Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Детский эколого-биологический центр»
«Картотека экологических игр для детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста»
Подготовила:
Тонеева Марина Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
Ульяновск
«Картотека экологических игр для детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста»
УГАДАЙ ПРАВИЛО.
Цель: Описать поведение человека по отношению к объектам природы,
объяснить эти действия.
Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй
гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не
уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев
и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу,
не мусори и др.
Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими
словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки
используются для обозначения действий на экологической тропе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР.
Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь
между объектами природы.
Материал: 3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик
выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит
бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает
кормушку и т.д.
Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.
Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.
Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.
Желтый цвет -будь осторожен! Не нанеси вреда.
НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.
Цель: Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей
связную речь.
Материал: Картинки изображающие настроение «природы».
Ход игры: Детям предлагается картинка- «настроение природы», плохая или
хорошая ситуация в природе. Дети должнф объяснить настроение природы.
МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».
Цель: Учить находить, называть и описывать комнатные растения по
характерным признакам.
Материал: Комнатные растения.
Ход игры: Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе
расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное
растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и
выдать покупку. Можно предложить образец описания.
НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.
Цель: Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.
Материал: Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой:
липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.
Ход игры: Игра проводится зимой на улице. Детям раздаются семена и
плоды. По сигналу каждый бежит к тому дереву, семена которого у него в
руках. Дети называют дерево.
«ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».
Цель: Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать
связную речь, расширять словарь детей.
Материал: Большие карточки с изображением леса, огорода, сада, луга;
маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, кустов,
деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.
Ход игры: Детям раздать конверты с маленькими картинками. Педагог
показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них,
подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в
лесу, огороде, саду …»
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.
Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса -
растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о
том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить
друг без друга.
Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.
Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем
питается и какое звено занимает в лесу, обосновать выбор.1.Образование
цепей питания. 2. Основание пищевых цепочек: а).звено- это лес, со всем
растит. миром; б). звено- все, кто питается растениями (гусеницы, мыши,
зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…) д). звено- хищные
( птицы и звери).
ЗООЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО.
Цель: Закреплять умение детей классифицировать животных: звери,
насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.
Материал: Большие карты с изображением разных животных, мелкие
картинки этих же животных.
Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает по 1 картинке из
коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть
картинкой на своей карте. Выигрывает самый внимательный, кто не
ошибается, быстрее других заполнит карту.
«ВЕРШКИ - КОРЕШКИ».
Цель: Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них
съедобно — корень, или плоды на стебле.
Материал: фанты.
Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?»
Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки
или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого
осталось больше всего фантов.
Второй вариант. Педагог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у
которых съедобны вершки.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек право хода.
Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает
камешек другому, тот вспоминает другой признак.
«ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ».
Цель: Закрепить знания детей о свойствах живых организмов, о
принадлежности неживых предметов, их значении. Развивать связную речь,
умение описывать объекты.
Ход игры: Дети загадывают предмет. Ведущий с помощью вопросов
должен угадать живое или неживое загадали. Если живое выяснить его
свойства. Если неживое это явление природы или предмет, сделанный
руками человека, как он используется.Ведущим может быть ребенок.
«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ».
Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке
свой корм».
Материал: Картинки птиц, по их числу картинки с кормом (рябина,
чертополох, зерно, хлебные крошки, семечки, лягушка, рыба, насекомые,
мышь и др.).
Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают
картинки с кормом, кому что по вкусу.
«ПОДБЕРИ ЖИВОТНОЕ».
Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять
знания о классификации животных.
Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.
Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают
только картинки тех животных, которые соответствуют модели.
« ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».
Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их
передвижения.
Материал: Картинки различных животных, большие карты по 4 в каждой
«Летают», «Бегают», «Плавают».
Ход игры: Дети заполняют большие карты картинками тех животных,
которые относятся к данной классификации.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО».
Цель: Систематизировать знания об аквариумных рыбках: узнавать по
внешнему виду и правильно называть.
Материал: Картинки аквариумных рыб.
Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю
«КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».
Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Материал: Картинки съедобных и несъедобных грибов, две нарисованные
корзины с прорезями для грибов.
Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.
«РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»
Цель: Закреплять знания о животных Севера, средней полосы, пустынь,
экваториальных тропических лесов, об условиях, необходимых для их
жизнедеятельности. Развивать связную речь.
Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика,
Африка, тундра, тропические леса, пустыня, леса средней полосы и др.;
мелкие картинки с изображением животных.
Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания
и объясняют свой выбор.
Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?».
Цель: Развивать умение детей сравнивать, обобщать, классифицировать,
аргументировать свой выбор.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц,
насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.
Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен
найти его и объяснить свой выбор.
«КРУГЛЫЙ ГОД».
Цель: Закреплять умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, у
растений, в поведении животных, жизни людей.
Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4 сектора разного
цвета (белый зима, зеленый весна, розовый лето, желтый осень),
серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и
др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное
время года; труд людей; развлечения детей).
Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету
сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.
«СОСТАВЬ БУКЕТ».
Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные
цветы, называть их, составлять из них букеты.
Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением
разных цветов.
Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в
них, назвать их и определить, к какому виду относятся.
Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.
«КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА».
Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о
ней.
Материал: Рисунки-символы: дождь, снег, солнце, пасмурно, ветер, град,
гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска
Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему
из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня,
а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нарисовать
Литература:
1.Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
М., «Просвещение» 1992 г.
2. Дидактический материал по ботанике, Москва, «Рауб» «Тропикао»,
1994 г., 143 с.
3. Дрязгунова В.А., «Дидактические игры с растениями», М.: Просвещение,
1981 г. 79 с.
4. Кавтарадзе Д.Н. Игры и активные методы обучения. – М., 2001г.
5. Молодова Л.П., «Игровые экологические занятия с детьми».,Минск
«Асар», 2001 г., 127 с.
6. Молодова Л.П., Кураченко И.В. «Экологические занятия и игры», Гомель,
1993г.
7. Потапова Л.М., Детям о природе,Ярославль, «Академия Холдинг»,2002
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду, М., «Просвещение»,
1982г.