном контакте важно не
только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Ободряющее слово
(например: «Молодцы!»), а так же изменение темпа и динамики вашей речи, е
неожиданным переходом на шепот, способствует усилению контакта.
Визуальный контакт.
При визуальном контакте очень важно использовать мимику, наглядные
пособия, рисунки, схемы и т.д. «Визуальные» дети реагируют на выражение
лица, как на награду или наказание. Поэтому, желая, например, подбодрить
ребенка - улыбнитесь.
Кинестетический контакт.
«Кинестетические» дети очень чувствительны и эмоциональны. Они хорошо
обучаются в играх и активны, когда выполняют практические задания. Им
присущи частые смены настроений, и они увлечены чувствами и эмоциями тех.
О ком они говорят или читают.
Если вы хотите сосредоточить внимание таких детей на восприятии или
какой-либо информации, то, в первую очередь, используйте тактильный
контакт, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Например, можно
одновременно с одобрительным словом погладить ребенка по голове или
коснуться его плеча. Этим детям нужен комфорт, чтобы сосредоточить
внимание на чем-либо. Они проявляют интерес и увлеченность к тому, что
делают.
Используя все каналы восприятия, установите контакт:
- во-первых, с теми детьми, кому нужно «видеть» то, что вы говорите;
- во-вторых, с теми, кому нужно «слышать» вас,
- и наконец, с теми, кому необходимо «чувствовать» вас.
Если при запоминании мы чувствуем, видим и ощущаем информацию
одновременно, то у нас гораздо больше шансов ее восстановить потом в
памяти.
ИГРОТРЕНИНГ - комплексные занятия с детьми дошкольного возраста на
развитие всех каналов восприятия.
Методические рекомендации проведения занятий но
игротренингу.
1. Занятия по «игротренингу» лучше всего проводить в любом просторном
помещении (в зале) или в игровых комнатах.
2. При составлении трупа обязательно надо учитывать возрастные
особенности и уровень развития детей.
3. Количество детей в каждой группе не должно превышать 12 человек.
4х лет - 6 человек
и лет – 6-8 человек
6ти лет - 8-10 человек
7ми лет - 10-12 человек
4. Занятия проводятся 2 раза в неделю для детей 4-5 лет - 25 минут
6 лет - 30 минут
7 лег - 35 минут
При этом следует иметь в виду, что любой предмет дошкольного курса
можно проводить через элементы игротренинга.
Упражнения на релаксацию.
1. Учимся дышать
Дети ложатся спиной на коврик. Нога разведены немного в стороны, руки
вдоль туловища ладонями вверх, глаза закройте, не напрягая век.
«Представьте себе, - говорит педагог, будто бы внутри вашего живота
находится не надутый «воздушный шарик». На счет «1» до «5» начинайте
надувать этот шарик, делая медленный вдох носом и одновременно выпячивая
живот вперед, чтобы показать, как он надувается. Грудь при этом не должна
подниматься. Затем на следующий счет от «1» до «5» делайте спокойный
выдох через нос, возвращая живот в «ИП». Это упражнение на
диафрагмальное дыхание дети выполняют 5 раз подряд.
«Представьте теперь, что к вам пришла добрая фея, и каждый, кого она
коснется рукой, медленно встает, как «пушинка» (бесшумно), и садится ан
свое место»- и педагог - тут же, тихо подходя к каждому ребенку,
дотрагивается об него рукой.
Игры на развитие творческой фантазии.
1. Превращения.
Каждому из детей дается, задают представить себя в роли какого-нибудь
животного: зверя, птицы, насекомого и т.п. Игра ведется по принципу
«эстафеты». После выполнения этюда кем-нибудь из детей, остальные
должны отгадать, кого он изображал.
2. Сказка по открыткам.
Дети сидят полукругом. Педагог показывает всем открытку с каким-
нибудь сюжетом и пускает ее по кругу. Первый ребенок, взглянув на
открытку, тут же начинает рассказывать сказку. При этом он должен
произнести не более трех предложений, а затем передать открытку рядом
сидящему, который в свою очередь продолжает сочинять эту сказку
дальше, говоря не более трех предложений и т.д. Конечная задача учеников
это всем вместе сочинять сказку по единому сюжету.
3. Игра с воображаемыми предметами.
Дети сидят в кругу. Педагог «берет» в руки воображаемые предметы,
например, иголку с ниткой, и «вдевает нитку в иголку». Затем он «передает»
эти предметы первому ребенку, который, определив для себя, что это за
воображаемые предметы, совершает ими дальнейшее действие, например,
«завязывает» узелок, а затем «передает» эти предметы следующему ребенку и
т.д. Когда игра с воображаемыми предметами закончится, получив свое
логическое завершение, то все дети рисуют эти предметы. Кроме того, педагог
может задать какую-нибудь определенную тему для игры с воображаемыми
предметами. Например, «приготовление обеда», «сервировка стола» и
Игры дли развития слуховой, зрительной и тактильной памяти
1. Описание предмета.
Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу какой-нибудь предмет:
авторучку, игрушку и т.п. Дети внимательно рассматривают этот предмет и
по сигналу педагога (хлопок) передают его соседу. После того, как предмет
рассмотрит последний ребенок, педагог её убирает, и все поочередно дают
подробное описание этого предмета.
