Методическая разработка для родителей учеников 1-4 класса хорового отделения ДШИ "Методические памятки для родителей"

Санкт-Петербургское государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» Красносельского района
Методическая разработка
для родителей учеников 1- 4 класса хорового отделения ДШИ
«Методические памятки для родителей»
подготовила
Лосева Людмила Николаевна
преподаватель фортепиано
на хоровом отделении
Санкт - Петербург
2016 год
Методическая разработка «Методические памятки для родителей»
Содержание:
I. Пояснительная записка
II. Темы:
1.«Организация домашней работы»
2.«Разбор музыкального произведения»
3.«Работа над партитурой» 2 класс
4.«Работа над партитурой» 3-4 класс
5.«Подготовка к концертному выступлению»
6. Интернет-ресурсы
I. Пояснительная записка
Преподаватели музыканты знают, что заинтересованность и помощь
родителей на начальном этапе обучения ребёнка игре на музыкальном
инструменте, во многом определяют его дальнейшие успехи, уровень
продвижения. Слабая концентрация внимания в небольшом временном
периоде, неспособность к самоконтролю, слабое здоровье и быстрая
утомляемость, отсутствие критического отношения к результатам своего
труда являются особенностями психологии большинства современных
младших школьников. В таких условиях, родительское участие в учебном
процессе является неоценимой помощью педагогу. Часто родителям
приходится обучаться вместе с детьми, познавать новый для них мир
музыкальных знаний. Они нуждаются в помощи преподавателя в
нахлынувшем потоке информации, им недостаёт также и методических
знаний о приёмах работы для разрешения постановочных и технических
задач, о правилах разучивания музыкального произведения, об организации
домашней работы и др.
Общаясь с родителями учеников своего класса, у меня возникла идея
создания «Методических памяток для родителей» по различной разделам
учебного процесса, цель которых в сжатой, “конспективной” форме изложить
приёмы работы по одной из избранных тем. “Конспективность” изложения
помогает конкретизировать информацию, концентрировать внимание на
последовательности действий, чтобы облегчить неискушённомуродителю
работу в качестве “репетитора” своего ребёнка.
Преподавателю придётся “контролировать” работу родителя с учеником, не
допуская чрезмерного давления на ребёнка, постоянно напоминая о главной
совместной цели развитии самостоятельных навыков и мышления у
начинающего музыканта. Необходимо уберечь взрослых от часто
повторяющихся ошибок: чрезмерной активности “репетитора”,
“разжёванности” учебного процесса, лишающих ученика мотивации к
самостоятельности мышления.
Если в первом классе помощь ученику может быть значительной, то во
втором и третьем классе она должна уменьшаться и становиться не прямой, а
незаметной, наводящей подсказкой. Родители, впрочем, как и педагоги, не
должны сидеть рядом, доминировать своим авторитетом, лишь “тыкая” на
неточности в исполнении или постановке рук. Умение увидеть, а значит, и
исправить свою ошибку это большое “достижение” ученика в развитии
самостоятельного мышления. И родителям, и педагогу надо поощрять это его
“достижение”, как конечную точку своей помощи, после чего ребёнок может
учиться и действовать всё более самостоятельно.
Союз педагога и родителей делает их соучастниками, единомышленниками
и обязательно принесёт свои плоды.
На сегодняшний день мною подготовлены такие «Методические памятки
для родителей» как:
«Организация домашней работы»;
«Разбор музыкального произведения»;
«Работа над партитурой» 2 класс;
«Работа над партитурой» 3-4 класс;
«Подготовка к концертному выступлению»,
но круг их может расширяться по мере возникновения новых задач в ходе
учебного процесса, где сотрудничество педагога и родителей будет
необходимо и полезно.
Методическая памятка для родителей
«Организация домашней работы»
1. Играть дома ежедневно, лучше в два - три приёма.
Младшие классы-1час, старшие -1,5-2 часа в день.
2. Работа должна протекать в полной тишине. Шум не даёт сосредоточиться,
приучает к поверхностному, неряшливому исполнению и затрудняет работу
памяти.
