Интеграция видов искусств как основа развития творческого потенциала детей


КГКП «Детская школа искусств»
г.Сатпаев, Карагандинской области,
Казахстан.
ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ.
Подготовила преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Гребенникова Людмила Михайловна.
Сатпаев 2016 г.
Интеграция видов искусств как основа развития творческого
потенциала детей.
Наше время это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут
свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж
страны на должный уровень. Поэтому главной задачей музыкальной педагогики является не
только формирование музыканта, но и формирование развивающейся личности в
развивающемся мире. Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в
формировании личности чрезвычайно высоко. «Человек, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по
психическому складу», - утверждал Б. Асафьев
В основе развития творческих способностей лежат психические свойства личности:
память, внимание, мышление, воображение. Согласно Гилфорду, педагоги, ставящие своей
целью развивать у детей творческие способности, обязаны уделять «особое внимание
дивергентному мышлению». Дивергентное мышление характеризует четыре основных
качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и
эмоциональный характер, необходимо перечислить специфические предметные факторы
музыкально-педагогической деятельности:
- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться формирующим
конкретные творческие навыки и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке
атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной
деятельности учащихся, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить
серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия
видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Современные образовательные процессы, связанные с гуманизацией образования,
требуют от психологов и педагогов решение актуальных на сегодняшний день проблем.
Особое внимание ученых сконцентрировано на создании оптимальных психолого-
педагогических условий, позволяющих развивать творческие способности учащихся,
улучшать их личностные качества. Сегодня, передать знания, сформировать у учащихся
определенную систему навыков и умений не самоцель. Гораздо важнее пробудить
интерес к познанию. Детская школа искусств наиболее удачная, проверенная временем
образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций.
Именно в таких школах возможна плодотворная интеграция искусств, позволяющая ребенку
освоить мир искусства, создать собственный, что называется «золотой запас впечатлений»,
выстроить для себя четыре главных «столпа образования», то есть: научиться познавать,
научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Педагогическая деятельность в учреждениях музыкального образования детей имеет
свою специфику. Важно, чтобы эта деятельность была связана не только прагматичным
предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а
с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и
совершенствования учащегося как субъекта собственного развития. От педагогов требуется
существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять
активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять
принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.
При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем
как внутренней между предметами, преподаваемыми на музыкальном отделении, так и
внешней между предметами художественно-прикладного, театрального и
общеобразовательного направлений. Интегрированное воздействие искусств на учащихся
является основой развития художественно-творческих способностей, которые являются
основой для творческой самореализации личности. Интегрированность образовательного
процесса является одним из условий, обеспечивающих проявление и развитие
творческого потенциала учащихся.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна, снимается
утомляемость за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается
познавательный интерес. Такой подход к уроку предполагает привлечение не только
музыкальной информации и различных видов искусств, но и знаний из разных областей,
благодаря которым у учащихся складывается целостное представление о рассматриваемом
объекте (композиторе, эпохе, стиле). Связь различных видов искусства музыки, поэзии и
прозы, живописи, архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым
востребованным видом интеграции. Музыка вызывает слуховые представления, живопись
зрительные, архитектура пространственные, а их сочетание создает целостную картину
бытия.
М.Чюрленис литовский музыкант, художник, поэт, писал: «Нет рубежей между
искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру», и
всю жизнь воплощал идею синтеза искусств.
Н.А.Римский-Корсаков отмечал: «Жизнь дает образ и мысль, и нужно создать в своём
воображении настроение, а музыка даёт настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и
образ».
Интеграция разных видов искусства на уроках теоретического цикла позволяет наделить
произведение одного вида искусства чертами другого, тем самым значительно обогатив
внутренний мир учеников, их образное, эмоциональное мышление.
С древнейших времён ярко прослеживается связь музыки с танцем. Известная русская
балерина Г.Уланова замечала: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я
всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения
побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится
более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, чёткость,
ритмичность». А об известной балерине А.Павловой говорили, что её движения это
«танцующая музыка».
На уроках музыкальной литературы, слушания музыки и хора в качестве творческих
элементов урока можно использовать танцевальные движения, наиболее подходящие тому
или иному музыкальному фрагменту, всевозможные инсценировки, музыкально-
танцевальные игры. Особенно эти формы работы актуальны при знакомстве с первичными
музыкальными жанрами, а также в качестве способа отражения музыкальных форм, средств
музыкальной выразительности.
На уроках сольфеджио очень полезен метод пластического интонирования,
заимствованный из хореографического искусства движения рук, идущих за звуком. Они
дают возможность ребёнку увидеть мелодический рисунок произведения, номера или
диктанта, разобраться в строении, тем самым способствуют осознанному определению на
слух, исполнению, записи. Также целесообразно применять ритмические упражнения
движения группами под музыку, в определённых ритмических рисунках.
