Роль воспитания в современном обществе


БПОУ «Исилькульский профессионально-педагогический колледж»
Омская область
Роль воспитания в современном обществе
подготовил преподаватель
спецдисциплин
Пахоменко Олег Николаевич
Г. Исилькуль-2015год.
Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу
наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью
процесса образования и, следовательно, профессиональной обязанностью
каждого преподавателя и сотрудника.
Воспитательный процесс в колледже во многом зависеть от того, как
воспринимает сам обучающийся это воздействие и какова его собственная
активность в формировании личностных качеств гражданина своей страны.
Воспитательная работа с обучающимися предполагает формирование
морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе
общественных связей и выработку активной позиции по основным
проблемам общественной жизни.
Под типом воспитания понимается то, как воспитывается человек, какие
цели, принципы и механизмы заложены в этом процессе. Различные типы
воспитания обусловлены культурно-историческими особенностями развития
человеческих общностей. При этом в обществах с различными социальными
слоями, классами, конфессиями они могут сосуществать в один и тот же
исторический период, и поэтому идеалы воспитания в разные века были
различны.
Одним из главных объектов обеспокоенности в данное время является
сегодняшнее состояние общества, где серьезное отношение к мысли,
искреннее уважение к науке почти исчезли, всякий живой источник
вдохновения иссяк, где легкомыслие и невежество беззастенчиво
выставляются напоказ, где крепкие убеждения, высокие характеры
становятся редкостью.
В современном обществе идеалом можно считать успешного
конкурентоспособного, креативно - творческого специалиста.
Одна часть молодежи более успешно, чем старшее поколение,
адаптируется к изменившемся социально экономическим условиям, более
мобильно входит в рыночные отношения, занимая там прочные позиции.
Другая ориентирована на «легкие деньги», чтобы их было много и сразу,
расходуя полученные средства во многих случаях не на расширение совего
дела, а на получение удовольствий. Стремление к получению денег любой
ценой нередко толкает ее в криминальные структуры, в полукриминальный
бизнес, о чем свидетельствует рост молодежной преступности, которая
составляет 2/3 от всех правонарушений в обществе. Не сформирована пока
мотивация к производительному труду, трудовой дисциплине, что само по
себе стихийно никогда не происходит, а реализуется целенаправленным
воспитательным воздействием.
Бездуховность молодежи проявляется в негативном отношении к истории
Отечества, его культуре и традициям. Более всего бездуховность молодежи
проявляется в негативных личностных качествах, таких, как эгоизм, цинизм,
агрессивность, утрате положительных моральных качеств и ценностей:
честности, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему.
В ответ на это обществу необходимо проявить решимость, в содействии
системности воспитания в самом глубоком смысле этого слова
системности, которая претендовала бы на объединение различных
непротиворечивых моделей воспитания. Современное российское общество
весьма разнородное по своему социальному составу, по интересам и
мировоззрению, следовательно, нельзя создать единую модель воспитания
для всех слоев молодежи.
Демократизация общества предлагает не только усложнение
общественной жизни, но и ускорение динамики развития, большую
социальную вертикальную и горизонтальную мобильность личности. Все это
вызывает к жизни необходимость формирования у молодого человека
готовности к смене места работа, например, из-за перепрофилирования или
закрытия производства, к смене местожительства.
Человек должен быть готов действовать не по традиционным схемам и
образцам поведения, а исходя из ситуации своего опыта, причем
психологически должен быть готов к резкому изменению своих действий.
Учитывая это, в основу новой модели воспитания молодежи можно заложить
принцип вероятностного поведения, а сама модель будет не традиционного, а
вероятностного типа. Такого рода модель будет приемлема для всех
социальных групп молодежи и может выступать в качестве основы единого
воспитательного пространства для всех инструментов воспитания молодежи,
создавая тем самым предпосылку для интеграции российского общества.
В системе профессионального образования воспитанию уделяется
внимание не меньше, чем становлению квалифицированного рабочего и
специалиста, потому что обучающиеся профессиональных училищ и
колледжей представляют собой особую социальную группу, потому что они:
- быстрее ощущают противоречия рынка, для них реальнее и ближе
перспективы самостоятельной жизни, трудоустройства, взаимоотношения в
трудовом коллективе;
- в отличие от старшеклассников они имеют более надежных фундамент
межличностных отношений и связей, так как он основан на сделанном
выборе – профессиональном самоопределении;
- многие из них испытывают значительные моральные и бытовые трудности
в отрыве от семьи, связанные с нездоровой крименогеной обстановкой, как
правило, складывающиеся вокруг молодежных общежитий.
В профессиональном училище, колледже меняется система отношений,
снизилась роль мастера производственного обучения в решении
воспитательных задач. Воспитательную работу осуществляет педагог
организатор, выполняющий три взаимосвязанные функции: организует
разнообразную деятельность в учебной группе, заботится о развитии каждого
обучающегося, помогает ему в решении возникающих у него проблем.
Мастер в процессе производственного обучения способствует
профессиональной социализации обучающихся, хотя не всегда к этому готов.
Особое значение приобретает толерантность в образовательных
учреждениях с многонациональным составом обучающихся. Там необходимо
очень много сделать для формирования культуры межнациональных
отношений, основанной на уважении к обычаям, религии каждого народа.
Нельзя списывать со счетов, обучающихся с отклонениями в поведении,
работа с отклонениями до сих пор проводится по стандартной схеме:
постановка на учет, формальный контроль, встречи с родителями,
включение в кружковую работу. Такая схема малоэффективна и рассчитана
на усредненный подход ко всем обучающимся. Эту работу необходимо
существенно изменить на основе пересмотра отношения к обучающемуся,
как к потенциальному правонарушителю, характера профилактической
работы, форм и методов социально- педагогической и психологической
помощи обучающимся.
Нельзя строить жизнь по формуле: «хорошая экономика хороший
человек», нельзя ставить проблему экономики впереди проблемы
нравственного оздоровления российского общества. Вопросы развития
производства надо решать одновременно и параллельно с задачами
образования и воспитания, а не за их счет и не после «экономического чуда».
Когда основная масса народа отброшена за черту бедности, первой
заботой государства является подъем экономики, так как голодный
нуждается, прежде всего, не в проповеди, а в хлебе насущном. Значение
материальной стороны бытия как низшей ступени по отношению к его
нравственной стороне падает по мере того, как налаживается быт. Нельзя
заниматься сначала экономикой, а потом человеком. Да и не может быть
созидателем разрушающийся человек!
Список литературы
1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Изд. 2-е.—М., 1992. С.
126-137.
2. Назаров М. Наши идеалы. — Слово,1991. № 1.С. 6 10.
3. В. С. Соловьева. Оправдание добра: Нравственная философия. — В кн.:
Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. М., 1990. С. 130—135.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах.
Т. I. М., 1979. С. 291.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 43.
6. Осухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в
настоящем. — Педагогика, 1995. № 3. С. 62.
7. Педагогическая энциклопедия. М., 1968.
8. Караковский В. А. Стать человеком... М., 1993. С. 5.
9. Федотов Г. П. В защиту этики. — Философия и жизнь. 1991, №9. С. 50.