Формирование исполнительской культуры учащихся старших классов ДШИ в работе над кантиленой


1
Управление образования администрации Добрянского муниципального района Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Добрянская детская школа искусств»
«Формирование исполнительской культуры учащихся старших классов
ДМШ и ДШИ в работе над кантиленой»
Методическая разработка
Разработала преподаватель фортепиано
высшей квалификационной категории
Панина Наталья Анатольевна
Согласовано:
Директор: С.Ф.Реброва
«____ »_____ ___________
г. Добрянка
февраль 2015г.
2
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на
таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно
быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего
пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать
ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную
речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.
Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном,
доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных
произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она
говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей
обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»
«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её
элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно
уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.». Г.Нейгауз
В старших классах юные пианисты изучают сложные по фактуре и форме,
яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного
характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, Д.Фильд, П. И.
Чайковский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.
Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но, в то же время
увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста, который
сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством
штрихов и содержанием. Это достаточно трудоемкий процесс, который
требует от учащегося терпеливого, вдумчивого труда, а от педагога должного
профессионализма.
В процессе обучения важно объяснить объясняет ребенку значение
подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и
предплечий. Необходимо дать представление ребенку об игре независимыми
друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося
3
умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать
внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать
умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая
необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь
теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к
клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную
амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном
исполнении более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и
увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться
с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным
является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся
подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают
случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но
это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при
крайней необходимости.
Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет
искусство пения. Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное
представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим
выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости
всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее
исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для
развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.
«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них
выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её
себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».
Ф.Э.Бах
Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства.
Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот
появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли
пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или
4
струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам
или дивертисментам.
В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая
фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными
думами.
Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и
пианист, Джон Филд. Джон Филд ирландский музыкант, многие годы
проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные
ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный
интерес к этому жанру «ночной музыки». Картины ночной природы, сцены
любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения
одинокого художника-романтика - то подавленного стихийной мощью
ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о смутном и далёком
счастье... - всё это... романтические образы, хорошо известные не только в
музыке, но и в поэзии, и в живописи», - писал В. Ферман.
Работая над мелодической линией Ноктюрна Си бемоль мажор Д.Фильда
важно исходить из вокальной трактовки музыкальной фразы. Выстраивать
линию звуковедения внутри фразы, уделять внимание «дыханию» между
фразами.
Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для
исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры
зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих
пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1
палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.
Выстраивая линию меняющихся гармоний в левой руке, уделить внимание
ровности гибкости звучания фигураций восьмых на достаточно глубоком
проникновенном, «бархатном» звучании баса. Здесь очень важна роль
запаздывающей педали. Необходимо развивать у юного музыканта хороший
5
слуховой контроль при смене педали, добиваясь красивой певучей манеры
игры и прозрачности фактуры.
Ноктюрны Фредерика Шопена значительно отличаются от ноктюрнов
Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный
образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука
ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны
гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных
образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена
строится на контрасте двух образов.
Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические
средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них
Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные,
непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой
человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные
истоки шопеновской мелодики.
Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…
О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 2 известно, что его начало Шопен
написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот
ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные
аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической
чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и
6
сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто
играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять
орнаментику.
Однако, ноктюрновая мелодика Шопена далеко не только «пение на
фортепиано». Кантилена всегда очень органично сочетается с речевой
выразительностью и чисто инструментальными приемами развития, а также
богатейшей орнаментикой и танцевальными элементами, в результате чего
возникает характерный для шопеновского стиля сплав синтетическая
мелодика[2].
Синтетический тип мелодики отличается удивительным равновесием
инструментального и вокального начала, «речевого» характера с
напевностью и танцевальностью, текучести и рельефности. Обладая
выразительностью живой человеческой речи, она не превращается в
речитатив, сохраняет свою непрерывность. Очень часто ее структурной
четкости способствует элемент танцевальности, присущи