Проведение Всероссийского урока здоровья в системе дополнительного образования детей (методические рекомендации)

1
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Проведение Всероссийского урока здоровья
в системе дополнительного образования детей
(методические рекомендации)
подготовила
Чумкина Светлана Ивановна,
педагог - организатор
Анжеро-Судженск
2014
2
С большим восторгом и любовью,
И вдохновением горя,
Я воспеваю день здоровья,
Как лучший день календаря!
Всемирный день здоровья - ежегодное событие Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ). Этот день отмечается с момента принятия Устава
Всемирной организации здравоохранения с 7 апреля 1948 года.
Основная цель Всемирного дня здоровья - влияние на общественное
мнение и активизация дискуссий о значении здоровья в жизни современного
человека, формирование здорового образа жизни.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”,
как одна из составляющих, входит организация двигательной активности.
Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из
главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения,
но и детей. В последнее время радио и телевидение, средства массовой
информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность
подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура
перестали быть значимыми для молодёжи.
Важным событием, определяющим дальнейшее реформирование
системы образования России, стал Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования. Стандарт является
одним из ключевых элементов модернизации российской школы и
определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве
одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление
здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности
образовательного учреждения. Многие составляющие образа жизни человека
закладываются в детстве. Ежегодное проведение 7 апреля в рамках
комплекса мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья,
Всероссийского урока здоровья, в соответствии с рекомендациями
Министерства здравоохранения и Министерства образования России (письмо
от 26.02.2003 № 27/2632-6) «О ежегодном проведении 7апреля
Всероссийского урока здоровья», вносит вклад в становление здорового
образа жизни детей, подростков и молодёжи.
В системе образования Кемеровской области формирование здорового
образа жизни – одно из приоритетных направлений деятельности
образовательных учреждений.
Ежегодно в апреле-месяце в учреждениях образования проводится
месячник физкультурно-массовой работы.
Министерство здравоохранения России и Министерство образования
России в письме «О ежегодном проведении 7 апреля Всероссийского урока
здоровья» рекомендуют следующие формы проведения Всероссийского урока
здоровья:
3
- проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных
консультаций, просмотр кино- и видеофильмов;
- организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания:
викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с
обязательным участием старшеклассников в программах для младших
школьников, выпуск медико - профилактических бюллетеней, листовок;
- для старшеклассников организация конференций, диспутов, круглых
столов, культурных мероприятий (КВНов, театральных постановок,
капустников и т.п.).
В каждом образовательном учреждении складывается своя система
проведения Дней здоровья и других мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни: праздники и спортивные
соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы, встречи со
специалистами, работа секций и объединений
Все эти мероприятия носят познавательный характер и, конечно же,
направлены на популяризацию здорового образа жизни. Но они не
отличаются динамикой, движением. Всё-таки, по моему мнению, при
проведении Всемирного дня здоровья и Всероссийского урока здоровья
наибольшее предпочтение нужно отдавать спортивно-массовым
мероприятиям. Не забывая при этом образовательно-познавательные формы
работы.
Массовые спортивные мероприятия не являются обязательными для
всех учащихся образовательного учреждения. Но именно эти мероприятия
позволяют создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, увидеть уровень
подготовленности учащихся, сплачивать коллектив. Поэтому задача педагога
дополнительного образования состоит в том, чтобы, начиная с детей
младшего школьного возраста и до старшеклассников, развивать и
поддерживать интерес к всевозможным формам занятий физическими
упражнениями и спортом. Нужно задействовать все организаторские методы
и приемы для обеспечения мотивации детей к участию их в спортивно-
массовых мероприятиях. Надо привлекать всех детей: и одаренных - чтобы
еще больше развить их талант, и недисциплинированных, нуждающихся во
внимательном и индивидуальном подходе - чтобы привить им стремление
работать в коллективе.
