Формирование читательского интереса на уроках литературного чтения в 1 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
г.Волжского, Волгоградской области
Формирование читательского интереса на уроках
литературного чтения в 1 классе
обобщение опыта
Подготовила
Учитель начальных классов
Байсал Светлана Анатольевна
г.Волжский
2015
В современном мире существует несколько факторов затрудняющих развитие
интереса у детей к книге. И главный из них неконкурентоспособность книги
перед другими источниками информации: телевизором, компьютерными
играми, Интернетом, мобильным телефоном. Они требуют от ребенка много
меньшего напряжения по усвоению информации, и, следовательно, с большей
охотой выбираются детьми. Но с ними конкурировать можно и нужно.
Приучать ребенка к книге необходимо через совместную работу учителя,
родителей и ребенка.
Читающим становится лишь говорящий ребенок, поэтому стараюсь
создавать условия, чтобы дети как можно больше говорили.
На уроках отвожу по пять- семь минут на упражнения типа:
а) « Послушай сказку и скажи, почему плохо быть невидимкой», где с
ребятами вместе приходим к выводу о том, что человек, которого не слышно,
не может поделиться своей радостью и своими переживаниями, он как будто
один на свете. Конечно, от этого весело не будет;
б) «Рассмотри картинки и расскажи, что изображено на каждой из
них»;
в) «Ты хочешь поиграть в прятки, с чего ты начнешь игру?»
Подобные упражнения побуждают детей к размышлению и свободным
высказываниям, развивают устную речь учащихся.
г) упражнения, направленные на формирование у детей элементов
речевого этикета. Цель этих упражнений – обогатить речь ребенка такими
словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между
людьми. Это языковые средства, которые служат для выражения приветствия,
благодарности и уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен
понимать, например, что при прощании товарищу можно сказать «до завтра»,
«до встречи» или «счастливо оставаться», а расставаясь с учителем – «До
свидания, Светлана Анатольевна».
д) упражнения, направленные на формирование норм произношения,
ударения, словообразования. Нарушение этих норм характерно для младших
школьников. Цель этих упражнений: учить ребят быть внимательнее к своей
речи, учить говорить правильно. Работу по овладению языковыми нормами
стараюсь вести постоянно.
Виды упражнений и заданий, о которых я рассказала, распечатаны, и вы
можете с ними познакомиться.
Очень важным считаю привлечь интерес учащихся к собственной
устной речи и к речи окружающих людей. Объяснить, что прочитать текст
легче, чем о чем-то самому правильно и выразительно рассказать. Ведь когда
ты рассказываешь, тебе надо сразу думать, о чем говорить, надо подбирать
нужные слова, правильно строить предложения. Поэтому часто такая речь
произносится медленнее, в ней могут быть запинки, паузы, и ничего плохого в
этом нет.
Упражнения могут быть такими:
а) Тебе дали описание правил интересной игры, в которую нужно
играть вдвоем. Ты хочешь объяснить правила игры своей младшей сестренке,
чтобы с ней поиграть. Как ты будешь это делать: читать записанные
правила или рассказывать и показывать?
б) Творческие задания: придумай свое окончание известной сказки;
сочини рассказ «Моя любимая игрушка», «Мои увлечения», « Моя семья» и т.
д.
Параллельно знакомлю с понятием «богатая – бедная речь».
Понять, в чем же отличие одной речи от другой, можно только в
сравнении. Для показа примеров « богатой» речи обязательно знакомство с
различными текстами «мастеров» русской словесности: Пришвин, Бианки,
Сладков – описание природы; Григорьев, Берестов, Мориц, Хармс, Барто –
поэзия и т.д.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы не свести разговор на
уроке к бытовому уровню, чтобы не мучить детей постоянным традиционным
процессом «чтения по цепочке» для увеличения темпа, а наоборот –
постараться создать условия для терпеливого, медленного чтения.
Одни из первых трудностей, с которыми пришлось столкнуться при
обучении детей диалогу с текстом - это неумение ребенка формулировать и
ставить вопросы. Вот почему вначале мы учимся просто задавать вопросы, и
делаем это в игре. Например: «Угадай предмет». Дети должны угадать
задуманный предмет, задавая вопрос о нем. В этой игре они быстро понимают,
что значит «задать вопрос».