Важнейшая сторона интеграции предметов теоретического цикла с
общеобразовательными тесная взаимосвязь музыкального искусства с историей. Ведь
важнейшей частью истории является изучение художественной культуры как явления
общественного сознания. Музыкальные произведения своего времени обязательно отражают
в себе и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию и надежды
народа. Полезно проводить параллели между историческими событиями одного времени в
разных странах и оценивать степень их взаимовлияния и влияния на культуру. При
сравнении различных произведений нескольких авторов также целесообразно сравнивать и
исторические особенности их создания. Не стоит забывать про связь музыки с географией и
биологией. Ведь, говоря об эпохе, стиле, конкретном композиторе и его произведении,
педагог обращает внимание не только на время, но и на место.
«Выразителем» математических принципов в музыке является предмет сольфеджио.
Здесь педагог может разнообразно использовать математический инструментарий (цифры,
математические понятия, графические оформления, содержащие математические знаки,
формулы) в целях развития музыкального слуха, возможности краткого и более доступного
объяснения, понимания и осмысления учащимися как самой музыки, так и музыкально-
теоретических понятий, на которых базируется музыкальный слух и его развитие.
Огромную помощь в творческом развитии учащихся и интеграции различных видов
искусств, предметов общеобразовательного цикла оказывают новые технологии, а именно
музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного
искусства. Сегодня мультимедиа технологии это одно из перспективных направлений
учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация
обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс
самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного,
творческого, исследовательского характера. Преподаватели, использующие компьютерные
технологии в своей практике, отмечают, с одной стороны, как много личного времени
тратится ими для поиска, систематизации, оформления информации, но с другой стороны
возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание детьми уроков, успехи на
олимпиадах, конкурсах. И именно эта сторона должна быть основополагающей при
принятии решения в пользу применения компьютерных технологий в музыкально-
образовательной деятельности.
Ещё один значимый момент, лишний раз демонстрирующий истинное предназначение
школ искусств, что в развитии детей должно выступать живое искусство и творчество.
Созданная в процессе творческого взаимодействия учащихся и преподавателей разных
отделений нашей школы Детская филармония это очень хороший проект, где школу
творчества, которую проходят дети, не сравнить ни с какой другой. Здесь проводятся лекции-
концерты, лекции - музыкальные путешествия, творческие вернисажи, музыкальные
спектакли. Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в
сложнейшую сферу творческой деятельности сферу исполнительского искусства, становясь
полноправными участниками и создателями этих мероприятий. Такая направленность
создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные
предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации
эмоциональной сферы ребёнка. В городе, филармония нашей школы, обрела свою аудиторию
и круг единомышленников.
В основе этой деятельности особое место занимают социальные интеракции. Поскольку,
интегрируя в социум, ДШИ включает в процесс функционирования филармонии
представителей разных сфер деятельности, разных профессий. Складывающие интеракции
являются разновозрастными и представляют собой пространство сотворчества взрослого и
ребёнка.
Школьная филармония решает следующие задачи:
1. Восполнить и преодолеть дефицит культурных потоков, традиционно имеющий
место в социокультурной среде города;
2. Содействовать духовному обогащению людей через приобщение их к мировым
культурным ценностям;
3. Осуществлять массовое эстетическое воспитание;
4. Объединить культурно-просветительскую работу школы в целостную систему;
5. Реализовать приобретённые навыки учащихся в практической деятельности;
6. Совершенствовать детское коллективное творчество, исполнительское
мастерство учащихся;
7. Способствовать повышению интереса родителей к дополнительному
образованию, обеспечивающего качественный набор детей в ДШИ.
Итак, в качестве одного из возможных и наиболее оптимальных организационно
педагогических условий развития творческого потенциала детей является создание в
процессе творческого взаимодействия детей и взрослых в образовательном
пространстве ДШИ такой структуры как филармония.
Ничто не раскрывает так полно и рельефно натуру человека, его душу, как то, что он
творит. Тот, кто сам ощутил радость творчества в какой-либо области искусств,
способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие. Надо вооружиться
универсальной технологией, чтобы разбудить и максимально развить творческие
возможности каждого и воспитать эстетическое отношение к действительности,
отношения, призванного творчески преобразовывать мир по законам красоты.
Список использованной литературы:
1.Бардин К.В. Как научить детей учиться. Москва, Просвещение 1987
2.Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. Москва,
2006
3.Дьячкова Л.М. Инновационные формы работы на уроках музыки. Биробиджан, 2006.
4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникативных средств. Москва, 2005.
5.Смолина Е.А. Современный урок музыки.
6.Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной
деятельности. Волгоград, 2008.
7.Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Москва, 2007.
Использованные материалы и интернет ресурсы:
1.Материалы с сайта nsportal.ru
2.Материалы с сайта infourok.ru