Массовые спортивные мероприятия должны носить интересный
увлекательный характер, учитывать возрастные особенности детей и
соответственно их знания, умения и навыки:
-дети 6-9 лет (1-4 классы), как правило, отдают предпочтение играм,
связанным с бегом, прыжками, метаниями и другими естественными
движениями; для них следует подбирать упражнения, которые требуют
проявления ловкости и быстроты - игры с бегом и своевременным
торможением и остановкой, игры с бегом и увертыванием, игры с метанием
в цель и на дальность из различных исходных положений, игры с
преодолением небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
4
-у детей возрастной группы 10-12 лет (5-6 класс) в значительно большей
степени, чем у предыдущей группы, развиты волевые качества,
самостоятельность, решительность, инициатива. Широко можно применять
бег и прыжки через неподвижные и движущиеся препятствия (бег сквозь
катящийся обруч, «чехарда»); бег с передачей, метанием и ловлей мячей
различных размеров и мелких предметов в цель с уменьшенным диаметром и
на дальность. Становятся доступными упражнения, связанные с более
продолжительными силовыми напряжениями, а также с относительно
кратковременно интенсивными движениями (борьба на руках в парах).
В этом возрасте отмечаются некоторые особенности в выполнении
физических упражнений у девочек и мальчиков. Мальчики имеют
преимущество в беге на скорость, в метаниях на дальность, в упражнениях на
преодоления сопротивления. Поэтому в личных соревнованиях итоги
подводятся раздельно по половому признаку.
- у подростков 13-14 лет (7-8 класс) сердечно-сосудистая система хорошо
приспосабливается к упражнениям с высокой двигательной активностью.
Четко выделяется разница в выполнении скоростно-силовых упражнений у
мальчиков и девочек. В этом возрасте следует больше уделять внимание
заданиям с более конкретным конечным результатом: разнообразные
действия с предметами, лазанья и перелазанья, метание в цель,
перетягивание, ориентация в пространстве, бег с преодолением препятствий.
В играх и спортивных массовых мероприятиях заключены богатые
возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая
различными командными функциями, участники учатся не только
организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих
товарищей воспринимать задачи коллектива как свои собственные.
Грамотно используя различные средства, формы и методы физического
воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную
работоспособность детей, воздействовать на сознание ребят о необходимости
заниматься физической культурой и спортом.
А учреждения дополнительного образования - идеальный центр
решения задач по сохранению и улучшению здоровья подрастающего
поколения. В силу своей специфики они могут ярко выделиться. Например,
наше учреждение – Станция юных туристов. Скальные тренажеры,
специальное туристское снаряжение, – всё это позволяет проводить
уникальные спортивные мероприятия.
К спортивно-массовым мероприятиям относятся спортивные
соревнования, праздники, дни здоровья, первенства, турниры, туристические
слёты и походы др.
Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных
видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной
работы.
Большой популярностью в нашем учреждении пользуются соревнования по
общефизической подготовке. Проводятся эти соревнования традиционно в
5
канун Всемирного дня здоровья и, поскольку не требуют специальной
подготовки, собирают очень большое количество участников.
«Перестрелка», пожалуй, наилюбимейшая игра наших учащихся.
Используя её в образовательном процессе как игру-разминку, мы ещё и
проводим целые чемпионаты по перестрелке между кружковыми
объединениями. И это одна из форм проведения Всероссийского урока
здоровья.
«Дворовое ориентирование». Адаптировав эту игру, мы проводим
соревнования между учащимися начального звена. Кроме личного зачета,
подводится и командный.
Туристские слеты и соревнования всегда пользовались большой
популярностью среди туристов. Это и спорт, и общение, и активный отдых.
Туристские соревнования школьников способствуют их оздоровлению,
приобщению к здоровому образу жизни; имеют большое воспитательное
значение, что отражается в программе, которая может включать
разнообразную конкурсную программу. Таким образом, туристические
соревнования школьников – это комплексное мероприятие, подготовка и
проведение которого требует больших усилий всех организаторов.
Примерная программа туристского слета:
В программу слета можно включить следующие виды соревнований и
конкурсной программы:
- соревнования на туристской полосе препятствий или контрольный
туристский маршрут;
- соревнования по ориентированию;
конкурсная программа:
- конкурс краеведов;
- конкурс туристской песни;
- конкурс юных фотолюбителей;
- конкурс туристских навыков;
- конкурс экологов и т.д.