3. Разучивать музыкальное произведение медленно, не только двумя руками
вместе, но и каждой рукой отдельно.
4. Ритм является организующим элементом в музыке, поэтому при разборе и
в начале работы над музыкальным произведением необходимо считать вслух.
5. Разучивать музыкальное произведение лучше по фразам, а затем по
частям.
6. Избегать частых проигрываний этюдов и пьес в быстром темпе, так как это
отрицательно отражается на исполнении.
7. Инструмент должен быть всегда исправлен и настроен. Клавиатура должна
быть чистой (перед игрой мыть руки). Все клавиши фортепиано должны
хорошо работать (отвечать). Глушители и педали должны быть исправны.
Плохо налаженный инструмент дезорганизует слух.
8. Следить за выполнением условий правильной посадки (твёрдый стул,
скамейка под ногами, если это нужно), положением корпуса, ног и рук.
9. Рабочее место за инструментом должно быть хорошо освещено.
Методическая памятка для родителей
«Разбор музыкального произведения»
Работа ведётся по фразам, с последующим их объединением в законченные
части музыкального произведения (периоды). Параллельно определяются
мотивы фразы, их интонационные вершины (по аналогии слово и ударение
в нём).
1. Проучить каждой рукой отдельно:
- со счётом (определить размер, слабые и сильные доли)
- с ритмослогами (определить ритмические фигуры внутри доли-счёта),
- с сольфеджированием (определить мелодические рисунки: поступенное
движение, опевание, скачки и др.)
2. Соединить двумя руками.
3. Каждую проученную фразу соединить с предыдущей, выстраивая части
(периоды). Параллельно анализируется форма произведения (двухчастная,
трёхчастная, рондо и др.)
Особое внимание уделить точности:
- ритма (счёт, паузы),
- штрихов (приёмы исполнения: легато, нон легато, стаккато)
- аппликатуры (порядок последовательности пальцев)
На всех этапах работы, отрабатывать (проигрывать) задание не менее трёх
раз, добиваясь свободы исполнения (подключается слуховая и двигательная
память). Занимаясь таким образом, ребёнок быстрее выучит произведение
наизусть.
Методическая памятка для родителей
«Работа над партитурой»
2 класс
I. Зачётные требования
2 класс играет двухголосные партитуры (с эпизодическим унисоном) в
удобных тональностях (1-3 знака), с простым ритмическим рисунком.
На зачёте во 2 классе ребёнок должен исполнить партитуру по нотам и
спеть при этом свою партию, которую он поёт в хоре.
II. Знакомство с основными принципами исполнения партитуры
1. Партитура исполняется приёмом legato.
Снятие руки осуществляется по знаку цезуры (v) или на паузе, что означает
дыхание хора. Отрывок партитуры, исполняемый legato, является мотивом
(реже фразой). Перед учеником ставится задача - самостоятельно найти
границы мотивов, их интонационные вершины.
2. Разделение голосов между руками.
В двухголосной партитуре левая рука играет партию альта, правая - сопрано.
3. Унисон исполняется двумя руками (на одной клавише).
На большом отрывке унисон для удобства может исполняться рукой своего
голоса (важно при этом не путать руки).
III. Исполнительские трудности
1. Аппликатура имеет большое значение для достижения качественного
исполнения legato. Ко 2-му классу ученик должен хорошо освоить игру в
пятипальцевой позиции. Это база, на которую будет крепиться усложнение
аппликатуры в дальнейшем.
2. Исполнение legato на повторяющемся звуке. Этот приём, при котором
поднимается только палец (не рука) и активно извлекается звук кончиком
(ученик привык исполнять повтор звука приёмом non legato, поднимая руку).
IV. Темп
Темп и характер музыки имеют тесную взаимосвязь. Конечно, детям
младших классов в быстром темпе трудно справляться как с техническими,
так и слуховыми задачами. Игра с пением требует двойной координации (рук
и голоса) и создаёт для ученика затруднение, которое заставляет его
невольно замедлять темп. В свою очередь, замедление темпа отрицательно
сказывается на пении, так как затрудняет дыхание (его не хватает).
