Презентация "Легенды и мифы Алтайского края"

Подписи к слайдам:
Легенды и мифы Алтайского края Озеро Ая
  • Легенда гласит, что девушка любила молодого человека, и тот отвечал взаимностью. Но не суждено было быть продолжению их любви. Девушка, узнав о том, что родители хотят ее выдать замуж за богатого, но не любимого человека, взошла вместе со своим возлюбленным на самую высокую скалу на берегу озера, куда они всегда ходили гулять вдвоем, и бросилась в озеро. Молодой человек растерялся, а, поняв, что он навсегда потерял подругу, долго кричал «А я? А я? А я?». Отсюда и пошло название озера.
Гора Белуха
  • Давно это было. В одной из долин реки Катунь поселился трудолюбивый народ, мирный, незлобный. Земледелием да рыболовством занимались, не забывали и о дарах природы, занимались собирательством. Счастливые жили. Но случилась беда, в сторону долины двинулся большой ледник, началось похолодание. Земля не стала давать больше урожая. Назревал холод и голод. Люди надумали уйти из этой долины, стали они в путь собираться. Наутро договорились в путь тронуться. Однако ночью вдруг все загрохотало, затряслось, люди забились в страхе в своих аилах. К утру все стихло. Выйдя из своих аилов, люди были поражены. На пути ледника стояли горы. На вершине самой высокой горы лежали снег и лед. И так красиво сияла ее белая вершина, что люди назвали ее Белухой.
  • А в долине снова наступило тепло. Люди остались там жить, преклоняясь перед своей спасительницей, называя Белуху госпожой.
Телецкое озеро
  • В давние времена, когда на алтайской земле было много золота, но оно было рассыпным, один из алтайцев нашел золотой слиток величиной с лошадиную голову, да и вид слегка был похож на голову лошади. Радостный был он, считал себя богачом и этим очень гордился. Но вот пришел на Алтай большой голод, алтайцу нечем стало кормить семью. Тогда он решил поменять слиток золота на пищу, чтобы накормить семью. Но куда бы он не приходил – отовсюду гнали его с золотом. Раздосадованный и голодный «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро и сам бросился в пучину волн. С тех пор на языке алтайцев озеро, в которое бедняк бросил золото, стало называться Алтын-Кель – «золотое озеро».
река Катунь
  • Давным-давно на синем, на белом Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого бая Ба-бырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Ба-быр отдать дочь бедняку. И решили тогда влюбленные убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а о месте встречи договорились заранее. Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал молодых и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не захотела бросить любимого. Разозлился Бабырхан и превратил влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе. Но любовь оказалась сильнее: слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше великая река Обь. Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору. И теперь стоит та гора на границе Алтая, а в полнолуние в каменном утесе проступает злое лицо Бабыра, глядящего в гневе на свою непокорную дочь Катунь.
Тавдинские пещеры
  • Давно, уже никто точно не помнит когда, жила в горах ханша Тавда. Слыла она среди людей такой скрягой, каких свет не видывал. И, хотя всяких богатств у нее было число несметное, она придумывала новые хитрости, чтобы только обобрать людей до нитки. Но куда она складывала отнятое у людей добро: скотину, упряжь, птицу, убитую дичь — никто понять не мог. Все, что привозили к ее юрте и складывали целыми ворохами, исчезало на глазах, как в землю проваливалось. Охотники всех соболей, козлов, маралов повыбили во всей округе, а Тавда все увеличивала оброк. 
