Применение квест - технологии в образовательном процессе ДОУ

Мастер – класс для педагогов.
На тему: «Применение квест – технологии в образовательном процессе ДОУ».
Кутафина Анастасия Васильевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ЦРР – детский сад № 9
ст. Старощербиновская
Цель: формирование готовности педагогов к применению квест технологии в
условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи.
1. Сформировать у участников мастер класса представление о квест – технологии.
2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной
деятельности с применением квест – технологии.
3. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках
участия в квест – игре.
Ход мастер класса.
1. Вступительная часть.
Уважаемые участники мастер класса!!! Разрешите подарить Вам частичку успеха,
эти предметы наполнены энтузиазмом, творчеством, идеями, которые помогут вам в
вашей педагогической деятельности. Кисть символ творчества, перо символ науки,
карандаш – символ обучения. А это и есть формула успеха! Желаю всем успеха!
Представляю вашему вниманию мастер класс на тему: «Применение квест
технологии в образовательном процессе ДОУ».
2. Основная часть.
Квест это игровая педагогическая технология, способствующая решению
определенных задач на основе выбора, для достижения какой – либо цели. По
другому, это «поиск», «выполнение поручений», путешествие участников к
определенной цели через преодоление трудностей.
В квесте всегда предполагаются интеллектуальные, двигательные или творческо
- ориентированные коллективные задания. Особенность организации такой игровой
деятельности состоит в том, что участники, выполнив одно задание, получают
подсказку (фрагмент картинки, букву, сообщение, предмет, карту) к выполнению
следующего, что является эффективным средством повышения двигательной и
мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также мотивационную
готовность участников повышает право выбора того или иного задания.
Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест игр, для
меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при
взаимодействии с воспитанниками. В педагогической практике я применяю
различные формы квест игр, это спортивные, экологические, познавательно
исследовательские, интерактивные квесты. Мною были разработаны и реализованы
следующие квесты:
1. Квест игра спортивно оздоровительной направленности с детьми
подготовительной к школе группы. На тему: «В поисках здоровья
2. Эко квест на основе кубанских народных подвижных игр для детей
подготовительной к школе группы. На тему: «Знатоки природы!» (животные и
растения кубанского леса).
3. Квест игра спортивно оздоровительной направленности для детей старшего
дошкольного возраста, посвященная празднику 9 мая «День Победы». На тему:
«По дорогам Великой войны!».
4. Квест игра спортивно оздоровительной направленности для детей младшего,
среднего и старшего дошкольного возраста, посвященная «Дню защиты детей».
На тему: «В поисках ключа к здоровью!».
Данная технология нашла свое отражение и при взаимодействии с семьями
воспитанников.
Интерактивная квест – игра спортивно оздоровительной направленности с
родителями и детьми подготовительной к школе группы. В рамках мероприятия
«День открытых дверей». На тему: «В гостях у Забиваки!».
Познавательно исследовательский эко - квест спортивно оздоровительной
направленности для родителей и детей подготовительной к школе группы. На
тему: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!».
В результате проведения данных квест - игр, получив большой эмоциональный
заряд, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только
способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя
личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания,
творчество, повысить познавательно речевую, двигательную активность. А это
помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив.
3. Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, сегодня я на практике покажу вам, что педагогическая
деятельность в формате квест технологии замечательно вписывается в концепцию
заданную ФГОС ДО. Это отличная возможность для педагога и детей увлекательно и
оригинально организовать жизнь в детском саду.
Чтобы понять, как работает данная технология, я предлагаю вам вместе со мной
пройти фрагмент интеллектуальной квест игры «Поиск модели современного
педагога».
- Часть интеллектуального квеста уже разгадана (педагог обращает внимание
участников на слайд), и мы видим, что современный педагог это исследователь,
новатор, организатор, профессионал. Мне нужна ваша помощь для того, чтобы
пройти оставшийся. В этом мне помогут педагоги, которым достался красный
карандаш. Пожалуйста, прошу Вас выйти в зал.
