Нравственное воспитание и этика


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
Статья
«Нравственное воспитание и этика»
подготовил
учитель искусства
Бондал Владимир Евгеньевич
г. Саранск
2015
Ни для кого не является секретом то, что первые знания о правилах
поведения человек получает уже в младенческом возрасте, и естественно, это
происходит в семье. Этика основывается на традиционных представлениях о
добре и зле, на морали, выработанной на протяжении тысячелетий и
запечатленной в священных книгах всех мировых религий. И, казалось бы, нет
ничего проще, опираясь на мудрость предшествующих поколений, выполнять
эти правила поведения, и в мире не станет зла, а добро восторжествует. Почему
же этого не происходит? Ответа однозначного нет. Может быть, потому, что у
каждого человека существует свое мнение о том, что является правдой, и
насколько эта правда сообразуется с жизнью.
Например, человек, умудренный жизненным опытом, пытается донести
до ума и сердца подростка непреложные, как ему кажется, истины о
необходимости получения образования, которое обязательно пригодится в
будущем. А у подростка совсем иное мнение, потому что он опирается на свои
наблюдения идущей вокруг него жизни, и он скептически относится к
получению образования, считая, что главное в этой жизни материальное
благополучие. Это его небольшой, но тоже жизненный опыт. Он прекрасно
понимает, что правда взрослых родителей, учителей, политиков это
своеобразные правила игры, установленные в обществе. Причем, он также
видит, что эти правила постоянно нарушаются. Не явно, так тайно. В этом его
убеждают не только собственные наблюдения, но и друзья-приятели, и
многочисленные «жёлтые» средства массовой информации. И скептицизм
подростка может трансформироваться в цинизм.
То, что мы наблюдаем сегодня в мире, имеются в виду бесконечные
войны в разных уголках планеты, терроризм во всех его проявлениях,
коррупционные скандалы, военные перевороты всё это результат
нравственной распущенности, вседозволенности, размытого, а потому ложного
представления о добре, зле и свободе.
Этика это лишь дитя нравственности. Этике можно научить,
нравственность можно только воспитывать, причем, сообразуясь с совестью,
представления о которой тоже весьма размыты. Но, если подумать, то и
нравственность отчасти является результатом соблюдения этических норм, то
есть, поведения в обществе.
Девиантное равнодушное, дерзкое, а порой и агрессивное поведение
подростков часто является формой протеста и даже мятежа против
неискренности взрослых, которые поучают других и не придерживаются сами
норм и правил поведения в обществе.
Психолог Елена Валерьевна Змановская определяет основными
критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия
отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные
группы отклоняющегося поведения:
1. антисоциальное (делинквентное) поведение (противоречащее правовым
нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию
окружающих людей),
2. асоциальное (аморальное) поведение (уклоняющееся от выполнения
морально-нравственных норм, угрожающее благополучию
межличностных отношений),
3. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (суицидальное,
фанатическое, аутическое, виктимное (добровольное желание быть
жертвой), рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая
зависимость и т.д.).
Причинами девиантного поведения подростков могут быть не только
отклонения от нормы в физическом и умственном развитии (врожденные), но и
социальное неблагополучие (пьянство, конфликты, трудное или, напротив,
безбедное материальное положение в семье, равнодушное, пренебрежительное,
грубое отношение к детям, но также и чрезмерное внимание, балование,
восхваление их как в семье, так и в школе), ну и конечно же, возрастные
особенности.
Логика подсказывает: чтобы негативное явление перестало существовать,
необходимо устранить причины его возникновения. Не так это просто, как
может показаться на первый взгляд. Каждый взрослый человек, даже самый
воспитанный, подвержен эмоциональным перепадам, что не может не
сказываться на его поведении. В том числе и по отношению к детям. В идеале
это недопустимо, а в жизни реальной сплошь и рядом. Это касается как
родителей, так и учителей.
Как ни банально звучит высказывание, оно всё же справедливо: «Дети
зеркальное отражение взрослых». Поэтому поведение людей, кому уже далеко
за двадцать, не всегда оставляет желать лучшего. Особенно, если эти люди
публичны, те, на кого с восторгом и желанием подражать смотрят подростки.
Эти взрослые дяди и тети с телеэкранов и киноэкранов отчаянно сквернословят,
легко оскорбляют, избивают своих близких и совсем не близких людей,
развратничают, пьянствуют. Всё это называется модным словом «пиар».
Смотрите, как бы призывают они зрителей, поклонников, мы такие же, как
вы, ничто человеческое нам не чуждо. Но при этом забывают, что они еще и
«властители дум», что, глядя на них, подросток старается подражать не только
действительно позитивному, что есть в них, в депутатах, артистах, писателях,
но и (что гораздо проще!) негативному. В силу юного возраста, подростки не
понимают, что это тоже игры взрослых, создание имиджа, для популярности,
для востребованности, для самооправдания.
