Особенности обучение детей с ДЦП письму (из опыта работы)

Особенности обучение детей с ДЦП письму.
(из опыта работы)
Сеидова Ф.В.учитель нач.классов
Одной из основных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в своей
работе при обучении детей с ДЦП в начальной школе является овладение
ими навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений
письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место
занимают нарушения устной речи, а также моторных функций.
Недостаточность моторного развития детей с ДЦП отрицательно
сказывается на овладении ими процессом письма. Не будем говорить о
физиологических особенностях двигательных нарушений письма у детей с
ДЦП, о них и так очень много написано в медицинской и педагогической
литературе, мы хотим поделиться тем, как пытаемся справиться с этими
проблемами и всё же научить таких детей писать.
При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение
или ослабление руки, частый отрыв ручки от бумаги. Некоторым детям
трудно удерживать ручку, попасть в строку или клетку, они не соблюдают
линейность письма. Для них характерны частые остановки в процессе записи,
трудности соблюдения размеров графических элементов и их
последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от
одного элемента к другому, медленный темп записи, отсутствие
самоконтроля…
Нарушения такого рода требуют специально организованного
коррекционного воздействия. Однако, если коррекционные педагогические
методики по устранению у детей языковой недостаточности хорошо описаны
в литературе, то методик по преодолению у детей неполноценности
моторного компонента письма практически нет, или они мало известны.
Возьмите любую методику обучения письму и попробуйте обнаружить,
чего такого особенного должен освоить ребёнок с ДЦП по сравнению с
нормой.
А теперь найдите методику обучения письму детей с ДЦП. Честно говоря,
мы такую методику найти не смогли. Но ведь учить детей надо, хотя в век
компьютерных технологий многие считают, что таким детям это вовсе не
нужно, мы всё же с этим не согласны. Мы думаем, что если у ребёнка есть
шанс научиться писать (не обязательно красиво и ровно), хотя бы печатными
буквами или со своеобразным наклоном, его надо использовать.
При том, что трудности в обучении всегда индивидуальны, детям с ДЦП,
которые отличаются друг от друга значительно сильнее, чем норма,
индивидуальный подход совершенно необходим.
Их надо учиться различать, так как без этого понять, в чем проблема, и как
ее решить при обучении конкретного ребёнка, не удастся. В некоторых
случаях имеет смысл заниматься письмом, даже не думая о результате. След
движения -замечательный инструмент коррекции движения. Конечно
рисование, в этом смысле, тоже оказывается очень важным, как и лепка и
аппликация, как любое изобразительное искусство. Но только письмо
требует мобилизации практически всех психических функций. Это видимо
самый сложный из всех двигательных навыков, поэтому возможности
применения обучения письму именно как коррекционного инструмента
очень велики.
При обучении письму вначале необходимо создать ребёнку комфортное
рабочее место, поэтому на основании рекомендаций медиков нашей школы,
мы подбираем каждому ребёнку индивидуально стул или кресло , если
необходимо подлокотники и крепления для ног, иногда крепятся и плечи,
чтобы ребёнок не западал вперёд на парту. Всё это необходимо, потому, что
большинство детей с ДЦП не умеют держать таз в правильном положении, а
удобная поза имеет для ребёнка огромное значение, ведь при неудобной и
неправильной позе дети с ДЦП реагируют быстро развивающимися
деформациями опорно-двигательного аппарата.
Следующим этапом является подбор ручки или карандаша. Начинаем мы
чаще всего с простого мягкого карандаша, затем переходим к ручкам. Мы
советуем родителям приобретать ручки «Stabilo», которые имеют на пастах
специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка
не царапает бумагу (что часто раздражает детей)и пишет на любой
поверхности( матовой или глянцевой).Несмотря на то, что сейчас очень
много выпускают трёхгранных карандашей, мы всё же используем круглые.
Так, на нашем же опыте можем сказать, что пальцы на трёхгранном
карандаше чаще ложатся не на грани, а на рёбра. От этого пальцы больше
напрягаются и устают, что конечно нежелательно для наших детей.
Далее надо выбрать на чём будет писать ребёнок. Сделать это непросто.