Туристский поход. Самой доступной и массовой формой туризма
является поход. Туристский поход – это прохождение группы учащихся по
определенному маршруту активными способами передвижения с целями
познания, физического развития, выполнения общественно полезной и
краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских
нормативов, содержательного отдыха.
При проведении мероприятий должны соблюдаться дозировка
двигательной активности. Чтобы физические упражнения не были
утомительными, чтобы снизить эмоциональное напряжение (особенно у
детей младшего школьного возраста) надо включать в программу
спортивных праздников теоретические задания на знание видов спорта,
вопросы из истории Олимпийских Игр, музыкальные конкурсы.
Немаловажное значение имеет судейство во время проведения
мероприятия. Большую помощь в проведении и организации судейства
6
оказывают старшие воспитанники или учащиеся старших классов, получив
инструктаж педагога.
Отдельного внимания заслуживают способы разделения участников
массовых мероприятий на команды, если это не состязание между
кружковыми объединениями или классами. Можно разделить ребят с
помощью жетонов, можно построить по росту и пересчитать на первый-
второй (или на другой счёт, всё зависит от количества команд).
Дерево
Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления
большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия
ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу
состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав
команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы,
по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает
по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь,
выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не
выберут всех участников.
Лидер
У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять
экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе
команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов.
Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).
Собери открытку
Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну
открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно
быть в одной команде. Предварительно перемешав разрезанные открытки,
ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя
картинки.
День здоровья является средством привлечения внимания учащихся к
здоровому образу жизни. Подготовка и проведение дня здоровья в
образовательном учреждении предусматривает целый комплекс
мероприятий, реализуемых в течение дня. Для проведения Дня здоровья в
образовательном учреждении разрабатывается сценарий - детализированный
план мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения
мероприятий, очередности мероприятия.
Примерные требования к проведению Дня здоровья:
- поскольку День здоровья проводится с целью оздоровления детей и
молодежи, его надо проводить с большой двигательной активностью;
- необходимо задействовать абсолютное большинство участников;
- физические упражнения, конкурсы должны быть доступны для всех (а не
только для наиболее подготовленных участников) с учетом возраста, пола.
- спортивные соревнования, конкурсы и другие мероприятия необходимо
проводить в определенной последовательности, чередуя их с отдыхом или
7
проведением соревнований с малой нагрузкой. Паузы для отдыха можно
заполнять номерами художественной самодеятельности, викторинами и т. д.;
- инвентарь, оборудование, которое будет использовано при проведении Дня
здоровья, должно соответствовать возрасту, полу, быть в основном мягким,
без острых, колющих (лыжные палки) предметов, во избежание травм.
- к подготовке и проведению Дня здоровья желательно родительский актив;
- судейство спортивных мероприятий должно быть объективным. Судьями
могут выступать педагоги (к ним, как правило, мало претензий), а также
наиболее авторитетные старшие учащиеся;
- самое приятное для участников Дня здоровья, особенно для учащихся
начального образования – получить памятную награду, приз. Поэтому
заранее необходимо предусмотреть награды.
Приложение
Игры, игры-эстафеты для проведения спортивных часов, «Дней
здоровья», «Весёлых стартов» в зале и на возухе
“Бурелом”
Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли; пролезть в обруч
и бегом вернуться обратно.
“Перекати поле”
Бежать спиной вперёд и с помощью обруча катить мяч до ограничительного
знака и обратно.
“Связка”
Два обруча связаны между собой в виде восьмёрки.
4 участника бегут внутри обручей (по 2 в каждом) до ограничительного знака
и обратно. У линии старта добавляется по одному человеку в каждый обруч,
упражнение повторяется (в обруче 3 чел.), затем добавляется ещё по 1
человеку и упражнение снова повторяется (в обруче 4 чел.).
