Патриотическое воспитание детей средствами хореографии

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Патриотическое воспитание детей средствами
хореографии
подготовила
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Дульян Людмила Александровна
Санкт-Петербург
2015
Патриотическое воспитание детей средствами хореографии.
Главная задача образовательных учреждений дополнительного
образования детей – развитие личности каждого ребенка.
Дети ростки, в которые мы, педагоги, вкладываем зерна духовной
пищи, вливаем эликсир гуманности, красоты и добра.
Моя первоочередная задача как педагога заключается в том, чтобы
духовно сориентировать детей, облагородить манеру поведения, дать им
возможность увидеть себя красивыми, вежливыми, научиться помогать друг
другу, то есть сформировать гармоничную личность.
Как же хореографическое искусство может повлиять на личностное
развитие ребенка?
Искусство в целом и хореография в частности, способствует развитию
чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные
корни, воспитывает патриотические чувства.
Патриотическое воспитание сложный процесс, так как связан с
внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних
переживаний.
При изучении темы Великой Отечественной войны и Победы дети
хореографического ансамбля «Забава» имеют возможность изучать эту тему не
только на занятиях по истории в школе, но и средствами хореографии.
Тема Победы в этот юбилейный год важна для нас, потому что это
святой праздник для всей нашей страны. Сейчас, к сожалению, в некоторых
западных странах пробуют переписать историю и отнять у нас Великую Победу.
Для меня, как педагога, важно донести до детей правильное понимание
исторических событий Великой Отечественной войны.
В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и
приемов в постановочной работе. Педагог-хореограф исполняет работу
режиссера, подбирает музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к
истории, традициям и культуре передается детям.
Так, например, при постановке хореографической композиции
«Журавли» девочки олицетворяют птиц журавлей, символизирующих светлую
память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.
Огромную роль в создании этого образа играет костюм. Он помогает
раскрыть в данном хороводе содержание и главную мысль. Длинные белые
кофты и красные сарафаны с серебряной отделкой дополнены важнейшей
деталью убранства – это рукава «крылья». Рукав не только подчеркивает яркость
исполнения движений, он является символом, раскрывающим действо танца.
Взмахи рук напоминают полет птиц – журавлей.
Важное значение имеет музыкальное сопровождение номера, которое
помогает правильно передать хореографический образ. Хореографическая
композиция «Журавли» исполняется под хоровое пение народного коллектива.
Полное название песни «Не будите журавли вдов России». Прежде чем
приступить к изучению движений дети прослушивают песню, смысл которой
обсуждают вместе с педагогом. Поэтическое название, музыка и текст песни
наталкивают детей на раскрытие характера танца. Строгость манер, плавность
движений, приподнятость головы, своеобразное положение рук, прямая спина,
одухотворенное выражение лица все это составляющие образа, который дети
смогут передать, лишь прочувствовав, «присвоив» его. Вслушиваясь в мелодию
и слова песни, дети проникаются сочувствием и уважением к памяти погибших.
Это способствует воспитанию у них истинно патриотических чувств.
Хореографическая постановка «Победа» иллюстрирует победу в Великой
Отечественной войне. Композиция танца демонстрирует окончание войны. Дети
изображают радость победы: обнимаются, кричат «Ура!» и пускаются в пляску.
Движения Пляски изображают широту души, солдатскую выправку, удаль и
силу народа победителя.
В художественном оформлении номера используется знамя Победы над
рейхстагом, голос Левитана, ставший рупором надежды и силы. Это забыть
нельзя! Дорогой ценой, великими лишениями и жертвами достигнута общая
Победа. И только так, следуя традициям, мы не дадим превратить себя в
обычных потребителей неких благ и привычек, с навязываемой нам размытой и
чуждой идеологией. Нам необходимо сохранить свой национально-культурный
код для будущих поколений.
Список используемой литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность –
М.: Академия, - 2000г. – 624с.
2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т.
Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
3. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им.
Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
4. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с
5. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
6. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
7. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
8. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. –
2000. №2. С. 34-37.