Еще одна игра «Приставалка». Нужно приставать ко всем с
вопросами. Например: Почему у елки острые иголки? Почему в садочке не
растут грибочки? Почему у мальчиков не коготки, а пальчики? И т.д. Эти игры
взяты мной из опыта курских учителей.
Развитие читательского воображения
На первый взгляд воображение – непременный спутник чтения. Однако,
многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым,
«ленивым» воображением наших детей. Как не парадоксально, но обилие
зрелищ, доступных современному ребенку, не развивает воображение, а гасит
его.
Чтобы «включить» воображение, предлагаю ребятам
Представить, что все, о чем они читают, они видят на «мысленном
экране». Включайте его при каждой встрече с текстом». А дальше
напоминаю: «Включите свой «мысленный экран»»; «Постарайтесь мысленно
увидеть…» и т. д.
Упражнения на тренировку воображения я провожу не только на
уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и
изобразительного искусства.
Упражнения типа: 1) Вообрази картину, которую можно увидеть: На
траве, съежившись, замер пыльный, облысевший кот с необыкновенно
большими ушами и тонким, вытертым хвостом.
2) Вообрази звуки, о которых прочитаем: Синицы ссорились, трещали, и
этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в
веселую мелодию.
3) Вообрази вкус: Ему дали замечательный ужин: жареную свинину,
заливное из окуней, творожники и сметану.
4) Вообрази запахи: Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил
комнату.
5) Интересны, на мой взгляд, задания на ассоциации, вызванные
прочитанным. Например, «Когда ты слушал эти стихи, чей голос тебе
представлялся? Какая картинка? Какая музыка? Если бы это произведение
нужно было бы напечатать на цветной бумаге, какой цвет ты бы выбрал?
Какие слова подходят к этому произведению: гладкий или шероховатый,
смешной или грустный, угловатый или круглый? Какие еще?
6) Дети очень любят задания, связанные с рисованием. Например:
Нарисовать рисунок к прочитанному стихотворению, рассказу, сказке;
Чтение и рисование обложки к сказке, рассказу; Нарисовать иллюстрацию к
любимому рассказу. определенного автора.
Коллективное творчество имеет важное значение для развития
творческого воображения. Это и инсценировки прочитанных произведений, и
задания типа: «Попробуйте в классе друг за другом рассказать о зимующих
птицах, о ваших будущих профессиях» и т. д.
Все эти упражнения, задания, несомненно, прививают любовь к книге,
вызывают к ней интерес.
7) Часто использую творческие задания: творческий пересказ от лица
разных героев; рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом;
превращение рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку. Не для всех учеников
класса такие задания выполнимы, но пример товарищей воодушевляет на
творчество, а это важно. Кстати, о пересказе психологи говорят как о ключе к
решению « задачи на включение воображения». Если пересказ неполный,
искаженный, то, скорее всего воображение не работало.
Мне понравился принцип М.А.Рыбниковой – «от маленького писателя к
большому читателю». Которая считает, что именно работа ребенка в качестве
автора помогает ему научиться понимать писателя. Собственное авторство
необходимо для развития художественного воображения, эмоциональной
сферы, овладения речью, как средством художественной выразительности.
Работа по развитию читательского воображения должна происходить на
протяжении всего школьного обучения.
Главным результатом своей работы по формированию читательского
интереса у ребят считаю всегда положительные эмоции на уроках, желание
читать, рассуждать, переживать.
Никто не стесняется высказывать свою версию прочитанного. Дети не
боятся, что кто-то из них читает ни так быстро. На уроке, даже не замечая
этого, дети вступают в тесный контакт с произведением, и получается живой
разговор.
У многих учеников есть свои любимые авторы.
Все ученика класса знакомы со словарями, различными
энциклопедиями, и самый «читаемый» словарь в классе «Толковый словарь
русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Такая работа позволяет мне глубже раскрыть внутренний мир моих
учеников, мы становимся ближе друг к другу, что немаловажно в начальной
школе.
Я как учитель «расту» вместе со своими учениками.
Список используемой литературы
1. О.В.Соболева «Беседы о чтении» Москва.БАЛЛАСС 2013
2. Е.И.Матвеева «Учим младших школьников понимать текст»
Москва. «ВАКО». 2007
3. Под редакцией Т.А.Ладыженской «Речь.Речь. Речь.»
Москва. «Педагогика» 1990