Гражданское воспитание учащихся средствами участия в проекте «Благотворительность и милосердие»


Филиал АО Национальный Центр повышения квалификации «Өрлеу»
Институт повышения квалификации педагогических работников
по Акмолинской области
Гражданское воспитание учащихся средствами участия в проекте
«Благотворительность и милосердие»
Подготовил:
Заведующий кафедры
психолого-педагогического сопровождения
профессионального развития учителя
ФАО «НЦПК «Өрлеу»«ИПК ПР по
Акмолинской области»
Мамилина Куралай Куанышбековна
Казахстан-2015
В статье рассматривается теоритические и практические аспекты
Гражданского воспитания учащихся, через проведение благотворительных
акции.
Гражданское воспитание учащихся средствами участия в проекте
«Благотворительность и милосердие»
В настоящее время весь мир переживает один из непростых
периодов: материальные ценности преобладают над духовными, всё чаще
встречается, что даже у детей искажены представления о доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме, толерантности.
О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью
говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым
родителем, школой, обществом и государством в целом.
Духовно-нравственные богатства личности учащегося как гражданина своей
Родины заключается не только в объеме полученных знаний. Сущность
гражданского воспитания заключается в формировании, с одной стороны,
мотивов поведения, а с другой - доступных для ребенка определенного возраста
способов и форм поведения. Среди мотивов поведения особенно существенную
роль играют идеалы и убеждения. Ещё Л.С. Выгодский ставил вопрос о
необходимости изучения идеалов ребенка, т.к. именно они играют огромную роль
в овладении нравственным поведением. Другим основополагающим мотивом
является убеждение. Признак убеждения -наличие собственной оценки, её
аргументации.
В процессе жизни у ребенка формируются и становятся устойчивыми те
мотивы, которые приобретают ведущее значение. Создается определенная
структура мотивационной сферы человека, которая обуславливает
направленность личности. Чтобы этого добиться, современная школа должна
решить сложные задачи воспитания гармонично развитой нравственной личности
молодого человека, который бы не только усвоил навыки умственного труда, но
и, овладевая нужными знаниями в условиях дефицита времени и повышения
информационных нагрузок, формировался бы здоровым духовно и физически.
Был способен твердо сказать «нет!». Имел мощную теоретическую базу знаний о
вредных привычках и их последствиях, волен был сделать свой выбор, по какому
пути идти.
А для этого нужно возродить традиции благотворительности не только в
сознании, но и в сердце-это гораздо сложнее. И здесь ничего не сделаешь без
активного личного участия.
«За всё благодарите. Любите друг друга. Будьте гостеприимны. Будьте
сострадательны, дружелюбны, милосердны. Даром получи, даром и давайте.
Большее счастье давать, чем получать. Прощайте, и прощены будете, помогайте
другим. Сострадайте ближнему своему».
Ни на минуту не сомневаюсь: чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия,
нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным
истокам. Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного
этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь
народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями, черпал воду из
хрустального родника духовности. Эти слова автора программы нравственно-
духовного образования Сары Алпысовны Назарбаевой являются приоритетными
в современном образовательно-воспитательном процессе.
Правила нравственности, основанные на десяти заповедях, предписывают
особые нормы поведения, составляют моральный закон, регулирующий
духовную и нравственную жизнь человека. Правила нравственности помогают
школьникам формировать аксиологическую позицию. Аксиологичность
(ценностная ориентация) это развитие у детей и молодежи мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни,
законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде,
которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие
общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных
морально-этических барьеров, которая служит основанием для формирования
гражданской позиции.
Благотворительность социально ориентированная, добровольная,
бескорыстная деятельность, в основе которой лежат нравственные ценности
альтруизма, коллективизма и сострадания, содержит значительный потенциал
духовно-нравственного воспитания молодежи. В таком качестве она является, с
одной стороны, эффективным средством воспитания и самореализации личности,
с другой – средством решения актуальных социальных и личностных проблем.
Благотворительность как нравственная задача выражается не просто в
готовности поделиться, отдать, но и в готовности вырваться из ограниченности
собственного эгоизма. Только бескорыстия, только самоотверженности
недостаточно необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы
практически воплотить заповедь любви. Милосердие требует не только щедрости,
но и духовной чуткости, и нравственной зрелости, и человеку надо самому
возвыситься до добра, искоренить в себе зло, чтобы суметь другому сделать
добро.
Проблема формирования духовного мира человека, утверждения
нравственных ценностей всегда имела важное социально-педагогическое
значение и вызывала непреходящий научный интерес, что отражено в различных
социально-гуманитарных концепциях, школах и направлениях и является
центральным предметом философско-культурологической, социологической,
психологической и педагогической мысли. Духовно-нравственное воспитание
есть сфера духовного производства, в результате которого происходит внутреннее
осмысление общечеловеческих ценностей, раскрытие способностей и
сущностных сил человека, самоопределение и саморазвитие личности.
