Работа концертмейстера в детском хоровом коллективе ДМШ (ДШИ)

1
«Работа
концертмейстера в
детском хоровом
коллективе ДМШ (ДШИ)»
Выполнила: Ополева Людмила Ивановна,
преподаватель фортепиано,
концертмейстер МБУ ДО «Детская
музыкальная школа №3» г. Иркутска
Иркутск
2018г.
2
Великий французский композитор и клавесинист Француа
Куперен заметил: « Нет ничего приятнее, чем быть хорошим
аккомпаниатором. Ничто не сближает нас так с другими музыкантами,
как совместное исполнение разнообразных сочинений. А
аккомпанемент фундамент солиста. На аккомпаниаторе лежит вся
тяжесть здания». Ф. Куперена поддержал К.-Ф.-Э. Бах:
«Аккомпаниатор имеет много шансов выдвинуться и привлечь к себе
внимание понимающего слушателя тем, что, играя совершенно
спокойно, выкажет твердость и благородную простоту исполнения, не
затмевая блеска солиста. Ничто не ускользнет от внимания
понимающего слушателя в его душе мелодия и гармония всегда
неразрывны. А во время, когда солист молчит, аккомпаниатор дает
волю собственному темпераменту, если того требуют обстоятельства
и характер произведения». Специфика аккомпанирования
заключается в том, что аккомпанирующий подчиняет свою игру
художественным задачам и вкусу партнера. Шкала звучания
фортепианной партии, некоторые ритмические моменты,
выразительность штрихов, педали – все должно быть приведено в
соответствие с реальным исполнением солиста. Однако плох
аккомпанемент, являющийся тенью солирующей партии. «Пианист,
играющий партию сопровождения, не имеет права быть пассивным,-
утверждал замечательный мастер камерного ансамбля Анатолий
Доливо. - « Если он не сознает степени своей ответственности,
отказывается от проявления своей художественной
индивидуальности, или у него душа «короткая», он не может
участвовать в «сотворении» песни, романса или арии. Чем сильнее
индивидуальность пианиста, тем лучше певцу, ибо сознание, что
рядом его надежный, чуткий друг, придает ему силы». В
«Музыкальной энциклопедии» находим: концертмейстер пианист,
помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета
разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в
концертах». Деятельность аккомпаниатора пианиста подразумевает
обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер
включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий,
умение контролировать качество их исполнения, умение подсказать
правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким
образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции.
3
Роль концертмейстера на уроках хора очень значительна.
Концертмейстер не только аккомпанирует хору на уроках и концертах.
В его функцию входит разучивание вокальных партий по голосам,
помощь дирижеру в распевании певцов хора, а также во время
сводных репетиций при подготовке к концертным выступлениям,
помогает хормейстеру в выборе репертуара. Также как и дирижеру
хора, концертмейстеру необходимо умение контролировать качество
исполнения хористами музыкального произведения, подсказать
правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Для этого очень важно знать основы вокально хоровых навыков,
особенно таких, как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное
дыхание, способы звукоизвлечения (легато, стаккато), мягкая атака
звука. Знание основ дирижерской техники, таких как «ауфтакт»,
«точка», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в
музыке, дирижерских сеток дает возможность концертмейстеру играть
«по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в
нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где
хористы берут дыхание, «не наступать» на хор. Дальше необходимо
стремиться к сильной доле, не затягивая движение в музыке, ее темп.
Концертмейстер как бы «связывает» между собой фразы в единое
целое.
Одна из тонкостей концертмейстерского мастерства умение видеть
боковым зрением руку дирижера. Это важно в темповых отклонениях
в хоровых произведениях, когда пианисту приходится смотреть то в
ноты, то на дирижера, контролируя при этом качество своего
ансамбля с хоровым звучанием. Умение играть по «руке» дает
возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом
случае хор, дирижер и концертмейстер это единый ансамбль, опора
которого « лежит на плечах» концертмейстера.
Хоровое произведение всегда начинается со вступления, которое
готовит детей к исполнению песни. Поэтому вступление должно быть
сыграно максимально выразительно, сразу в нужном характере и
темпе. Перед вступлением хора желательно уйти на diminuendo.
Обычно все вступления, проигрыши и заключения играются в более
яркой звучности, чем остальной музыкальный материал. Поэтому,
там, где вступает хор можно взять левую педаль (особенно если поют
дети младшего хора). Также это поможет лучшему балансу между
4
хоровым звучанием и партией концертмейстера. Все проигрыши не
нужно затягивать. Их нужно играть с еще большим движением к
началу хоровой партии. Этот прием укрепляет форму произведения,
создает непрерывное сквозное развитие, целостность хорового
произведения.
При работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на
несколько объектов жест дирижера, общая звуковая картина,
исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих
условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами
фортепиано, всем набором пианистических приемов. Аккомпанемент в
любом сочинении должен быть исполнен точно и грамотно в
соответствии с авторским текстом и творческим замыслом дирижера
хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения
произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе,
концертные выступления) должна звучать качественно. Любые
спотыкания, неряшливое, смазанное исполнение отвлекают и сбивают
хор, особенно если идет работа с младшими школьниками, у которых
еще только формируются исполнительские навыки.
У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии
фортепианного сопровождения, партитура хора и строчка словесного
текста. На разных этапах работы над произведением требуется
исполнение всего этого материала в различных сочетаниях. При
показе произведения концертмейстер играет сводную партитуру,
показывает общее звучание хора с сопровождением. В этом случае не
всегда удается сохранить весь объем аккомпанемента, что-то
приходится сокращать. Но нужно сохранить общее эмоционально
образное наполнение, жанровые и стилистические черты,
гармоническую основу и характерную ритмическую пульсацию. Также
концертмейстер должен уметь голосом показать фразировку, цезуры,
произнесение текста. Это не означает обязательной хорошей
вокальной подготовки, но при работе с детским хором необходимо
знать основы и владеть грамотной певческой дикцией и дыханием.
При показе хоровых линий на фортепиано нужно постараться
приблизить характер звука к певучему вокальному звучанию,
соблюдать певческую фразировку и цезуры. Необходимо разбираться
в особенностях записи хоровой линии, часто запись дает очень
приблизительное представление о реальном звучании. Подробности
выясняются с хормейстером, а от концертмейстера требуется
5
внимательность, заинтересованность, стремление к полному
освоению каждого произведения.
В репертуар детского хора входят как классические произведения,
специально написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и
переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов,
народная музыка. Приходится работать с клавирами, цифровками,
фонограммами. Концертмейстер хора должен уметь отредактировать
для себя неудобный, громоздкий клавир, сформировать фактурный
аккомпанемент из гармонической схемы цифровки, сделать
гармонизацию мелодии, подобрать аккомпанемент по фонограмме,
сформировать по заказу хормейстера вступление, заключение, связки,
импровизировать на уроке сопровождение к распевкам, музыкальным
играм. Фактуру приходится варьировать и для достижения
оптимального звукового баланса: при работе с группами на уроках
играть более прозрачный аккомпанемент, сохраняя гармоническую
основу, ритмическое наполнение и поддерживая эмоциональный
настрой. На сводных репетициях давать более плотную фактуру. При
разучивании с детьми произведений a capella так же нужна
гармоническая поддержка, т.к. у младших учащихся еще не развит
внутренний гармонический слух. Важно, чтобы мелодическая линия
запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались
ладо – функциональные представления.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является
способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным
концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной
практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени
для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста
требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и
внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и
настроение произведения. Прежде чем начать аккомпанировать с
листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь
нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить
внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на
динамические оттенки. Приступая к игре, концертмейстер должен
смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта. Опытный
концертмейстер переворачивает страницу за один или два такта до
того, как она доиграна до конца. При чтении аккомпанемента с листа в
ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки,
6
т.к. это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста
остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в
чтении с листа, чтобы довести это умение до автоматизма.
В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования,
включены и педагогические функции. Я работаю преподавателем
фортепиано и концертмейстером уже более 40 лет, поэтому у меня
огромный опыт концертмейстерской работы. Много аккомпанировала
различным инструменталистам, вокалистам. Но больше всего я
работала с хорами (младшими, средними, старшими), а бывало, что и
параллельно сразу с двумя. Часто мне приходилось вести уроки хора
самостоятельно, без хормейстеров. Я распеваю детей, используя
различные попевки, упражнения, скороговорки для развития дикции и
артикуляции, повторяю слова песен, разучиваю и проверяю их партии
(причем, очень часто я сама пою с детьми). Также, при работе с хором
актуальным является вопрос поддержания дисциплины. С младшими
детьми часто провожу на занятиях физические и музыкальные паузы,
и игры. Дети, с радостью включаясь в игры, получают возможность
отдохнуть и расслабиться. А затем с новыми силами опять
включаются в серьезную работу.