“Биатлон”
С лыжей на одной ноге добежать до ограничительной отметки, “выстрелить”
приготовленным “оружием” в воздушный шар и вернуться обратно. Каждое
попадание – 1 очко.
“Дружба”
Удерживая лбами большой надувной мяч и взявшись за руки, два участника
команды бегут до ограничительного знака и обратно. У линии старта
передают эстафету следующей паре.
“Посиделки”
Участники команд усаживаются на спортивные скамейки в затылок друг
другу и передают сидящему сзади игроку два надувных мяча. Последний с
8
мячами бежит, садится вперёд и снова передаёт мячи. Эстафета
продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.
“Сбор мусора”
По залу разбросаны воздушные шары. Не трогая шары руками, с помощью
совка подцепить один шар, отнести его в “корзину” и вернуться обратно.
За продуктами для похода”
На противоположной стороне зала на тумбе лежат продукты (чай, соль,
макароны, семечки, сахар, лавровый лист, “Ролтон”, шпроты). Взяв рюкзак,
участник отправляется “за продуктами для похода”. Перепрыгнув через 2
барьера, добегает до тумбы, кладёт в рюкзак 1 продукт, возвращается
обратно и передаёт рюкзак следующему игроку.
“На ковре-самолёте”
Участникам предоставляется возможность побывать в роли Царевны-
лягушки и покататься на “ковре-самолёте”. В ластах добежать до
ограничительного знака, снять ласты, сесть на “ковёр-самолёт”, взяться за
него руками, и отталкиваясь ногами, добраться до конца зала и обратно до
знака. Взяв в руки “ковёр” и ласты, бежать обратно.
“Собери слово”
Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с буквой и
вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда
выстроилась, держа перед собой составленное слово.
Использованные слова: ТУРИЗМ! ПОХОДЫ!
«Паутина».
Между деревьями (на скальном тренажере) натягиваются веревки.
Получается паутина. Все участники обеих команд по очереди должны
перебраться на другую стороны паутины, не дотрагиваясь до верёвок.
«Гусеница».
Участники каждой команды встают друг за другом, берут впереди стоящего
за пояс – это гусеница. По команде ведущего гусеница садится, потягивается,
танцует и прыгает. У какой команды действия более слаженные, та и
получает жетон.
«Меткий стрелок».
Команды должны попасть шишками в корзину, стоящую на расстоянии 4-5
метров. Жетон дается за одно попадание.
«Перейди лужу в галошах».
На ноги всем участникам одеваются целлофановые мешки. Лужа – поле или
зал, где проходят соревнования. Команда, быстрее перебравшаяся на
противоположную сторону, получает жетон.
«Собери палку».
Ведущий заранее ломает две палки на несколько частей, после чего части
перемешиваются и командам предлагается собрать по палке. Кто быстрее
справится – получает жетон.
«Бег в обруче».
9
Участники от каждой команды по одному бегут в обруче до обозначенного
места, затем возвращаются обратно. В обруч встает следующий участник
команды, и они бегут уже вдвоем. Таким образом, к окончанию соревнования
в обруче должна бежать вся команда. Победитель кто добежит или кто
быстрее.
«Коровник».
Каждой команде предлагается «подоить корову» – резиновую перчатку,
наполненную водой. У кого быстрее заполнится «молоком» предложенный
ведущим сосуд, та команда и получает жетон.
«Проходилки».
Два участника от разных команд держат горизонтальную планку низко к
земле (полу). Задача остальных – пролезть под ней, не задев ни планку, ни
землю (пол). Команде выдаются жетоны по количеству выполнивших
испытание.
«Успей пробежать».
Участники команд выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 2-3 м
от каждой команды становятся по два участника, вращающих длинную
скакалку. По сигналу игроки поочередно пробегают под скакалкой, стараясь
ее не задеть. Пробежавшие участники выстраиваются в колонну на
противоположной стороне площадки. Побеждает команда, выполнившая
задание первой и с наименьшим количеством ошибок.
«Прыжки в длину».
Первые номера, встав перед стартовой чертой, прыгают в длину с места,
отталкиваясь обеими ногами одновременно. Приземление фиксируется по
пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера, за ними третьи и
т. д. Побеждает команда, цепочка из прыжков которой окажется длиннее.
