Игры на Масленицу

Игры на Масленицу
СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ
Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями,
с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на
"пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению.
Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается
битва. Осажденные храбро защищают город от "конницы", не давая ей ворваться в
крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и
победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает
городок с веселыми песнями и возвращается домой.
КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ
катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того,
кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет. Катальные горы строились
с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор
вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега.
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Ни одна масленичная неделя не обходилась без медвежьего представления.
Медвежья потеха была очень популярна. С учеными медведями ходили по России с
незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным.
В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому
считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян он был сильнее
нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то
не случится пожара.
Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист.
Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена
Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".
Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед
зеркалом, как женщины блины пекут.
Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал
мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками.
"Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его. Медведь, бесился, рычал,
вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует.
После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с
ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древней военной
потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину
было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на
один. Практиковался и бой "Стенка на стенку".
ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало,
что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою
нехитрую комедию помногу раз в день.
Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или
песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку,
штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными
деталями его внешнего вида были также горб и длинный горбатый нос.
БАЛАГАНЫ
Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Слово "балаган"
первоначально обозначало "временную, разборную постройку".
В 19 веке балаганом стали называть временный театр.
На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители,
а так же цирковые артисты.