Методом проб, подбираем кому-то обычную тетрадь, кому–то в крупную
клетку, а для совсем слабеньких детей, у которых не только двигательные, но
и зрительные нарушения, приходиться распечатывать листы в линии и
клетки таких размеров, которые удобны для ребёнка. У кого-то это будет
клетка в 1 см, у кого-то 1,5 или 2 см. Тетради или листы крепятся на
планшеты, чтобы не сдвигались со своего места.
Осталось рассказать о том, как мы учим ребёнка держать ручку и вести
линии на поверхности. Захват зависит от индивидуальных особенностей
ребенка. Дети с гиперкинезами неплохо схватывают карандаш или ручку.
Мы не требуем от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это
делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы
ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Но для того, чтобы
писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать
руку от поверхности ребёнку с гиперкинезом часто не просто. Но благодаря
усердию и тренировкам многие дети успешно овладевают этим. Часто
помогает психологический настрой. Ученица 1 класса, Кристина О.,
постоянно говорила своей руке, что она должна её слушать, что она не
позволит ей вести себя как попало. И это срабатывало. Она вела линию и в
нужный момент говорила: «-убрать»и быстро отрывала руку от листа. Потом
писала следующий элемент и так далее… В конечном итоге она довольно
неплохо научилась писать (правда только печатными буквами) целые слова и
списывать короткие предложения.
С детьми, у которых наоборот мышцы ослаблены, дело обстоит сложнее.
Они не могут схватить карандаш, а затем удерживать его в руке, не могут
надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им приходится
держать ручку таким образом, каким им удается взять ее со стола. С такими
детьми поначалу долго приходиться писать вместе (рука в руке). Затем
пытаемся придумать как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка.
Простейшее приспособление, зачастую вполне достаточное на начальных
этапах - плотный клубок шерсти такого диаметра, который ребенок может
схватить, соединив кончики большого и указательного пальцев. Такой
клубок протыкается ручкой примерно на трети его диаметра. Основной
объем клубка вкладывается в кисть.
Иногда приходиться подвязывать карандаш ремешком с липучкой или
закреплять широкой мягкой резинкой. И когда карандаш перестаёт выпадать
из руки, это придаёт ребёнку уверенность и он учиться писать с большим
интересом. Даже если доступен только захват в кулак, нужно добиваться,
чтобы ребенок удерживал инструмент не стереотипно, варьировал его
рабочее положение.
Для детей, у которых двигательных нарушений не столь много, яы
используем тренажёры «Ручка-самоучка», представляющие собой насадки в
форме рыбки на ручку или карандаш. Всего имеется 3 вида тренажёров
«Ручка-самоучка».
Чтобы облегчить обучение ребёнка письму, разработаны ручки:
1. для обучения детей (правшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет на ручке;
2. для обучения детей (левшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет – на ручке;
3. для исправления техники письма правшей – с 6-7 лет (на ручке).
Тренажёр позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную
постановку пальцев при обучении ребенка рисованию и технике письма -
держать ручку (карандаш) легко и удобно. Взрослому не нужно постоянно
стоять над ребенком, объясняя как должен располагаться каждый пальчик и
какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ребенку в первое время
обучения.
Он также полезен детям с ДЦП и нарушениями тонкой моторики рук.
Тренажёры подсознательно вырабатывают правильную манеру письма, а
главное, верный наклон ручки. Эти обучающие тренажеры рекомендуются
кандидатом педагогических наук, профессором «Института психолого-
педагогических проблем детства» Российской академии образования Т.В.
Волосовец. Тренажёры для обучения письму прошли психолого-
педагогическую экспертизу в России, имеются европейские сертификаты
качества и авторские патенты.
Конечно, при обучению письму, мы не ограничиваемся только этими
приёмами. Ведь каждый ребёнок особенный и то, что подошло одному,
может не подойти другому. Но можем сказать, что все они действуют. И
если у ребёнка поначалу писать не получается, не надо ставить на нём крест.
Надо пытаться, но для этого надо запастись терпением, ведь научить писать
даже здорового ребёнка нелегко, а уж ребёнка с ДЦП тем более.