«Бег пингвинов»
Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки,
стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) мяч. В таком
положении они должны достигнуть стоящего в 10-12 шагах от них флажка и
вернуться назад, передав мяч руками второму игроку своей команды.
Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжать игру.
Закончившие пробежку встают в конец колонны.
Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
«Вызов номеров»
Игроки стоят перед стойками (флажками, кеглями), расположенными в 15-
20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть
как в колоннах, так и шеренгами.
Ведущий игру громко называет номер, например, «5». Пятые номера бегут
вперёд, обегают предмет и возвращаются на свои места. Кто первыми
пересечёт линию, которая проведена в 4-х шагах перед колоннами
(шеренгами), получает очко. Если в забеге участвуют 3 команды, то
финиширующий первым получает 2 очка, вторым – одно очко, последний –
ничего. Одновременный финиш – по очку.
10
Игроков вызывают в любом порядке, при этом паузы для подведения итогов
после каждого вызова не делают. Новый вызов следует сразу после того, как
последний игрок пересечёт линию финиша. Игра прекращается после того,
как каждый стартует по 1-2 раза.
Как вариант игры, можно организовать «эстафету зверей» или «эстафету
цветов», соответственно называя игроков какими-либо зверушками или
цветами.
«Передал – садись»
Две колонны игроков встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой.
Расстояние между игроками – длина вытянутых рук, положенных на плечи
впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую
входят по одному представителю от команды – капитаны.
По сигналу капитаны передают мяч (двумя руками от груди или другим
способом) первому игроку своей команды, который ловит его и возвращает
его обратно, сразу же принимая положение упор присев. Капитан
перебрасывается мячом со вторым, третьим и следующими игроками, а те, в
свою очередь, выполнив ответную передачу, приседают. Когда последний в
колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда
быстро встаёт. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без
нарушения правил.
«Не промахнись»
Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в
середину круга идёт водящий.
Стоящие в кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный
случай, чтобы запятнать водящего. Он должен всё время увёртываться,
чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего,
занимает его место в кругу, а последний – занимает место игрока. Если
игрок, промахнулся, метая мяч в водящего, то он встаёт на одно колено,
продолжая игру. Второй промах – на второе колено. Третий промах – выход
из игры.
И наоборот, если, стоящий на коленях игрок, попал мячом в водящего, то
снова встаёт на одно колено, дважды попав – встаёт на ноги и продолжает
играть стоя. Игра длится 15-20 минут.
Победителями считаются те, кто всю игру проведут стоя или дольше всех
продержатся в кругу.
«Падающая палка»
Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер
становится в середину круга, держа в руках гимнастическую палку. Один её
конец он ставит на землю, а другой придерживает сверху так, чтобы палка
стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и
отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить
падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный
игрок успел схватить палку, и она не упала на землю, то он возвращается на
11
своё место, а водящий на своё. Если же палка упала, то водящий и игрок
меняются местами.
Победителем считается тот. Кто за установленное время игры меньше всех
был водящим. Если желающих поиграть больше 10 человек — лучше играть
в 2-х кругах.
«Переправа»
Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах
площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу
игроки, продвигаясь прыжками на одной ноге, пересекают площадку и
должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника.
Побеждает та команда, игроки которой быстрее соберутся в «доме»
соперников.
Варьируя игру, можно изменять способы передвижения (бежать или прыгать
в приседе и т.д.)
«Компас»
На земле рисуют круг диаметром 2-3 метра. На расстоянии примерно 3 метра
от окружности пишут (отмечают) стороны горизонта, сверяя направления с
компасом. Играющие становятся в круг спиной к центру и слушают команды
руководителя: «Юг!», «Восток!» и т.д. Услышав команды, все игроки
должны повернуться в указанную сторону. Интересно то, что одним нужно
будет повернуться на 180
0
, а другим достаточно сделать пол оборота,
третьим вообще не нужно поворачиваться. Тот, кто ошибся, получает
штрафное очко. Побеждает игрок с наименьшим количеством штрафных
очков.
