Статья на тему: "Культурное наследие, семья, школа – основа нравственного развития личности младших школьников"


Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №146
Статья
Тема: Культурное наследие, семья, школа –
основа нравственного развития личности
младших школьников
Чагина Жанна Эдуардовна
воспитатель группы
продленного дня
г. Санкт-Петербург
2015 год
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего
успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей
Л. Н. Толстой
Сегодня в высокотехнологичной среде конкурентного мира, когда ребенок входит в
некую сферу нравственных взаимоотношений людей, он уже знает многие нормы
поведения и способен их соблюдать, и здесь главным вопросом становится
формирование нравственной мотивации. Ответственность за становление и
социализацию младших школьников несут семья и школа, в немалой степени опираясь
на культурное наследие наших предков.
Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребенка,
чувства ответственности за свои поступки, а также вопросы, касающиеся условий
эмоционального, нравственного самовыражения личности стояли перед педагогами
всегда. Особенно актуальны они, когда речь идет о воспитании патриотичного и
порядочного поколения.
Воспитание ребёнка одна из главных функций общеобразовательной школы.
«Семья и школа - это берег и море, писал Л.Кассиль. На берегу, ребёнок делает свои
первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это
море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от
берега».
Исходя из анализа работ классиков отечественной педагогики, можно отметить,
что в силу особенностей детской психики, ее способности к копированию и подражанию,
образец взрослых является важным средством нравственного воспитания детей.
Используя предупреждения, поощрения, акцентируя внимание ребенка на
нравственных чувствах и аспектах поведения в отношении других людей, взрослый тем
самым помогает выстроить фундамент морально-нравственного воспитания. Сегодня
педагогу необходимо размышлять, работать в направлении воспитания у детей любви и
привязанности к Родине, семье с ее традициями и наследием. Важно актуализировать у
детей чувство сопричастности с собственной семьёй, родственниками, а так же дать
возможность осознать семейные ценности и традиции, понять правила и особенности
взаимоотношений внутри семьи. То есть главным центром передачи нравственных
ценностей из поколения в поколение является именно семья. Ребенок побуждается к
определенным социально одобряемым поступкам, имея перед глазами некий эталон,
образец поведения, который осознается и является эмоционально-значимым.
Например, ребенок, слушая взрослого, понимает, что разделить что-либо с другими
это хорошо, а причинять боль или обижать людей плохо и самое главное, он
наблюдает, как значимые для него взрослые люди поступают в соответствии с
декларируемыми ими нормами. Это изначально становится регулятором поведения
ребенка и со временем переходит во внутренний план личности, становясь усвоенной
нормой.
Устное народное творчество выступает в качестве еще одного из действенных
инструментов морально-нравственного воспитания, формирования у детей норм этики и
оценочности с позиции добра, справедливости. Рядом исследователей классиков и
современных ученых отечественной педагогики было доказано влияние сказок,
пословиц, поговорок, народных обрядовых праздников на воспитание нравственных
чувств. Использование фольклора с его неизменными базовыми элементами формирует
у детей интерес к семейным традициям и обычаям. А через народные праздники
происходит некий воспитательный процесс, в котором дети приобщаются к истокам
национальной культуры, что позволяет сохранять и адаптировать к современности
этнические особенности и традиции наших предков, пестовать в душе детей уважение и
любовь к традиционной культуре своего народа, окружающим людям. Можно привести
пример из русской традиционной культуры воспитания, отличающейся заботой и
терпимостью к детям: несмотря на то, что возраст детства считался безвинным в силу
«неразумности», это не исключало наказания. Серьезным проступком было проявление
неуважения к старшему поколению. В присутствии взрослых младшим не полагалось
сидеть, нельзя было перебивать речь и вмешиваться в их беседу, затевать шумные
игры и пр. И хотя подобные нормы поведения существовали в старину, какие-то правила
остаются неизменными и по сей день. Воспитательное воздействие на ребенка может
оказывать все то, что личностно его затрагивает, ведь особенностью детского развития
является то, что ребенок не может буквально и в полной мере понимать смысл
обращения к нему взрослого. Поэтому прямое воспитательное воздействие происходит
на личном примере взрослого или через понятный язык описания образов и поведения
героев сказок.
Среди детей есть такие, которые способны проявлять справедливость, честность
взаимопомощь даже если нет контролирующего взрослого рядом. Такое поведение
основано на симпатии, сочувствии другому человеку, предвосхищении собственных
неприятных эмоций от страданий, обиды другого человека. При этом нужно понимать,
что в своей основе нравственность есть универсальная категория, которая имеет
распространение на весь окружающий мир и людей, вне зависимости от степени
родства и знакомства с ними. Мы же чаще всего сострадаем и сочувствуем тем людям,
которые нам близки. Общее нравственное поведение возможно формировать лишь
через внутренние преобразования личности, через изменение нравственной самооценки
растущей личности.
Нравственную самооценку ребенка можно формировать через позитивное
эмоциональное общение с ним, единый и бескорыстный стиль общения с окружающими
людьми. Важно создавать у ребенка собственный положительный образ, давая ему
ощутить чувство значимости, понимание того, что он достоин внимания и доверия.
Именно самооценка ребенка будет основной его нравственного поведения. Если
общение взрослого с ребенком выстраивается в авторитарном стиле, где интересы
растущей личности не учитываются, нет доверия и бескорыстия это в конечном итоге
может формировать лишь прагматичную, внешнюю социально-одобряемую
нравственность.
Резюмируя, отметим сложность и противоречивость формирования нравственной
сферы ребенка. В самом начале усвоение норм ребенком происходит на вербальном
уровне, когда взрослый на словах говорит о допустимом и недопустимом поведении. В
присутствии контролирующего взрослого ребенок выполняет нормы, однако может их
нарушать при отсутствии внешнего контроля. Со временем, по мере развития и
взросления, внешний контроль со стороны взрослых только усиливается, к нему
добавляется контроль со стороны сверстников, и нравственные нормы начинают влиять
непосредственно на поступки ребенка. Формируется некое прагматичное одобряемое
моральное поведение, которое в основе своей может не иметь нравственной мотивации
как таковой. И лишь при условии того, что у ребенка есть потребность сохранить и
укрепить положительный образ себя, усвоенные им категории добра проявляются в
истинном мотивированном нравственном поведении. Такое поведение, подобное
ощущение себя вне зависимости от внешнего контроля устойчиво направляет ребенка
по пути нравственной эволюции. Все это являет собой зачатки нравственности, которые
по мере развития личности дадут надежный стержень, ориентир в нашем современном
сложном мире.
Подводя итоги рассматриваемым аспектам нравственного воспитания младших
школьников, вспомним слова знаменитого русского педагога А. С. Макаренко:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это
наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей
страной».
Список использованных источников и литературы
1. Ботякова. О.А., Зязева Л.К. Прокофьева С.А. Российский Этнографический
музей – детям. - СПб., 2001. 186 с.
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,
1999. 160 с.
3. Мухина B.C. Детская психология. - М., 1999. 352 с.
4. Сухомлинский В. А., Как воспитать настоящего человека: Педагогическое
наследие - М., 1990. – 288 с..
5. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. -
Вологда, 1999. 52 с.
6. Якобсон С.Г.Проблемы этического развития детей - М., 1984. 144 с.