Роль народного творчества в воспитании нравственной культуры личности младшего школьника


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25 Кировского района Волгограда»
Реферат
Тема: «Роль народного творчества в воспитании нравственной культуры
личности младшего школьника»
Автор: Устюгова Лариса Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ СШ №25
Роль народного творчества в воспитании нравственной
культуры личности младшего школьника
Народное творчество художественное, народное искусство,
фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые
народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец,
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
1
. В
коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую
деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и
верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной
трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его
поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты
о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа,
народное творчество отличается глубиной художественного освоения
действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества
возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило,
анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ
веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными
мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая
его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего
процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс,
включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее
совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается
чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров
народного искусства, что создатели произведения являются одновременно
его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием
1
Игонина Г.С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике// Начальная
школа, 1996, №2. – с.51-53.
вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт
исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут
выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и
долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство
различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия,
музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище
архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое
целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью,
музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений,
тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми
движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры
передаются из поколения в поколение.
Народное творчество состоит следующих составляющих: фольклор,
народная музыка, народный театр, народный танец, народные промыслы
2
.
Фольклор устное народное творчество: сказка, героический эпос,
пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и другие.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда
самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою
воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в
учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено
разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами
исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,
интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание,
2
Гюльвердиева Л.М., Уртенова З.Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом
воспитании детей// Начальная школа, 1998, №6. с.71-76.
разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претер-
певали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший
период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и
обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки,
сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период
формирования государственности сложился классический героический эпос,
затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались
внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические
жанры и, наконец, рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений
разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них
сходны. Охарактеризуем их.
1. Сказка
3
.
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая
сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках
всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с
тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в
гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка
зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро,
справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно
ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а
путем преодолевания трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко
получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И
наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка правда и вымысел одновременно. «Сказка —
ложь, да в ней намек: добру молодцу – урок»
4
.
3
Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского
народа// Начальная школа, 2000, №5. – с.20-23.
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны
напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором
царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и
поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и
поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку
незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
2. Героический эпос
5
.
Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в
эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец,
Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине.
Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с
историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий.
Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь
произведение всегда отражает душу автора.
3. Афоризмы, пословицы, поговорки
6
.
Афоризмы, пословицы, поговорки родник народной мудрости. Они
отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это
поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий,
нравоучений, поучений, заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ
сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.
Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения
настоящего и будущего осуждается или одобряется в зависимости от того,
в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения
народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:
4
Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского
народа// Начальная школа, 2000, №5. – с.20-23.
5
Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению//
Начальная школа, 1983, №10. с.27-35.
6
Степных В.А. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе// Начальная школа, 1988, №5.
с.12-14.
- Где работа, там и благо.
- Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека,
расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы
использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен
достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке,
снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро
усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не
как пожелания, а как жизненную норму.
4. Загадка
7
.
Загадка жанр народного творчества, который, как пословицы и
поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность
загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие,
конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому
взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на
действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически
мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках,
как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми
предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы
становится башней, морковь девицей с косой. Подчеркивая эту
особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: «Загадка ключ словесного
образа, зерно поэзии, метафора»
8
.
Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений
в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в
форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя
специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и
7
Вавилова Н.М. Загадка средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей
учащихся// Начальная школа, 1990, №7. с.27-30.
8
Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. с. 123.
сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является
той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к
пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и
творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и
развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они
формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В
отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества
или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и
логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка
сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем
самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать
их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки
формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые
формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие
функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки
правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки
(тип песенок).
Народная музыка (музыкальный фольклор) вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество
народа
9
. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор
существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков
(кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в
прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно
устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или
менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их
9
Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). - М., 1988. – с.24.
основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный
фольклор.
Основной вид музыкального фольклора песни, эпические сказания
(русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские
частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих
изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную
жизнь крестьянина:
календарные праздники годового земледельческого круга
(колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);
полевые работы (покосные, жатвенные песни);
рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические
жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых,
плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят
развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации
вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями
народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души
не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая
народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения,
соотносить с самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: пестушки и потешки, колыбельные,
заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны.
Но общее это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное
влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст-
ным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,
сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались
элементы перевоплощения
10
. Театрализация действия присутствовала в
календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В про-
цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое
начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд
(русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой
для дальнейшего развития народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол,
часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России,
Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и другие).
Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием
видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки куклы
на нитках и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, переска-
зывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так
называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении
драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще
фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и
реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непо-
средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики,
вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие
(петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей
в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни
декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия
10
Вопросы жанров российского фольклора/Сборник статей.- М.: МГУ, 1972. с.39.
характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций,
положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным
фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи
высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в
своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво
говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.
Народный танец один из древнейших видов народного
творчества
11
. Танец был частью народных представлений на праздниках и
ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с
народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами
завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя
от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, вы-
ражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой,
животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,
домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и
др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов,
гуцульский дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,
молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский
дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми,
берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном
творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств,
почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская
байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое
подчеркивается танцовщиком (притопывания, хлопки, звон бубенчиков).
Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов,
11
Вопросы жанров российского фольклора/Сборник статей.- М.: МГУ, 1972. с.43.
которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые
танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на
характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских
танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног;
характерное движение в русском мужском танце отбивка по голенищу
жестких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию
движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться
ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).
К числу важнейших народных промыслов России относятся
гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель,
хохлома), ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
12
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы
труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит
родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного
единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения,
чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала.
Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в
подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера;
при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к
выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты
народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором
традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические
изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки)
могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и
образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами
обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием
технических средств и материалов.
12
Вопросы жанров российского фольклора/Сборник статей.- М.: МГУ, 1972. – с.47.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего
мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя
мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста
приобщались к работе, помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять
опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие, основы морали и
нравственности.
Таким образом, народное творчество имеет огромный потенциал для
нравственного воспитания младших школьников, так как в произведениях
народа обобщена житейская мудрость, выработанная веками, а также
суждения о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом
клеймятся злые, жадные, завистливые, утверждается правда, честь,
мужество, дружба.
Литература
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах –М., 1984 , т.4.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с
младшими школьниками: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,
1979.
5. Вавилова Н.М. Загадка средство эмоционального воздействия на
развитие познавательных способностей учащихся// Начальная школа, 1990,
№7.
6. Вопросы жанров российского фольклора/Сборник статей.- М.: МГУ, 1972.
7. Гюльвердиева Л.М., Уртенова З.Ю. Национальные традиции и их
использование в экологическом воспитании детей// Начальная школа, 1998,
№6.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М., 1979, т. 11.
9. Игонина Г.С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской
народной тематике// Начальная школа, 1996, №2.
10. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника
устного творчества русского народа// Начальная школа, 2000, №5.
11. Краткий словарь по философии. – М., 1982.
12. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. М.:
Просвещение, 1978.
13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов
пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
14. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. Т.5.
М.: Просвещение, 1976.
15. Ницше .Сочинение в 2-х томах –М., 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
16. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 2
издание –М., 1995.
17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений/ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. 4-е
изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.
18. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). - М., 1988.
19. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.
20. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в
процессе обучения чтению// Начальная школа, 1983, №10.
21. Степных В.А. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе//
Начальная школа, 1988, №5.
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии:
Пособие для студ.высш. и сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 1998.
23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2.
24. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
25. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение
дошкольников.// Вопросы психологии, 1989, №6.