Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Педагогический проект

Кузичкина Наталия Ивановна

учитель начальных классов МБОУ

«Жердевская СОШ» Тамбовской области

2016 г.

Использование технологии квест

как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности младших школьников

2015-2016 уч. год

Актуальность

Ключевое условие реализации ФГОС – это системно-деятельностный подход в образовании. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним относится проектно-исследовательская деятельность и образовательные квесты.

Противоречия и проблема

растущие потребности общества в интеллектуально развитых инициативных людях

Для активизации учебной деятельности младших школьников необходимо использовать технологии, наиболее соответствующие требованиям, предъявляемым к содержанию образования, и формам, наиболее соответствующим потребностям ребёнка в игре и развитии.

обучение, ориентированное на среднего ученика

большой объём теоретического материала по всем школьным предметам

снижение интереса к обучению у детей

необходимость развивать самостоятельность в решении практических задач

недостаточная загруженность способных детей для развития их общеинтеллектуальной деятельности

Цель:

Цель:

  • активизация учебной деятельности младших школьников посредством использования технологии квест , переориентация учащихся из позиции потребителя информации в активного участника учебного процесса.
  • Задачи:

  • изучить методическую и методологическую литературу по использованию технологии квест;
  • подобрать банк диагностик для мониторинга сформированности коммуникативной и информационной компетенций у учащихся;
  • изучить стратегии оценивания (стартовую, формирующую и итоговую и возможности их применения в ходе реализации квеста);
  • разработать конспекты уроков и внеклассных мероприятий с использованием технологии квестов;
  • апробировать приемы технологии квестов;
  • провести мониторинг эффективности данной технологии;
  • обобщить опыт применения технологии квест в образовательном процессе;
  • распространить полученные результаты.

Новизна

  • заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения посредством использования образовательной технологии квест, которая способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций учащихся с учётом воспитательной компоненты и дополняет традиционную парадигму учитель – учебник – ученик актуальной парадигмой ученик – информационная среда – учитель. Данная парадигма является приоритетной в процессе организации активизации познавательной деятельности и повышении мотивации учеников на уроках и во внеурочное время.

Предполагаемый результат

повысится заинтересованность учащихся в изучении учебных дисциплин, мотивация обучения

учащиеся научатся основам самообучения и самоорганизации, работать в команде (планировать, распределять функции, взаимопомощи, взаимоконтролю)

повысится уровень воспитанности информационной культуры учащихся

Участники проекта

руководитель

Кузичкина Н.И

учащиеся 3 г класса

МБОУ «Жердевская СОШ»

социальные партнёры –

педагог-психолог, родители

благополучатели –

учителя начальных классов

Сроки реализации проекта

внедренческий

сентябрь 2015 г.-май 2016 г.

подготовительный

август 2015 г.

аналитический

май 2016 г.

Постановка проблем

Загадка

Прохождение

маршрута

Подготовка итогового продукта

Рефлексия

и оценка

Базовая модель квеста

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправ-ленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры [3].

Быховский Я.С.

На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс:

На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс:

  • как дидактическое средство: Багузина А.И.;
  • как интерактивная методика: Шаматонова Г.Л., Кадемия М.Ю.;
  • в контексте ресурсно-ориентированного обучения: Кононец Н.;
  • как средство реализации метода проектов: Дубаков А.В. и другие;
  • для подготовки учащихся: Напалков С.В., Грабчак Д.В.;
  • как средство развития медиакомпетентности учеников: Бадарацкий А.В., Григорьева И.В. и другие.

Классификация квест-технологии

По уровню применения

предметная

По научной концепции усвоения опыта

развивающая

По отношению к ребёнку

личностно-ориентированная

По ориентации на личностные структуры

в зависимости от типа, целей и задач квеста (информационная, операционная, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная, технология саморазвития, эвристическая, прикладная)

По типу организации и управления познавательной деятельностью

игровая технология

Квест

Развитие читательских

компетенций

Тренировка и

развитие навыков информационной

деятельности

Способ формирования

мотивации

Междисциплинарность

Развитие

творческого

потенциала

Развитие

коммуникативных умений

Методический потенциал

квестовых технологий

Механизмы реализации проекта

Организационно-деятельностные

Проведение учебных занятий с применением

технологии квест

Рефлексивно-аналитические

Представление результатов диагностики учащихся

Информационно-образовательные

Работа с информационными источниками

Мотивационно-потребностные

Педагогическое просвещение и психологическая подготовка родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы)

Начальный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определяет цели и задачи квеста, целевую аудиторию, количество участников, сюжет и форму квеста, пишет сценарий, определяет необходимое пространство и ресурсы, количество помощников, организаторов, назначает дату и интригует участников.

Знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-5 человек на 1 роль.

Ролевой этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Помогает в осуществлении выбора учащимися;

координирует деятельность учащихся при решении поставленной проблемы; оказывает методическое сопровождение при работе над квестом

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

напоминает сообщенные в начале занятия критерии и параметры оценки квеста, совместно с учащимися заслушивает отчеты групп о проделанной работе (рассказ о сделанных презентациях или веб-страницах) и оценивает работу детей. Подводит итоги квест-урока

Команды представляют результаты своей работы в форме презентации или сайта, участвует в оценивании работы по заранее определенным учителем критериям. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

План реализации

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Провела контект-анализ по теме;
  • Создала рабочую группу;
  • Разработала план реализации проекта;
  • Подготовила методическую базу;
  • Разработала критерии эффективности проекта;
  • Прошла обучение:
  • - мастер-класс «Интерактивная и нелинейная презентации в образовательном процессе»,

    - мастер-класс «Дидактические игры онлайн как средство достижения планируемых результатов» - ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»;

    - тренинги Intel из серии «Элементы» «Метод проектов» и «Метод сотрудничества»;

  • Провела вводную диагностику (Модифицированная методика «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой)

План реализации

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

  • мотивирование учащихся на участие в социально значимой деятельности;
  • родительское собрание «Как развивать интерес к учёбе?»;
  • проведение уроков и внеклассных мероприятий в форме квест;
  • участие в межрегиональных web-квестах

Web-квесты

Конспекты и сценарии

Урок-квест «Единицы массы. Центнер (Урок введения нового знания

Квест-игра «Волшебные помощники в русских народных сказках»

Квест-игра «Космическое путешествие»

Квест-игра «День русских традиций»

Квест-игра «Путешествие в Игромир»

Веб-квест «Личная безопасность школьника»

Квест-бродилка «Найди клад»

Библиоквест

Библиотечный квест - создание игровой электронной или бумажной игры о книге, чтении, библиотеке.

Апробированные игровые приемы: викторины, игры-путешествия, театрализованные игры, ролевые игры. Непременное условие – героями всех игр были книги, библиотеки, читатели.

Эти виды игр привлекательны еще и тем, что их действие связано с приключениями, погонями, риском.

Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам.

  • Семейный квест «Книжная галактика»
  • Новогодний квест в библиотеке

Участие в сетевых web-квестах

Веб-квест-технология (анг. «quest» - поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой учащимися используется информация из интернет-источников

Итоги сетевых web-квестов

Наши работы

Личная страничка команды

В ходе организации работы школьников над web-квестами реализовывались следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и интернет - ресурсами; расширение кругозора.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Образовательный web-квест

недостатки

достоинства

повышение учебной активности

готовый список сайтов

готовые шаблоны для работы

компьютерная грамотность

доступ в Сеть

АНАЛИТИЧЕСКИЙ анкетирование, анализ и подведение итогов проекта Предметные результаты

Качество знаний, %

100

50

русский язык

математика

литературное

чтение

окружающий

мир

Качество самостоятельной работы (%)

  • Способны работать самостоятельно, но под руководством педагога
  • Помощь нужна лишь при планировании и оформлении самостоятельной работы
  • Способны справиться сами
  • начало конец

35

50

15

35

35

30

Мотивы обучения (%)

Методика

М.Р. Гинзбурга

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Участие в конкурсах

Обобщение и распространение опыта

«Технология квест как способ активизации учебной деятельности учащихся»

  • Статья
  • Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога»

∙ Страница на личном сайте-портфолио

«Технология квест»

∙ Использование данного проекта учителями начальных классов с небольшими корректировками

Вывод

Проект показал эффективность применения технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности младших школьников.

Использование технологии квест

не допустит превращения Ваших учащихся

в пассивных созерцателей!

Интернет-ресурсы:

  • ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 (Министерство образования и науки РФ)
  • Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  • Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ, 2000
  • Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
  • Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.
  • Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  • Вебинар "Живые" квесты в образовании-
  • https://www.youtube.com/watch?v=_P30Ew9tLws