Презентация "Проектирование занятия по изобразительному искусству в начальной школе с применением технологии продуктивного чтения"

Подписи к слайдам:
Проектирование занятия по изобразительному искусству в начальной школе с применением технологии продуктивного чтения
  • Опыт формирования УУД на занятиях ИЗО и внеурочной деятельности «Разноцветный мир»
  • Кукарева Людмила Витальевна, учитель изобразительного искусства
При проведении занятий по изобразительному искусству учитель нередко сталкивается с нежеланием детей работать с текстом. Ребенок, придя на урок, хочет приступить к выполнению творческого задания здесь и сейчас.
  • При проведении занятий по изобразительному искусству учитель нередко сталкивается с нежеланием детей работать с текстом. Ребенок, придя на урок, хочет приступить к выполнению творческого задания здесь и сейчас.
  • На итоговом контроле такие дети нередко сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием текста задания, алгоритма действий при планировании творческой работы.
Что происходит на уроке, когда даём задание, начинающееся со слова
  • Резко падает темп чтения.
  • Учащийся начинает механически заучивать текст
  • http://school2100.com/
Почему описываемая техника называется продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учащимся собственных конструкций.
  • Почему описываемая техника называется продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учащимся собственных конструкций.
  • http://school2100.com/
Изобразительное искусство, 1 класс
  • Изобразительное искусство, 1 класс
  • Тема «Живое письмо».
  • Тренируем наблю­дательность: дополнительные цвета, тепло и холод.
  • Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н).
  • Формируемые УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, формулировать речевые высказывания.
Технология продуктивного чтения может быть использована в рамках проблемно-диалогического обучения.
  • Технология продуктивного чтения может быть использована в рамках проблемно-диалогического обучения.
  • Прием «Яркое пятно» предшествует формулировке проблемного вопроса урока.
  • В рамках приема используется стихотворение Е. Серовой «Погляди-ка»
I этап. Работа с текстом до чтения .
  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  • Стихотворение Е.Серовой «Погляди-ка»
Погляди-ка
  • Погляди-ка
  • Погляди-ка, погляди-ка!
  • Что за красный огонек?
  • Это тонкая гвоздика
  • Жаркий празднует денек.
  • Е. Серова
II.Прочитывание текста.
  • Медленное «вдумчивое» чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
  • Погляди-ка
  • Погляди-ка, погляди-ка!
  • Что за красный огонек?
  • - Текст задает вопрос. Попробуем ответить на него .
  • Высказываются предположения .
  • Это тонкая гвоздика
  • Жаркий празднует денек.
III этап. Работа с текстом после чтения
  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Что же это за красный огонек?
  • В жаркий день гвоздика раскрыла свои лепестки и похожа на огонек среди зеленой травы.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Какой вопрос возникает?
  • Почему красная гвоздика ярко светится в зеленой траве?
  • Действия учащихся: Выдвижение гипотез.
  • Учитель: Как можно проверить наши предположения?
  • Ответ на этот вопрос может дать нам учебник.
  • Далее идет работа с учебником.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.
  • Рефлексия действий.
  • Для желающих дается задание продолжить неоконченное стихотворение.
  • Объяснить природное явление, используя знание о дополнительных цветах.
Погляди-ка, в синем море
  • Погляди-ка, в синем море
  • Среди белых парусов
  • Загорелся парус яркий!
  • В чем причина? Вот загадка!
  • Творческое задание на дом:
  • Рассмотри картину В. Ван Гога «Море в Сент-Мари» Какое продолжение стихотворения предложил бы написать поэту художник?
  • Вариант продолжения:
  • Он оранжевый и яркий,
  • не пройдет теперь украдкой!
Погляди-ка,
  • Погляди-ка,
  • Как на небе загорается звезда…
  • Почему же непременно
  • Гаснет поутру она?
  • Объясните незнайке, почему днем на небе звезд не видно?
  • Формируемое познавательное умение: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
  • Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
  • Основные
  • цвета
  • Составные
  • цвета
  • Помоги Акварелькину правильно раскрасить радужный цветок. (как это сделать) Получи три новых цвета. Для этого смешай на палитре только желтую и красную краски, только желтую и синюю, только красную и синюю. Какие цвета у тебя получились? Найди пары дополнительных цветов.
  • Задание «Помоги Акварелькину» позволяет на итоговом контроле выявит сформированность как предметных так и метапредметных умений, включая личностные (самоопределение через создание ситуаций на уроке нацеленных на децентрацию младшего школьника, ориентирующих на оказание интеллектуальной, практической помощи выбранным сквозным героям )
  • Чтение на этапе оценивания
Создание ситуаций на уроке нацеленных на децентрацию младшего школьника, ориентирующих его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной, практической помощи выбранным сквозным героям (например, «Мастерам»), которые в этом нуждаются при решении трудных задач, оказание взаимопомощи при выполнении коллективных работ и работы в парах.
  • Создание ситуаций на уроке нацеленных на децентрацию младшего школьника, ориентирующих его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной, практической помощи выбранным сквозным героям (например, «Мастерам»), которые в этом нуждаются при решении трудных задач, оказание взаимопомощи при выполнении коллективных работ и работы в парах.
  • Помогает формировать такое личностное умение как «самоопределение»
«Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»
  • «Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»
  • (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 139).
Литература и источники
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
  • Карабанова О.А.    Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  • Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 1, 2, 3, 4 класса. («Разноцветный мир»). – 64 с., ил.
  • http://school2100.com