Использование инновационной методики обучения в развитии учащихся младших классов


1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»
Использование инновационной методики
обучения в развитии учащихся младших классов
Подготовила:
преподаватель
Гуслякова Наталия Валерьевна
г. Железногорск
2016 г.
2
«Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к
ней, обязательное условие для того, чтобы она широко
раскрыла и подарила детям свою красоту для того, чтобы
она могла выполнить свою воспитательную и
познавательную роль»
Д. Кабалевский
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких
терминов как "обучение", "воспитание", "развитие". Термин "образование",
можно рассмотреть, как существительное от глагола "образовывать". Значит,
мы «создаём», «формируем» или «развиваем» нечто новое. Создавать новое
это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является
инновацией.
(слайд № 3)
Инновация педагогическом процессе) это понятие, обозначающее
введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Эти методы и
формы обучения используют все виды деятельности, которые требуют
творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия
каждого ученика.
(слайд № 4)
Инновационные методы это современные способы достижения цели и
решение задач общего музыкального образования. Появились они в
отечественной музыкальной педагогике как «модель музыкального
образования», основу которой заложил Д. Кабалевский. Для этой модели
характерны направленность на творческое и коммуникативное развитие
учащихся; проблемно-поисковый и образотворческий характер музыкально-
познавательного процесса; изучение музыки во взаимосвязи с другими видами
искусства.
(слайд № 5)
В настоящее время в области начального музыкального обучения
существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и
технологий образовательного процесса педагогическими инновациями.
Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. В итоге
для совершенствования начального музыкального образования особое
значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как
эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом
накопленного педагогического опыта.
3
Опираясь на традиционные методики подготовки юных музыкантов,
используя личный накопленный опыт, прибегая к помощи коллег и научных
разработок, мы, учителя, получаем в итоге новый продукт, который и
называется «инновацией». В современное время это просто необходимо.
Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло
новое поколение детей, которое требует от учителей новых знаний, умений,
быть в курсе последних тенденций. И, пожалуй, самое важное, что в наши
учреждения образования мы зачисляем детей, желающих научиться игре на
различных музыкальных инструментах, имея при этом разный уровень
базовых профессиональных способностей (память, слух, ритм). Основное их
желание – научиться играть.
(слайд № 6)
По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых,
способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для
последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические
программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств
и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-
двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение.
Именно этим часто вынужден заниматься учитель на уроках специальности,
поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося
является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому
сложному виду деятельности как музицирование. Порой приходится
разъяснять, казалось бы, и самые простые вещи: ведь то, что кажется само
собой разумеющимся и понятным учителю, не всегда представляется таким же
учащемуся.
Педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для
начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI
веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций
в музыкально-образовательных учреждениях будет способствовать не только
музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно
обогащать их в целом.
(слайд № 7)
Инновационным подходом к начальному музыкальному развитию
можно считать рабочую тетрадь - раскраску для начинающих музыкантов
«Секреты Дилидона», автор О. Геталова. Рабочая тетрадь поможет лучше
усвоить основы нотной грамоты. В доступной форме даны все самые
необходимые знания, которыми должен обладать учащийся на первом году
обучения. Тетрадь ориентирована на пособие «В музыку с радостью!», но
можно использовать и другие сборники. Различные творческие задания в
4
конце каждого урока помогут закрепить пройденный материал. Картинки для
раскраски и свободные места для собственных рисунков разовьют
художественное воображение и помогут изучить нотную грамоту.
(слайд № 8)
Учебное пособие «Музыкальная гимнастика для пальчиков» составитель
Ковалевская М.А., является инновационным, так как его содержание
направленно на раннее развитие и обучение ребенка в процессе игры на
музыкальном инструменте. При разработке упражнений, которые носят
игровой характер, автор использует народные пальчиковые игры, потешки и
песенки. Они расположены таким образом, что при их выполнении у ребёнка
постепенно происходит постановка руки, закрепляется правильное положение
спины. Достоинство этой пальчиковой гимнастики заключается также в том,
что в процессе её выполнения у ребёнка развиваются музыкальные
способности, ритм, музыкальная память, умение чисто интонировать
мелодию.
(слайд № 9)
Учебное пособие «Веселая музыкальная гимнастика» в двух частях,
составитель С. Барсукова. Сборник состоит из пьес-упражнений, которые
способствуют развитию технических навыков начинающих музыкантов:
исполнение различных штрихов. Двойных нот и аккордов, гаммаобразного
движения, игре двумя руками в зеркальном и параллельном движении,
координации рук. Достоинство этого пособия в том, что нотный материал
постигается юными музыкантами легко, благодаря тому, что основная
часть этих упражнений состоит из 5-6 нот, которые играются на белых
клавишах в одной позиции. Все упражнения ассоциируются с каким-либо
гимнастическим упражнением: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания,
раскачивания. Пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют
усвоению материала и развивают образное мышление учащегося.
Упражнения выстроены в порядке постепенного усложнения материала.
(слайд № 10)
Учебное пособие «Фортепианная школа Фаины Брянской» в трёх частях.
В первой части представлены начальные понятия о счёте, ритме,
звукоизвлечении, нотной грамоте, умении определять на слух интервалы -
посредством игр, стихов, песенок и рассказов. Интересны, образны и
содержательны названия первой части: умелые руки «рассказывают»
считалки; кошачий городок на Волшебном холме знакомит с клавиатурой;
зарядка для пальцев на воздушном шаре; знакомство с интервалами на
рассказе «История о башмаке великана». Во второй части представлены
начальные понятия о строении «музыкальной ткани»; учащийся становится
5
«музыкальным сыщиком» и приобретает базовые навыки чтения нотного
текста; в игровой форме автор «заставляет» ученика исследовать элементы
музыкального текста название произведения, имя композитора, темповые и
метрические обозначения, выявлять жанр, лад, тональность, ритмические
структуры, особенности артикуляции и динамики. В третьей части Фаина
Брянская знакомит учащихся с произведениями Рамо, Моцарта, Бетховена,
Чайковского; с оперными и вокальными жанрами; старинными танцами;
фортепианными миниатюрами.
(слайд № 11)
Учебное пособие «Упражнения - трансформеры» автор Г. Емельянова. В
пособии образно и ярко изложен программный материал в необычной форме:
«упражнения трансформеры» могут превращаться в пьесы и ансамбли,
небольшие этюды и даже произведения крупной формы. Одним из методов
развития музыкальных и технических сторон является последовательное
использование на уроках фортепиано вокально-хоровых навыков учащихся. В
связи с этим многие упражнения сопровождаются подтекстовками, что
помогает осмысленному и правильному интонированию мелодии с текстом.
Кроме того, подтекстовки помогают в работе с учащимися со слабо развитым
метроритмом. Упражнения-песенки проиллюстрированы веселыми образными
рисунками.
В связи с изменившимися подходами к развитию личности ребёнка
необходимо использование инновационных методик, нацеленных на
получение эффективных результатов, всестороннее развитие учащегося,
выработку способов самостоятельного постижения знаний. Педагогические
инновации, внедряемые в процесс начального обучения игре на фортепиано,
будут способствовать совершенствованию музыкального образования.
Литература:
1. Аврамкова И.С. Педагогические инновации в системе начального
обучения игре на фортепиано. Санкт-Петербург, 2007 г.
2. Гаккель А.Д. Фортепианная музыка XX века. М.: Советский
композитор, 1998.136 с.
Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. М.: издательский дом
«Классика – XXI», 2005.
3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2000.
240 с.