Бег командами (поезда)
Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив
руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно друг
друга на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят черту, а напротив
соревнующихся команд на расстоянии 15-20 метров ставят стойку либо
какой-то предмет.
По сигналу игроки в колоннах бегут вперёд до стойки, огибают её и
возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю
дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей
колонной.
Можно провести игру, несколько усложнив ее. Первый игрок —
«локомотив», а остальные — «вагоны». Сначала стойку обегает «локомотив»,
затем «начинают цепляться вагоны» по одному, к концу игры образуя
«поезд».
«Самые быстрые»
Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и
запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом
к центру. В середине круга лежит мяч. Ведущий называет любой номер,
игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в
одну сторону, о чём договариваются заранее), а достигнув места, где стояли
12
раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит
своей команде очко.
Игра проводится 3-5 минут. Выигрывает команда, набравшая большее
количество очков.
Эстафета с поворотами
За общей линией старта выстраиваются 2-3 команды, игроки которых стоят в
колонне по одному. В 12-18 метрах от линии напротив каждой команды -
набивные мячи (любой другой предмет).
По сигналу, направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают
его слева направо 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту,
игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди,
касается его рукой. Это служит сигналом к бегу очередного участника,
который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку
встаёт в конец своей колонны.
«Стой!»
Играющие становятся, образуя круг, рассчитываются по порядку номеров,
запоминают их. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит
на середину круга.
Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер.
Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные
стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!». Все
останавливаются неподвижно там, где их застала команда. Водящий
стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может
увёртываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать,
подпрыгивать и т.п.). Если водящий промахивается, то бежит за мячом, а
остальные снова разбегаются. Взяв мяч, снова кричит: «Стой!» и кидает мяч
в кого-то из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим.
Играющие окружают его, и игра начинается заново.
Правила запрещают кому-либо сходить с места после команды «Стой!», но
пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.
«Пустое место»
Это своеобразные пятнашки с вызовом. Играющие образуют круг. Водящий
бежит по внешней стороне круга. Дотрагивается до одного из игроков, после
чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в
противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются,
подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись,
продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место
в круге. Прибежавший вторым продолжает водить.
Побеждает игрок, который в ходе игры не побывал в роли водящего, то есть
занимал место первым.
«Успей занять место»
Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий
становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера.
Вызванные номера должны немедленно поменяться местами.
13
Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и
занять его место. Оставшийся без места идёт водить.
Номера, присвоенные участникам в начале игры не должны меняться. Когда
тот или иной из них временно становится водящим.
Гонка мяча в колоннах
Две-три команды по 6-8 человек становятся в колонны по одному на
расстоянии 4-х шагов одна от другой. У стоящих впереди в руках по
волейбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей стоящему сзади
двумя руками за головой. Когда мяч дойдёт до последнего, он бежит с мячом
вперёд, (все делают шаг назад), становится первым и снова начинается
передача мяча назад сверху и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока
каждый из игроков команды не побывает первым.
Важно следить за тем, чтобы мяч передавался прямыми руками с наклоном
назад, а дистанция между игроками в колоннах была не менее 50см.
Другой вариант игры предусматривает передачу мяча назад под
расставленными ногами (по коридору). Условия игры те же.
Укладка рюкзака
Место и инвентарь. Зал, площадка; рюкзаки, туристские коврики, спальные
мешки, мячи (любое другое снаряжение на усмотрение педагога) по
количеству команд.
Подготовка к игре. Играющие делятся на 2-3 команды, которые
выстраиваются в колонну по одному за линией старта. На противоположном
конце площадки напротив каждой команды находятся рюкзак и всё
остальное снаряжение.
Описание игры. По сигналу первые два игрока бегут до снаряжения. Первый
сворачивает туристский коврик, второй поддерживает рюкзак и, вместе они
вставляют коврик в рюкзак. Оставляют рюкзак в конце площадки. Третий
игрок бежит один. Сворачивает спальный мешок, кладёт его в рюкзак,
возвращается к команде. Следующий должен упаковать следующий предмет
снаряжения и т.д. Последний игрок застёгивает рюкзак на все ремни, пряжки,
надевает его на себя и бежит к команде. Побеждает та команда, которая
первой выполнила задание.