Тавдинские пещеры
  • Грозила, что, если в срок дань подана не будет, то отберет тогда у невольных людей их детей. Сыновей заберет в свое войско, а дочерей в рабство — ковры ткать, коз доить и всякую черную работу делать. День и ночь метались по опустевшей тайге охотники. Понурые, с пустыми сетями брели в бедные юрты рыбаки, в озерах и реках давно уже рыба не водилась. Все исчезало в ненасытной, бездонной утробе жадной Тавды. Сколько бы это продолжалось, никто не знал. Да объявились в тех местах пришлые люди: муж да жена, молодые, пригожие собой А вскоре добрая слава пошла по всем ближайшим стойбищам про них. Манжерок, так звали мужчину, крепок, ловок был хоть на охоте, хоть на рыбалке. А покорил всех тем, что умел лепить из глины всякую посуду. Когда из жаркой печи он вынимал свои дивные пиалы, да раздаривал бедным, радости не было конца. 
Тавдинские пещеры
  • Катынг. так звали его стройную зеленоглазую жену, покорила всех своим умением вышивать ковры с диковинными птицами, зверьем и цветами, да плетением рыболовных сетей, каких в тех местах не видывали. Слава про мастеровую молодую семью скоро донеслась до Тавды. У нее даже руки затряслись от злости, когда увидела она их творенья. Тут же обложила таким большим оброком, какой не по силам бы стал и десятку мастеров. Каково было удивление ханских слуг, когда к назначенному сроку явились к юрте ханши Манжерок и Катынг почти с пустыми руками. У мастера в руках был только один кувшин, а у мастерицы только одна рыболовная сеть... "Выслушай нас, повелительница, наша дань тебе не простая" начал Манжерок. "Вот мой кувшин, он без дна, в него ты вольешь столько кумыса, сколько его приготовят все твои подданные",  А вот моя сеть — продолжила Катынг, ею твои слуги выловят всю рыбу из рек и озер Алтая". А в сети были ячейки такого большого размера, что было ясно: никакой рыбы не удержат! 
Тавдинские пещеры
  • Догадалась Тавда, что мастера просто посмеялись над ее жадностью. Ударила она заколдованным посохом Манжерока, он тотчас же обернулся красивым озером. Когда посох коснулся кос зеленоглазой Катынг, она успела отбежать в сторону, да так и заплескалась в стремительном беге белопенной красавицей рекой Катунь. А перед смертью успела крикнуть любимому — "Прощай!" И бросила в воду горсть иголок, которыми вышивала свои прекрасные ковры, Иголки разлетелись по дну озера и проросли в диковинный орех — чилим. Тавда, оказавшись на левом берегу реки, рассвирепела оттого, что ее посмели обмануть. И со злости так топнула ногой, что сама вместе со своим добром провалилась под землю. А в том месте, где это случилось, не далеко одно от другого, видны отверстия. Это входы в Тавдинские пещеры. Много чего люди из них вынули, когда нашли. Были там рыболовные сети, и глиняная посуда — много всякого добра! По легенде — это и есть богатства ханши Тавды. А входы в Тавдинские пещеры стережет Лунный Соболь. Его носила на плечах жадная ханша. Он вел счет ее богатствам, а теперь стережет их в Тавдинских пещерах.
Кулундинская равнина
  • Кулунда считалась в прошлом проклятой степью, у коренных ее обитателей-казахов о происхождении степи есть своя легенда: «Изгнанный богом из рая шайтан летел над Кулундой и плакал. Но, возмущенный разнообразием местности и ее безлюдностью, возгорелся злобой и, желая причинить неприятное творцу, плюнут как раз на середину степи. Тысячи брызг полетели на землю и там, где они упали, образовались горько-соленые озера, а там, где падали слезы его раскаяния – стали озера пресные..." Видно, чаще плевал шайтан в те места, где суждено было образоваться Карасукскому району. Не только солеными озерами наполнен нашрайон, повсюду - болотистая местность. Не лишенная некоторой поэзии эта легенда свидетельствует о прошлом: должно быть уж не очень приглядной казалась тогда Кулунда, возмутившая даже шайтана. Первым русским заселенцам и их потомкам пришлось вложить много труда, чтобы освоить здешние необжитые места… Но они покорили степь, заставили ее давать обильные урожа.