2. Разведчики.
Дети сидят полукругом. Один из них подходит к столу. Педагог раскладывает
перед ним четыре различных предмета, В течение 5 ударов «волшебной
палочки» ребенок «фотографирует» эти предметы, обращая внимание на то, в
какой последовательности слева направо они лежат на столе. На пятый удар он
отворачивается и называет эти четыре предмета в той последовательности, в
которой они находились. Затем педагог перемешивает все предметы, и по его
сигналу ребенок, повернувшись к столу, раскладывает все предметы в прежнем
порядке.
Педагог может, усложнив это задание, затем спросить, какого цвета тот
или иной предмет, что лежит справа или слева.
Игры на развитие речи.
1. Комар.
«Представьте себе, - говорит детям воспитатель, - что где-то над вашей
головой летает комар, какой звук издает кома, и произнесите «зьзьзь....» и дети
издают непрерывный звук, напоминающий писк комара, а педагог продолжает:
- А теперь ищите глазами воображаемого комара», одновременно непрерывно
издавая «зьзьзь...». Вот, наконец, вы его «увидели». Осторожно приближайтесь
к «комару» и «хлоп! Нет, мимо, - «комар» улетел». Данный этюд повторяется
несколько раз.
2. Дразнилки,
Дета, играя в «дразнилки» вытягивают губы трубочкой и на одном дыхании
произносят : «ми ми ми». Губы при этом должны быть очень подвижными.
Когда «дразнилка» проводится парами, то один партнер дразнит, а другой
передразнивает.
3. Расскажи мне про покупку.
Эта игра проводится в форме диалога - скороговорки.
Сначала педагог, обращаясь ко всем детям, говорит:
- Расскажи мне про покупку.
- Про какую, про покупку?- спрашивают дети.
- Про покупку, про покупку, про покупочку твою.
Затем тот же диалог начинают дети. Этот же диалог-скороговорку дети
могут проводить тарами по кругу: один партнер спрашивает, другой
отвечает.
Для того чтобы некоторым детям помочь в произношении последней
фразы: педагог произносит ее беззвучно, одной артикуляцией губ, а ребенок,
одновременно с ним, повторив эту фразу вслух, внимательно следя при этом за
артикуляцией педагога.
Игры для развития слухового и зрительного внимания.
1. Разные животные.
Дети шагают по кругу. На слово «зайчик», произнесенное ведущим все
прыгают, на слово «лошадки» - все останавливаются и словно лошадки,
ударяют ножкой («копытом») о пол;
На слово «птицы» - все бегают по кругу, раскинув руки в стороны;
На слово «цапля» - все останавливаются и стоят на одной ноге;
На слово «мышка» начинают двигаться очень тихо.
2. Цапля и лягушка.
Дети шагают по кругу. Если ведущий хлопнет в ладоши 2 раза, то все,
остановившись, принимают позу «цапля» (стойка на одной ноге и руки в
стороны);
если он хлопнет 1 раз - все продолжают движение по кругу; если он хлопнет 3
раза, то все, остановившись, садятся на корточки и принимают позу «лягушка»;
если он опять хлопнет 1 раз - все снова продолжают движение по кругу.
3. Рассадить по цветовой гамме.
Дети сидят по кругу. Ведущий рассаживает всех так, чтобы слева от педагога
сидел ребенок с самыми светлыми волосами, а рядом с ним слева - ребенок, у
которого волосы чуть темнее, чем у предыдущего и т.д. Последний ребенок
должен быть с самыми темными волосами. Такие посадки можно сделать по
цвету глаз, одежды, обуви и т.п. Все пересадки проводятся при помощи жестов
и при полной тишине.
Игры по организации учебного процесса.
1. Кто тише.
Дети стоят перед входом в зал (группу). «Представьте себе, обращается к ним
педагог: что в группе чутко спит пушистый кот, а вы должны зайти в группу и
сесть на стулья так тихо, чтобы не разбудить кота».
Первыми в группу входят девочки, а мальчики в это время слушают и
наблюдают, кто из них тише всех вошел в зал и сел на стул. Затем в 1 группу
заходят мальчики и уже девочки наблюдают, кто из них тише остальных зашел
и сел на стул. После того, как все сядут, педагог просит сначала девочек назвать
имена или дать внешнее описание тех мальчиков, которые вошли и сели тише
остальных, а затем с такой же просьбой педагог обращается к мальчикам.
2. Тишина.
«Давайте закроем глаза и послушаем тишину», - предлагает педагог.
В течение одной минуты дети слушаю! звуки в помещении (на улице, за
стеной). Затем они открывают глаза и по очереди рассказывают вес, что
услышали.
Однако не следует допускать, чтобы дети «сочиняли» звуки, так как это
снижает целесообразность данного задания.
3. Запомни свое место.
Педагог раскладывает жетоны разного цвета и формы в любом месте группы.
Дети выбирают из жетонов и становятся рядом с ним. При этом они должны
запомнить его местонахождение, цвет и форму. Далее педагог дает команду
разойтись. Спустя некоторое время, дети, но сигналу педагога должны
вернуться к своему жетону. Игра повторяется до тех пор, пока дети не заполнят
свои места.