Возможности дошкольного образования по формированию национальной культуры

Возможности дошкольного образования по формированию
национальной культуры
Современные концепции развития личности ребенка, а также
региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных
учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной
культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит
ценные идеи и опыт воспитания.
Проблема национальной культуры, источники ее исторического
развития, состояние на современном этапе и перспективы дальнейшего
развития является одной из актуальнейших. Культура народа это прежде
всего совокупность духовных ценностей (некоторые авторы, занимающиеся
проблемами культуры, на первое место ставят деятельность людей по
созданию духовных ценностей, отодвигая на второй план или вообще
игнорируя ценностную природу культуры).
Национальная культура это национальная память народа, то, что
выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,
позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную
поддержку и жизненную опору; сохранение истории определяет будущее
нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно
развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.
Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для
многонациональной России, потому что в современном обществе именно
этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям
интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться
прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных
анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и
нравственное развитие личности.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на
духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала
потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо
сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что
предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную
педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций
возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и
образования. Серьезными факторами воспитания являются следующие
элементы национальной культуры: язык; литература; история; музыка;
изобразительное искусство; театр; народные обряды; народные песни и
танцы.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как
возрождение и воссоздание традиций народа, но и как приобщение нового
поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
По утверждению А. И. Арнольдова, приобщение новых поколений к
национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом
современности, так как каждый народ не просто хранит исторически
сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится
перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального
лица и самобытности.
Обращение к воспитательным традициям народа отражает глубинные
процессы пробуждения национального самосознания. Многонациональный
народ, проживающий с русскоязычным населением, переживает в настоящее
время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической
истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно
относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной
культуре. События последних лет, всплеск национализма в стране
доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе
развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом
случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях
национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой
национальности. В условиях многонациональности в России это может
привести к разъединению, противопоставлению народов, ее заселяющих.
Важнейшей закономерностью развития национальной культуры, в том числе,
обеспечивающей ее традиционность, является преемственность, в которой
реализуется единство противоположностей - традиции и новации.
Преемственность в национальной культуре может носить как
непрерывный, так и прерывный характер. В первом случае культурные
ценности прошлого переходят от одного поколения к другому и находятся
постоянно в культурном обиходе человечества. Во втором случае те или
иные ценности, возникнув в более раннюю эпоху, затем исчезают на какое-то
время из культурного обихода и лишь на более позднем этапе возрождаются
к новой жизни - происходит своего рода мобилизация опыта прошлого в
интересах настоящего.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные
годы. Ребенок, по мнению В. П. Зеньковского, является будущим
полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять,
развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение
в культуру и социальную активность.
Е. И. Корнеева убедительно доказывает, что у детей старшего
дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения
к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и
соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как
отмечают Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, в старшем дошкольном возрасте
идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок,
интересов.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего
дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном
развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном
изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в
мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-
шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного
воспитания средствами этнографической культуры.
Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью в
приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций
народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического
обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической
технологии воспитания дошкольников - с другой.
В качестве средств этнографической культуры выбран фольклор,
народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению
новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве
приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к
вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.