Благотворительная помощь должна идти от человека к человеку. Важно
также осознавать и воспитывать роль благотворительности. Дети открыты и
готовы всегда прийти на помощь другому. Мы педагоги должны помнить об
этом. Есть несколько способов и этапов проведения благотворительных акции.
1 этап. Для начало рекомендую провести среди учащихся, школьников
анкетирование, чтобы выяснить присутствует ли у ребят гражданская позиция.
Потребность быть нужным, оказывать помощь людям и желание проявить себя на
поприще добродетели. Любовь к отечеству, своей родной земле и т.д.
2 этап. Дать ребятам самим разработать проект «Благотворительность и
милосердие». Благодаря, которому через добрые дела, благотворительный
общественный труд и т.д. Участие в благотворительности способствует
личностному росту подростков для формирования позитивного отношения к
себе и окружающему миру и их самореализации как гражданина своего
государства.
3 этап. Определить для кого: Благотворительность можно проводить для детей-
сирот из детских домов, для жильцов домов ветеранов, для больных детей
детских отделениях больницы и. т. д. Последующие этапы реализации проекта
«Благотворительность и милосердие».
В первые дни проведения благотворительной акции можно разместить на стендах
и на сайте школы подробное объявление о том, что мы собираем, почему, как,
кому.
-Раздается раздаточный материал по классам.
-На классных часах показывается фильм о том, как проводится акция, для кого мы
собираем подарки.
При проведении благотворительной акции важно:
1. Атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, и
учителя, и администрация на равных основаниях.
2. Обязательное подробное объяснение всех деталей того, что мы делаем: зачем,
почему, кому, и т.д.
3. Непременный финал с показом фильма или фотостенда, в котором дети видят,
кому подарены их подарки.
Важно при проведении благотворительной акции помнить:
Во-первых, бессмысленно принимать участие в подобных акциях разово.
Благотворительностью можно заниматься, только сделав осознанный выбор и
понимая, что быть щедрым и добрым один раз нельзя.
Во-вторых, у каждой акции должен быть финал - нечто, что подводит итог: видео
или фотосъемка передачи подарков, ответные письма от детей из детских домов
или что-то еще. Очень важно, чтобы дети знали: собранные ими подарки не
пропали неизвестно где, а довезены до адресатов.
В-третьих, дети должны знать и видеть, что и взрослые (учителя, администрация)
тоже участвуют в акции.
Важно осознавать, что человек становится активным и начинает действовать в
том случае, когда осознает личную значимость, смысл своей деятельности.
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно
научиться последней, - сказал мудрый Сенека.
Осознание этого придёт к ребятам через участие в благотворительности,
бескорыстной помощи другим людям, маленьким, но личным вкладом в
расстановку духовно-нравственных приоритетов. Такие проекты помогают
сформировать у ребятам образ мира, в котором духовно-нравственные
приоритеты бесспорны.
Гражданское воспитание сегодня все более очевидно становится
потребностью в одухотворении образования, в возвращении его к
первоначальному смыслу: «образовать» значит помочь человеку. Еще
Аристотель заметил, что самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с
добродетелью по отношению к себе, а тот кто поступает по отношению к другим,
а это- трудное дело.
Выработка потребностей в проявлении чувств сострадания, милосердия,
гуманных порывов по отношению к другим людям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию, может способствовать тому, что волонтерский отряд или
просто ребята с класса могут посещать с различными мероприятиями детское
отделение больницы. Например: подготовить общими усилиями Новогодний
утреник, конкурс рисунков на День защиты детей, можно попросить ребят
написать сценарий, распределить роли и сыграть пьесу, где раскрываются
общечеловеческие ценности, концертную программу приготовленную силами
ребят , мастер-классы « В гостях у Самоделкина» и т.д.
На начальном этапе работы в проекте будут встречаться люди, которые будут
ставить под сомнение осущестивление в реальной жизни задуманных идей. Но
сама жизнь неоднократно покажет, что ребята готовы делать добро. Участвуя в
таких благотворительных акциях, дети получат море приятных, незабываемых
впечатлений, понимая, как важно творить добрые дела!
Литература:
1. Назарбаева С.А. Этика жизни-Алматы,2001
2.Мукажанова Р.А.., ОмароваГ.А. Методика преподавания дисциплины
«Самопознание в школе» -Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.
3.Сборник материалов Республиканского вебинара, «Миссия учителя в духовно-
нравственном образовании подрастающего поколения в аспекте образовательной
программы «Самопознание» 2013г.,г. Петропавловск.