Конкурс «Времен связующая нить: урок в школьном музее»


Конкурс
«Времен связующая нить: урок в школьном музее»
Методическая разработка
урока в школьном музее
по теме «Связь времён в народном искусстве»
Учитель изобразительного искусства
ГБОУ Школа лицей № 1420
Тяпкина Светлана Александровна
Москва 2016 год
1. Аннотация
Народное искусство великая сила, которая связывает прошлое,
настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни,
былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов
декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Однако русские народные сказки и песни стали уходить из быта каждой
семьи. В связи с этим появилась проблема приобщения детей к национальной
культуре. Тема народного искусства становится чрезвычайно актуальной в
педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей
подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому,
к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Школьников необходимо знакомить с истоками русской культуры и
декоративно прикладным творчеством. В народе говорят, если есть доброта,
чуткость, добропорядочность, значит, человек состоялся. Вопрос в том, как,
какими методами воспитать в человеке нравственность. Методическая
разработка составлена для учителей изобразительного искусства, педагогов
дополнительного образования, учителей начальных классов.
Форма проведения: урок - путешествие с элементами творческой
деятельности.
Место проведения: школьный музей.
2. Введение
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в процессе
эстетического развития ребенка. Оно развивает художественные способности
школьника, эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству.
В основной школе учащиеся на примере народных промыслов
приобщаются к декоративно-прикладному искусству своего народа. Каждый
из промыслов: гжельская керамика, филимоновская игрушка, палехская
миниатюра, хохломская роспись и другие — имеет свою историю, веками
сложившиеся традиции, передающиеся от мастера к мастеру. Произведения
народных умельцев являют собой образцы подлинного искусства, в которых
форма, декор и содержание находятся в неразрывном единстве. Это очень
важно донести до сознания детей.
Новизна методической разработки в том, что это виртуальная экскурсия
в прошлое. Это не только интересный рассказ учителя, презентация и
видеофильм, но и ряд практических заданий, которые позволят учащимся
разобраться в тонкостях народного орнамента и приобрести уверенность.
Актуальность данной темы. В современном мире возникла
необходимость учиться понимать и ценить те духовные и нравственные
традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.
Сколько всего интересного и загадочного передали нам в наследство мудрые
наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать
радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и
отзывчивым сердцем. Именно поэтому тема «Связь времен в народном
искусстве» должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность.
Педагогическая целесообразность. Знакомя учащихся с народными
промыслами, важно не заставлять их копировать орнамент, а объяснив
значение символов и декора, предложить им попытаться творчески их
переосмыслить и создать свой образ вещи, которая бы сохраняла традиции
древних мастеров. Конечно, чтобы добиться такого результата, необходима
предварительная подготовка.
Народное искусство богатейшая сокровищница красоты, является
неиссякаемым источником творческой фантазии. Это позволяет воспитать у
детей определенную культуру восприятия материального мира. Именно
поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в
художественном воспитании просто неоценима.
Отличительной особенностью данной темы является знакомство с
современным подходом декоративно-прикладного искусства. Необходимо
обратить внимание детей на новое понимание красоты, на многообразие
техник и материалов. Особо надо подчеркнуть связь современного и народного
декоративно-прикладного искусства. Для художников декоративно-
прикладное искусство сегодня уже не связано с символикой, главную роль
играет красота вещи. Выполняя древние узоры росписи, мастера не всегда
имеют в виду изначальное значение орнамента. Древние образы: древо жизни,
животные, травы, солярные знаки, знаки воды и земли, теперь играют роль
оригинальных модных украшений. Одновременно древние образы стали для
человека, живущего в XXI веке, неисчерпаемым источником творческой
фантазии.
Изделия традиционных промыслов это творения ныне живущих
мастеров. В них многое от нашего времени: и более высокий уровень
профессионального мастерства, и обогащенные временем приемы исполнения,
и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое
проявление его индивидуальности. Но наряду с этим современные народные
промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя ее через излюбленные
образы и мотивы, их разнообразные варианты, через наследственную культуру
народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и
настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее,
осуществляет времен связующая нить.
Цель методической разработки
:
приобщение детей к миру искусства
через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной
культуры, творчества.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из
сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных
мнений и вкусов.
Музейный урок посвящен изучению традиционных промыслов, в которых
сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором,
с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей
степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык
изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие
как народным формам, так и декоративным функциям искусства в
современной жизни.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было
неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство
сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование
художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства
составляет творческий ручной труд мастера.
В музее учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-
прикладного искусства и учатся создавать красоту своими руками. Такие
музейные уроки не только формируют эстетический вкус, но и дают
необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то
есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к
выбору профессии.
3. Теоретическая часть.
3.1. ИСТОРИЯ ФИЛИМОНОВСКОГО ПРОМЫСЛА
Учитель входит в музей в русском народном костюме, в руках глиняная
игрушка. Читает стихотворение Н.Денисова.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно, о народной игрушке.