Необходимо найти “удобный” для ученика темп, при этом, не изменяя
характера музыки.
V. Метр – дирижёр
Ощущение метра через жест хормейстера знакомо ученику по занятиям в
хоре, что можно использовать в работе над партитурой. Важными моментами
являются: осознание тяготения слабых долей в следующую за ними сильную,
а также счёт четвертными длительностями (без ”и”), что способствует
ровности и непрерывности движения от одной сильной доли к следующей до
самого конца произведения.
Методическая памятка для родителей.
«Работа над партитурой»
3-4 класс
I. Зачётные требования
3 класс играет двухголосные партитуры с элементами трёхголосья.
4 класс играет трёхголосные партитуры.
На зачёте в 3-4 классе ребёнок исполняет партитуру дважды. Первый раз
ученик исполняет всю партитуру по нотам (без пения). Второй раз он играет
партитуру по нотам и поёт свою партию, не играя её при этом.
Ребенок должен продемонстрировать:
- выразительное и грамотное исполнение партитуры;
- глубокое и мягкое legato без использования педали;
- владение фразировкой, используя снятие рук в тех местах, где берёт
дыхание хор;
- чистое и выразительное пение своей партии в сочетании с исполнением
других голосов на фортепиано.
II. Исполнительские трудности
Два голоса в одной руке:
1. legato двойными нотами – усложнение аппликатуры (подмена пальцев,
варианты не типичные для пятипальцевой позиции, и др.)
2. Слуховой контроль и точно выдержанный длинный звук в одном из двух
голосов, исполняемых одной рукой (проходящие звуки в аккорде)
III. Работа над пением
Основной принцип – постепенное усложнение задач.
1. Выучить игровой вариант с удалением (“выбрасыванием”) своего голоса.
Добиться стабильности исполнения. Работать по фразам (цифрам).
2. Работа над пением.
а) Поём свой голос (с игрой на фортепиано и без неё).
б) Поём, встраивая свой голос в партитуру, исполняя все голоса.
Пение своего голоса с одновременной игрой всех голосов на инструменте
(вариант 1- освоенный во 2 классе).
в) Замена своего голоса в игре его пением (вариант 2). Встраивание своего
голоса в партитуру без поддержки фортепиано.
Каждое задание исполняется несколько раз до достижения нужного
результата. Диалектически - количество должно перейти в качество.
Методическая памятка для родителей
«Подготовка к концертному выступлению»
1.Обязательное условие – уверенное знание произведения наизусть
Работа над концертным произведением ведётся по нотам (частями и в
полном объёме) с последующим закреплением наизусть. Нельзя играть всё
время наизусть.
Умение начинать исполнение наизусть с любой части или фразы,
оговоренной с педагогом и отмеченной в нотах. В случае “ошибки”, ученик
должен быстро сориентироваться и продолжить выступление.
2. Техническая свобода
Продолжать работу над технически трудными местами приёмами:
стаккатиссимо, пунктирный ритм, ”остановка-перебежка” и другими,
оговорёнными с педагогом.
Отдельно отрабатывать аккомпанемент.
3. Позитивная психологическая установка (примерный текст беседы)
Волнуются перед выступлением все музыканты. Но волноваться надо не за
“ошибку” в тексте (ведь ты уже умеешь начинать пьесу с любого места), а за
скучное, невыразительное выступление. Слушатели хотят услышать
интересную музыку, а не видеть твои “страдания” о потерянной ноте. Когда
ты споткнулся о камушек на дороге, то долго стоял около него и горевал, или
пошёл бодро дальше, и никто этот камушек даже не заметил?
4. Концертная выдержка
Играть концертное произведение 3-5 раз подряд
Чаще играть публике (членам семьи, друзьям, на концертах).
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/15/kak-
pomoch-rebenku-uchitsya-samostoyatelno
http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/adaptacija_pervoklassnikov_k_obuch
eniju_v_muzykalnoj_shkole/1-1-0-493
http://tatzilbert.ru/motivatsiya-obucheniya/