14
Правила игры "Перестрелка"
Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеется
средняя и лицевые границы площадки. Отступив на 1—1,5 м от лицевой
линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы
образовался коридор («плен»). Дополнительная линия проводится и на
другой стороне.
Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно
располагается в своем городе на одной половине площадки (от средней
линии до коридора). В ходе игры ребята не могут заходить на половину
противника.
Педагог подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те
стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды – получив мяч,
попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник
увертывается от мяча и в свою очередь пытается осалить мячом игрока
противоположной команды.
Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону
коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои
игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный
перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою
половину поля.
Играют 10–15 мин, после чего подсчитывают пленников в каждой команде.
Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в
плену.
В игре соблюдаются следующие правила: салить мячом можно в любую
часть туловища, кроме головы; руками ловить мяч можно, но если игрок
выронил мяч, то он считается осаленным, и идет в плен. Не разрешается
бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. Мяч, вышедший за
границы площадки, отдается команде, из-за линии которой он укатился. За
допущенные нарушения мяч передается противнику.
Правила игры-соревнования «Дворовое ориентирование»
Игра проводится на территории образовательного учреждения или,
например, в парке. Должны быть обозначены границы. На территории,
предназначенной для ориентирования, организаторы игры располагают
призмы – листы формата А4, разделённые по диагонали пополам. Половина
листа закрашена красным цветом, на другой половине вычерчивается
топознак и указан номер КП. Количество КП может быть 5-10.
Участники ищут КП и заносят в карточку топознаки в соответствии с
номером. Результат подводится по времени отыскания КП. Как и в
соревнованиях по ориентированию можно ввести контрольное время.
Штрафы назначаются, если:
- не найдено КП,
- неправильно записан топознак,
- превышение контрольного времени.
1
15
Дистанция "Дворовое ориентирование"
Личная карточка участника
Фамилия, имя участника__________________________________________
Школа________ Класс______
Руководитель_________________________________
Кружок__________________________________
Порядковый
1
2
3
4
5
Условное
обозначение
Время старта___________ Время финиша_____________
Штрафное время_______________
Общий результат __________________
Будет лучше, если на дистанции одновременно находится один участник или
участники из разных команд, чтобы дети не помогали друг другу.
16
Список литературы:
1. Григоренко, Ю.Н., Пушина, М. А. Кипарис-4. Здравствуй, наш лагерь!
[Текст]: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых/ Ю.Н.
Григоренко, М.А. Пушина. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-
208с.
2. Каргина, З.А. Некоторые аспекты содержания и методики учебно-
воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного
образования [Текст] /З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и
дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - 6.- С.18-22.
Курилова, В. И. Туризм [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /
В.И.Курилова. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
3. Маслов, А.Г., Константинов, Ю. С., Дрогов, И.А. Полевые туристские
лагеря [Текст]: учебно-методические пособие/ А.Г. Маслов, Ю.С.
Константинов, И.А. Дрогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 297с.
Озерова, Л. В. Полевая практика по геоботанике с основами экологии [Текст]
/Л. В. Озерова, К. В. Воркулов. – М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 53-78.
4. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]:
сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н.
Семенкова, Т.М. Борискина и др.;под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В.
Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
5. Остапец, А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе
[Текст]/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985.- С.85
6. Поломис, К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии
[Текст] / Пер.с чеш. С.Д. Баранниковой; ил. З.Махитки. - М.:
Профиздат,1990-144с: ил.
7. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся
Российской Федерации [Текст],- М.:ЦДЮТур МО РФ, 1995.- 40с.
8. Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками [Текст]:
практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. - М.: АРКТИ, 2001.- 345с.
9. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей [Текст]: учеб.-метод.
пособие/ М.Е. Сысоева – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999.- 157с.