(участники выходят в зал, присаживаются за столы)
- Уважаемые коллеги, под каждым не разгаданным элементом находится задание,
выполнив которое мы узнаем, каким необходимо быть современному педагогу в
педагогической деятельности.
- Предлагаю вам совместно принять решение и выбрать цвет элемента.
(участники выбирают цвет с заданием)
Творец
- Говорят, что музыка живет в сердце, и она может выглядеть вот так! (внимание
участников обращается на слайд). Или так! А я предлагаю изобразить музыку, так как
слышите ее вы. С помощью графического изображения, нарисуйте музыку на листе
бумаги в соответствии цветом нотки.
(участники выполняют задание)
- Друзья мои подскажите, а что помогло вам выполнить это задание? (Ответы
участников). Конечно же, это ваше творчество! Вот и наша модель дополнилась еще
одним элементом, ведь современному педагогу просто необходимо проявлять свое
творчество.
(после выполнения задания участники снова выбирают цвет элемента модели и
переходят к выполнению следующего)
Эрудит.
- Каждый день мы, педагоги сталкиваемся с необычными ситуациями, с
неожиданными детскими вопросами. А еще ребята могут рассказать вам по – своему
свою любимую сказку. Попробуй, угадай! (участники выполняют задание)
- Я думаю, вы отлично справились с заданием, если мы выполнили все верно, то на
модели появится еще один элемент. Проверим!
- Конечно, только эрудированный педагог сможет ответить на разнообразные детские
вопросы.
(после выполнения задания участники снова выбирают цвет элемента модели и
переходят к выполнению следующего).
Универсал.
- Педагог умеет все. Он и артист, и художник, и музыкант и ученый. А сколько игр
знает!!! Предлагаю каждому участнику из предложенных предметных картинок,
разгадать по одной игре и назвать ее (участники выполняют задание).
- Пройдя это задание, педагоги продемонстрировали свое умение создавать игры из
ничего, из самых обычных предметов, при самых обычных условиях.
- Обратимся к нашей модели, появится ли следующий элемент?
Участники обращают внимание на слайд, модель собрана.
- Друзья мои, вот мы и пришли к цели, собрали все недостающие элементы нашей
модели современного педагога, а это значит, что в нашей команде работают самые
интеллектуальные педагоги. Конечно же, это один из вариантов модели, ведь педагог
должен быть коммуникативным, тактичным, находчивым, сообразительным, обладать
нестандартностью мышления, иметь чувство юмора, а также от души любить детей и
быть преданным своему любимому делу.
4. Рефлексия.
- А сейчас уважаемые коллеги, взгляните в окно. Я думаю, что на улице температура
воздуха самая комфортная, небо безоблачное, атмосферное давление в норме.
Термометр моего настроения показывает благоприятную психологическую атмосферу
в аудитории, возможность приобретения новых знаний. А чтобы выяснить, насколько
плодотворной и полезной была наша встреча, для вас, предлагаю поставить отметку на
вашем термометре настроения.
(каждому участнику предлагается выразить свое мнение о мастер классе, на
изображенном термометре, сделав отметку фломастером возле соответствующего
участка шкалы. Для ориентации шкала термометра маркируется в верхней части
«Я загорелся этой идеей», в центре «От этого мне было ни жарко, ни холодно», в
нижней части «Я остался холоден» части. Образуется некоторое количество
значков, по которому можно судить о распределении мнений и оценок по
предложенной теме).
- Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу,
желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!
Список используемой литературы.
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-
оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических
работников. - М.: Аркти, 2000.
2. Анашкина Л.П. Методическое руководство развитием движений детей. //
Дошкольное воспитание.-1984, №10.
3. Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушкина. -
Брянск, БГПУ, 1999.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр
"Академия", 1997.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977.
6. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // Дошкольное
воспитание. - 1980, №10
7. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном - 2006 г.
8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.:
Терра-Спорт, 2000.
9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика
физической культуры. - 1993.- 5-6. - С. 41.