Перед вами образ филимоновской игрушки потомка одной из древнейших
игрушек России. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и
весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки,
розетки.
Возраст филимоновского чуда достаточно условный (по некоторым данным ей
около семисот лет). Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи
затейливой глиняной потешки пришло в Одоевские края из далекого верхнего
палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов,
городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX
XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня народную
игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона
беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами
Одоевского уезда.
Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как
и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины,
за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось
настолько, что оставалось лишь несколько мастериц Карпова Антонина
Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна , которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес
общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове
игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на
середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и
подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была
создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского
художественно-промышленного училища и потомков филимоновских
мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и
Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову. В
1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична
Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова. У них молодые художники
перенимали секреты мастерства.
3.2. ТРАДИЦИЯ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены
основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие
своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от
предков. И сейчас малыши начинают с того, что подробно изучают старую
игрушку, повторяют ее форму и роспись. Постигая мастерство предков, дети и
сами фантазируют, создавая новые образы, выискивая новые формы игрушки.
В поиске новых форм народной игрушки многократно варьируется,
совершенствуется и образ и роспись игрушки, мастер стремиться достичь
максимальной идентичности с традицией. Филимоновская глиняная игрушка
как художественное явление по праву занимает одно из первых мест среди
своих российских собратьев - дымковской, каргопольской, абашевской и
других.
Творчество одаренных мастеров, принесших славу промыслу, возрастало
на традиционной народной культуре. Достижение отдельных мастеров
глиняной игрушки становились достоянием всего промысла, это
способствовало взаимному развитию и обогащению творческого языка всего
промысла. Игрушка возвращает нас в далекое прошлое с той
непосредственностью и теплотой, которую вложили в них руки мастера, в
историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек, наше
собственное детство.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с
гусем, любота.
2) животные олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.
4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, на лавочке.
Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти
наименований, но стилистические особенности, выработанные многими
поколениями народных мастеров, остаются неизменными.
Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими
свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся
исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую
поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками.
Несмотря на относительную скупость их палитры малиновый, зелёный,
жёлтый цвета игрушки получаются яркими и весёлыми.
Традиция филимоновской игрушки имеет свое продолжения в
современных глиняных игрушках, и в разработанных образах, которые делают
опытные мастера, хранящие опыт предшествующего поколения.
Со временем традиционные народные сюжеты пополнились
индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь
перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на
задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает
привычного медведя), «Чаепитие».
Своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки,
высокие, длинноногие, в характерных костюмах френче в талию, с
погонами, полосатых штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных
сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц. Но самым
настоящим шедевром стала композиция «Любота».
В русской традиционной игрушке не встречается изображений
отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут
принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами
изображений.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку.
Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм,
красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.
3.3 ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ-СВИСТУЛЬКИ
Филимоновская игрушка — это произведение декоративно-прикладного
искусства, самое древнее из подобных ремесел в России. Как считают
некоторые исследователи, каждая игрушка несет в себе глубокий сакральный
смысл. Три круга (или эллипса), составляющие основу каждого изделия,
символизируют Время, Пространство и Материю.
Так же и узор наносится не просто из соображений эстетики. Каждый
символ что-то означает: круг-солнце, треугольник земля, елочки и ростки
символ растительности и жизни.
Предание рассказывает, что в глубокой древности глиняные игрушки
создавались не только ради забавы они были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять, оберегать, людей от всякого зла
защищать. А яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
(для более острого восприятия, учитель свистит в филимоновскую игрушку).
Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен,
существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере,
потому что жизнь здесь текла спокойнее. Местных жителей мало касались
вражеские нашествия, а нравы, поверья, обычаи передавались из поколения в
поколения. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую
силу».
В Тульской области существует поверья, что посвистев в глиняную
свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек
выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга
использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив
окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный
изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века.
Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной
дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные
свистульки, плясали и веселились.
Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и
индюки. Игрушки-свистульки часто изображают то или иное животное, кроме
того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной
игрушки.
Игрушка – обязательный спутник детства. Игрушки-свистульки служили
забавой ребятишкам . Эти маленькие фигурки окрашены в самые яркие цвета
желтый, малиновый, зеленый.
Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она
тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное
значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили
к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку
простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно
ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко
выступающие в русской народной игрушке, требуют внимательного ее
изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в
педагогической практике.
Филимоновская игрушка всегда имеет очень яркий сочный орнамент, из-за
этого ее называю «маленькой радугой» или «солнышком». Подобное
«солнышко» согреет собой взгляд и душу в любую погоду.
Образ медведя и в русском фольклоре и в изобразительном народном
искусстве - один из наиболее любимых. Медведь символизирует силу,
мудрость и доброту.