Процесс воспитания нравственности, в отличие от воспитания этичного
поведения, очень интимен, так как нравственность определяется такими
качествами человека как совесть, духовность, вера, душевность, любовь, честь,
достоинство, патриотизм. Причем, они не напоказ, а глубоко в душе человека,
являясь его убеждениями и руководством поступками. «Поступай так, чтобы
ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого
также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»,
писал Иммануил Кант. Как это созвучно с «золотым правилом» из Библии:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», из Корана:
«Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не
делайте другим того, чего вы не желали бы себе», из «Махабхараты»: «Пусть
[человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому», из книги
Конфуция «Беседы и суждения»: «Не делай другим того, чего не желаешь
себе». Казалось бы яснее ясного и проще простого, на всех языках и у всех
народов во все времена основной принцип нравственности один и тот же. Но
что-то не очень хорошо он воплощается в жизни человечества. Мешают эгоизм,
алчность, высокомерие, страх, бездуховность и просто глупость.
Ежедневно каждому из нас, учителей, доводится сталкиваться с
различного рода нарушениями правил поведения нашими учащимися. На
первый взгляд, эти нарушения обусловливаются возрастом детей, и мы их
воспринимаем, как выплеск юной энергии. Беготня и крики во время перемен
это естественно для ребенка, учащегося в начальной школе, уставшего за урок
от долгого сидения и молчания. Другое дело, когда бегают и кричат
старшеклассники. Своими габаритами они могут снести на своем пути кого и
что угодно, а их громогласные возгласы порой содержат грубые, неприличные
и даже матерные выражения. А это уже не просто нарушения дисциплины, а
правонарушения. То же можно сказать и о взаимных оскорблениях, часто
превращающихся в разборки, потасовки и даже драки.
Наши замечания, призывы к совести и разуму не всегда эффективны.
Нарушители привычно извиняются, могут сделать вид, что им стыдно, а могут
и огрызнуться, особенно, если рядом есть «зрители». А через минуту после
этого забывают об этом разовом, а иногда и многоразовом воспитательном
эпизоде.
Мне думается, что это результат размытого представления подростков о
свободе, совести и достоинстве. Свобода в их понимании это независимость,
вседозволенность и распущенность, совесть страх перед наказанием, а
достоинство чувство собственного превосходства и правоты. Они прекрасно
знают, что такое хорошо, и что такое плохо, как следует поступать, и как
поступать не следует. Об этом им говорили и говорят и в семье, и в школе. Но
знать это одно, а делать совсем другое. В индивидуальной беседе с самым
отчаянным озорником становится ясно, что он совершенно иной, чем в толпе: и
представления о морали правильны, и взгляд осмысленный, и речь грамотная.
И начинаешь думать, а где же они настоящие.
А настоящими они становятся только тогда, когда возникает взаимная
заинтересованность ученика и учителя в общем деле, когда ученик начинает
осознавать свою значимость для школы, реализует свой талант, когда он
получает удовольствие не от шалости, а от учебы, от творчества, от занятий
спортом. В нашей школе для этого созданы все условия. Достойная
материальная база, творчески работающие педагоги и тренеры,
художественные и спортивные кружки и секции, есть свои печатные издания.
Проводится множество конкурсов, олимпиад, культурно-массовых,
спортивных мероприятий, большое внимание уделяется патриотическому
воспитанию.
Искренняя заинтересованность как педагогов, так и детей, приносит свои
результаты. И мы вместе, учителя и ученики, гордимся нашими общими
достижениями в олимпиадах, в городских и республиканских творческих
конкурсах, в спартакиаде школьников, в спортивных турнирах. Гордимся, и по
праву, что ни в одной школе не только города, но и республики не проводится
на высоком уровне столько мероприятий, посвященных памяти ушедших из
жизни воинов – выпускников нашей школы. Гордимся нашими кадетами
участниками Парадов Победы, достойно представляющими школу в кадетском
движении республики. О нашей школе знают, к нам приезжают и из районов
республики, и из городов Приволжского Федерального Округа. Думаю, все
согласятся, что это и есть воспитание нравственности, лучших человеческих
качеств: совести, чести, достоинства, коллективизма, патриотизма.
Именно о патриотизме хотелось бы сказать особо. Простые мальчишки:
Боря Бибнев, Леша Шутов, Сашка Ширшонков. Кто бы мог подумать, что у
этих мальчиков такой твердый характер, такая железная воля и великая любовь
к Родине, к своим соотечественникам. Они погибли, но не ушли в небытие. Мы
помним их не только как наших воспитанников, но как российских воинов,
кавалеров Ордена Мужества. В память о Борисе проводится Турнир городов
России «Кубок школы №27» по дзюдо. Республиканские соревнования по
спортивной ходьбе в память о Леше Шутове, по настольному теннису в
память о Саше Ширшонкове. Патриотизм слово не пустое, это удивительное
состояние души, возлюбившей не только пращуров своих, но и живущих рядом
с вами родных по духу людей.
Мы чтим память всех защитников Отечества, мы воспитываем чувство
единства прошлого с настоящим, потому что верим в будущее России. И не
случайно школа №27 получила высокую награду Почетный знак «За
активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской
Федерации».
Не бывает нравственности врожденной, она воспитывается трудно, порой
болезненно, в сомнениях, в душевных переживаниях, через потери,
непонимание, или недопонимание подчас даже близкими людьми. Она не
знаменуется достижениями, победами, славой. Быть нравственным человеком
не цель жизни, а самая что ни на есть настоящая, полноценная жизнь. И
главными помощниками в этой жизни были всегда, есть, и вечно будут вера и
любовь к ближнему.
Список использованной литературы.
1. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд.,
испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
2. Кант И. Критика практического разума / Пер. с нем. – СПб.: Наука, 1995.
528 с.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категорический императив.