Тест "Дом-дерево-человек". Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №76 Краснооктябрьского района
Волгограда»
Психологический тест "Дом-Дерево-Человек"
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого
мышления.
Разместила:
Смульская Юлия Сергеевна
Волгоград
Тест "Дом-Дерево-Человек"
Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была
предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей,
возможно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом,
дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в
одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между
домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести
весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит
в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок
дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека
жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность,
успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек"
"Дом"
Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение
к самому себе.
Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт
против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных
отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации,
наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам
может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля,
приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями –
субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен
внизу).
Стена с акцентированным контуром основы субъект пытается вытеснить конфликтные
тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во
времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к
давлению среды.
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза)
катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить
контроль.
Стена: од номерная'перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая
стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть,
организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения
прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью,
нежели желательно.
Двери
Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед
другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько), задние или боковые отступление, отрешенность,
избегание.
Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или
стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности.
Значительная неприступность.
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей
социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия,
неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные
тенденции.
Дым
Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте
дыма).
Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям.
Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно.
Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие
стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это
значимо для субъекта).