Мастер - крестьянин или охотник очеловечивает лесного жителя и в
соответствии с этим дает ему свои, крестьянские занятия. В филимоновской
коллекции можно увидеть разные образы медведей: играющего на балалайке,
на гармошке, держащего зеркало, бочонок мёда.
Медведь у народных мастеров - добрый "хозяин леса". Медведь - это
своеобразный "тотем", прародитель, предок - поэтому он очеловечен, он
всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары природы.
У славянских народов медведь считался подателем плодородия земли,
оттого на масленицу завсегда можно было увидеть ряженного медведем в
санях рядом с куклой "масленицы".
Народная игрушка это неистощимый источник юмора, метких
наблюдений за природой, животными и людьми, это память о
мифологических представлениях. Отметим, что в русской традиционной
игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как
считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными
словами связать ребенка с оригиналами изображений.
3.4. ИГРУШКА В ТВОРЧЕСТВЕ
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с
фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной
музыкой. Народные праздникам и старинные традиции, фольклор,
художественные промыслы, в которых народ оставил нам самое ценное из
своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Культура является одним из фундаментальных понятий общественных,
гуманитарных и даже естественных наук. «Уровень культуры эпохи, как и
отдельного человека, говорил А.С. Пушкин, определяется отношением к
прошлому». Приобщение детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину задача особенно
актуальная сегодня.
В традиционной игрушке нашли свое отражение, прежде всего, те
поэтические воззрения на мир, которыми так полны фольклор, сказки, былины
и русские крестьянские праздники.
Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников,
мастеров декоративно-прикладного искусства.
К сожалению, художественно-поэтическое осмысление мира сейчас
стремительно уходит, оставляя после себя памятники материальной культуры,
которые являются связующим звеном между прошлым, настоящим и
будущим, тем Трояном, который и обеспечивает связь времен в народном
искусстве.
3.5. ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕПКИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в
пластическом и цветовом отношениях, наивная самом высоком смысле
этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать
наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Глиняную игрушку
находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно,
изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным.
Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-
нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы
ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали
делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за
изготовлением свистулек, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной
армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты
изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. Лучше
всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется
для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой.
Прежде чем приступить непосредственно к лепке игрушки мастеру
приходилось немало потрудиться, чтобы приготовить глину нужного качества.
По воспоминаниям старых мастериц, заготавливали глину по первому морозу.
Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп
по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались
иногда до двух и более метров. Все это делалось только при морозе. Сверху
гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной
вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает, и колодец не
обваливается. Так испокон веков.
Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности, в сырое
место. Затем готовили небольшими партиями, необходимыми для работы.
Технология примитивная и начинается она с того, что глину засыпали в
деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы
намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было
перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать она это очень любит. И
так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально
выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Раньше
мужик брал балалайку, играл «барыню» или «русского», а бабы надевали
лапти или босиком начинали топтать глину с частушками да прибаутками.
Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком, да чуть-чуть
золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так
несколько раз. Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики
по тридцать-сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой,
покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла
глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить
глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из
глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от
рук, делается маслянистой, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут
в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Бери потом и лепи. Вот такой нелегкий
труд!
Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, она совсем не похожа на
горшечную глину или на глину, из которой лепят игрушки в Кирове,
Каргополе, в других местах. «Синика» сама подсказывает метод работы с нею,
приемы ручной лепки. Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется,
формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет
необходимости лепить ее по частям, примазывая, ее друг к другу. В руках
мастера не остается ни одного лишнего комочка все точно рассчитано.
Только уточку-свисток подмышкой у барыни всегда лепят отдельно. Тем же
способом делают и другие игрушки.
Традиция одна, а вот пластический образ формируется у каждого
мастера по-своему. Каждый личность индивидуальная. Приемы лепки одни,
но каждый мастер вносит в образ игрушки свой характер и свое понятие, свой
темперамент. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера
лепки и оформления изделий. Одним словом, вкладывает в этот кусочек синей
глины свою душу.
3.6.ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими
анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры
малиновый, зеленый и желтый цвета игрушки получаются яркими и
веселыми. Мотивы орнаментов крайне просты и выделяются среди других
узоров, напоминая о давних связях с природой. Это круги - «солнца» и ветки
елочек, ставшие своего рода изобразительным постоянным эпитетом.
Филимоновская роспись похожа на скоропись. Быстрые, неровные линии и
штрихи разной толщины и интенсивности цвета сохраняют живое движение
руки и как бы вводят в сам процесс творчества. Все элементы росписи
выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат
изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и
только мизинцем можно притронуться к изделию.
Игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый
цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой
кисточкой (белка №3.)
Основные элементы - линии, кружки, полосы. Используют красный цвет
(иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)
Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок
№1). Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по жёлтому контуру.
Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки,
геометрические узоры.
Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка.
Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок №1). Роспись
ведётся между красными линиями.