Конспект урока "Конь в культуре бурят"

Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Конспект
Тема урока (внеклассного мероприятия): Конь в культуре бурят.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, программы Microsoft office 2007 и выше
(Power Point, word), интернет.
Цель: Сформировать знания учащихся о роли коня в жизни бурят.
Задачи:
вызвать у учащихся интерес к бурятской культуре;
сформировать у учащихся представление о роли коня в жизни бурят;
воспитывать чувство уважения и бережного отношения к культурному наследию, всемерному развитию межкультурного диалога и
взаимодействию культур всех народов, живущих на территории Бурятии.
Ход урока - экскурсии
№/№
Слайда
Содержание экскурсии
Примечание
1 слайд
Титульный лист
Итак, тема нашего урока: «Конь в традиционной культуре бурят»
функционируют в тесной связи друг с другом.
По щелчку переходим
на второй слайд
2 слайд
Культ коня в культуре бурят
Если мы взглянем на историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие
поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь и собака,
На этом этапе
используется эффект
растягивания по
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда человек, получив в свои
руки удесятеренную скорость, смог проникнуть во многие пустынные и труднодоступные
территории, сделав их обитаемыми, а также использовать естественные ресурсы этих районов для
скотоводства, охоты. О лошадях написаны тысячи книг – и научных, и художественных. О них
сложены легенды, предания, сказки, песни, стихи и целые поэмы. И все это не случайно. Образ коня
это важный символ, он всегда соединялся с образом царя, бога вседержателя. В сознании людей
царь и конь соединялись воедино, поэтому и сегодня в захоронениях вождей археологи находят
каменные и золотые скипетры – символы царской власти с головой коня.
Образ коня в искусстве превратился в один из самых возвышенных мотивов, с которыми
связаны чувства преданности, добра, любви.
Особенно ярко выступает культ коня в традиционных верованиях и эпосе у скотоводов
кочевников в Азии и прилегающих к ней районов. Это связано с огромным значением коня в их
хозяйстве, культуре, быте. У монголоязычных народов лошадь считается символом ума. Конь
пользуется большой любовью, к нему относятся как к близкому другу. Коня лелеяли и холили,
запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила.
Ни в одном языке нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском.
Самой большой ценностью для степняка – кочевника, с точки зрения красоты и престижа, был
богатый конь в богатой сбруе. Лошадь являлась основным транспортным средством в хозяйстве,
повседневном быту и во всех торжественных случаях семейной и общественной жизни. Поэтому
большое внимание бурятские мастера уделяли изготовлению и украшению конского снаряжения.
Сделать красивое седло со стременами или другой предмет для коня каждый мастер считал самым
почетным заказом, большой честью для себя, вкладывал в него всю душу, мастерство. Во всех
районах Бурятии были свои мастера – седельщики. Седла делали серебряные, посеребренные и
деревянные. Они служили своеобразным показателем социального положения владельца. Подушки -
сиденья – делали из толстого войлока, обтягивали сукном или кожей. Еще одна деталь, без которой
нельзя себе представить любое седло, - это стремена. Материалом для изготовления стремян служили
медь и железо. Они имели форму с круглым или продолговатым основанием и высокой дужкой. До
сих пор эта форма остается неизменной. Использование лошадей на различных работах требует
внимательного отношения к сохранению их копыт. Для предупреждения сильного стирания и
повреждения копыт, а также предотвращения скольжения в зимнее время принято их подковывать.
горизонтали. Смена
слайдов производится
по щелчку. В конце
остановки кнопка
возврата отсутствует.
По щелчку
происходит переход
на следующий слайд –
пролог
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Так появилась подкова. Существует примета: найденная и прибитая над входом подкова приносит
счастье и достаток в дом, причем прибивали ее вверх концами в виде чаши. Прибитая к порогу
подкова отпугивала злых духов, которые якобы боятся не только лошадей, но и железа.
Многие кочевые и полукочевые племена нашей страны устанавливали поблизости от
своих жилищ специальные столбы для привязывания лошадей. Коновязные столбы устанавливались
не только с практической целью, но и для проведения различных обрядов. Являясь неотъемлемой
частью народного быта, коновязь у бурят и сегодня считается одним из самых почитаемых предметов
символов, таких как белая пища, голубой хадак. Бурятские коновязи, кроме утилитарного, имели в
прошлом и ритуальное значение, с ними были связаны некоторые религиозные представления. Так,
например, не разрешалось делать на них зарубки, тем более срубать их. Объяснялось это тем, что в
коновязи видели местопребывание духа рода, семьи, ей оказывали такое же почитание, как духам
очага, местности. Считалось, что от близости расположения этого духа к членам семьи зависело их
благополучие. При переносе жилища коновязь оставляли на старом месте, они стояли там до тех пор,
пока не разрушались временем. Водружение коновязи было тесно связано со свадебными обрядами, с
появлением новой семьи, нового дома. Бурятские историки приводят интересные сведения о том, что
в 18-начале 19 веков во время похорон к коновязям привязывали коня в лучшей сбруе, в седло сажали
покойника, затем, отвязав коня, везли умершего на место погребения, где сжигали его вместе с
убитым конем. Следовательно, коновязь была связана с жизнью бурята от свадьбы до смерти.
Исходя из вышесказанного, коновязь для бурята – скотовода являлась символом вечности
жизни, продолжения рода, символом почитания старших, связи с Вечно Синим Небом.
Изображение лошади часто встречается в буддизме и буддийском искусстве. В Бурятии
встречаются изображения коня на полотнище ткани – хии морин. Его можно увидеть во дворе дома,
развивающемся на высоком шесте, в горах на ветвях деревьев. Флажки хий морины выполняют роль
амулетов, приносящих счастье, здоровье, удачу. Так, с точки зрения буддистов, его водружение это
не только благоденствие, но и магический обряд. Здесь же на плоскости ткани начертана молитва о
благополучии и изображены восемь буддийских символов – эмблем счастья.
3-4 слайды
Ссылки на ресурсы интернет