Поскольку у меня большой опыт концертмейстерской работы и я
довольно хорошо, бегло читаю с листа, меня часто просят подменить
других концертмейстеров на уроках, родительских собраниях. Нередко
приходилось выступать на концертах, буквально, с одной репетицией.
Даже был случай, когда концертмейстер старшего хора внезапно
попала в больницу, мне вечером дали ноты четырех произведений, а
на следующий день была запись на телевидении. Я достойно
выступила с хором, хотя мне и стоило это больших затраченных
моральных сил и нервов.
Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо
умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным
условием правильного транспонирования является мысленное
воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе
транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода
каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому, огромное значение
приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип
аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер
тонального родства. При транспонировании уже знакомого
7
произведения, прежде чем начать игру, нужно отчетливо представить
себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой
тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При
транспонировании незнакомого произведения очень важен этап
предварительного просмотра нового текста, во время которого
пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические
способности и услышать музыку внутренним слухом.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист
должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно
передать авторский музыкальный текст, создать целостный
художественный образ, взять нужный темп, верно распределить
кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально
приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая
хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным
вокально хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение,
исполнение цезур, штрихов, соблюдения цезур для взятия дыхания и
т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.
Строгость и выразительность движений концертмейстера во время
исполнения влияет на восприятие слушателей зала, в котором
выступает хоровой коллектив во время концерта.
Сфера особого внимания соотношение громкости хора и
сопровождения. Концертмейстеру необходимо владеть динамикой
фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание
сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным.
Фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и
тембровую поддержку. Но слишком громкое сопровождение может
спровоцировать форсированное пение, это особенно нежелательно
для неокрепших детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в
концертном зале оценить баланс звучания, так как он располагается
позади или сбоку от хора и слышит искаженную звуковую картину.
Дирижер устанавливает концертный баланс на репетициях и
корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в
памяти звуковую картину и воспроизвести ее на концерте. И. конечно,
концертмейстер находится в постоянном зрительном контакте с
дирижером и ориентируется на его жесты, задающие уровень
звучания и темп.
8
Работа с хором требует от концертмейстера особой
организованности, определенных организаторских умений.
Концертмейстер полностью отвечает за организацию музыкального
сопровождения: наличие нот, готовность рабочего места,
инструмента. На сводных репетициях, когда собирается большой
коллектив школьников, концертмейстер совместно с руководителем
поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении,
выстраивании рядов. Особенно много организационных проблем
возникает в концертной работе. Помимо творческо исполнительских,
нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода ухода,
переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике,
обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно
на руководителе хора и его верном помощнике – концертмейстере
лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий
концертный настрой, и коллектив полностью раскрыл свои
исполнительские качества.
Для успешного решения исполнительских, педагогических и
организационных задач концертмейстеру необходимо обладать
определенными психологическими качествами, развивать их,
повышать свою психологическую компетентность:
Внимание у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее
много объектов: клавиатура и ноты, контроль за собственным
исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая
картина.
Мобильность, быстрота реакции - необходима и в процессе
аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.
Память как в отношении запоминания музыкального текста, так и
способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях
темп, звуковой баланс, подробности трактовки.
Самообладание, стрессоустойчивость умение удержать стабильное
исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах,
неуверенном пении хора.
Ответственность.
Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером
дирижером.
9
Заинтересованность в конечном художественном результате.
Особо хочется еще раз отметить, что для успешной работы в хоровом
классе необходим прочный налаженный творческий контакт
руководителя и концертмейстера. Это вовсе не означает тесной
личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными и
очень теплыми, и по-деловому корректными. Но в творческой работе
концертмейстер должен понимать и принимать, ценить
художественную позицию руководителя, знать особенности его
творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и
чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на
себя ответственность за практическое воплощение творческого
замысла дирижера хормейстера, и вносит очень большой вклад в
звучание детского хорового коллектива. А концертная деятельность
оказывает огромное влияние на развитие творческого
исполнительства концертмейстера. Хорошо играющий
концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет
пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.
10
Список используемой литературы:
- Смирнов М. «О работе концертмейстера» Изд. «Музыка»,
Москва 1974г.
- Кубанцева Е.И. «Концертмейстерство - музыкально-
творческая деятельность («Музыка в школе») 2001г.
- Самарцева Т. «Методические рекомендации по
концертмейстерской работе в дополнительном
образовании». Оренбург 2009г.
- Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе» М,
Музыка, 1996г.
- Келе С.Б. «Деятельность концертмейстера в ДШИ» п.
Екатериновка, 2009г.
- Труфанова И.Н. «Особенности работы концертмейстера
в классе хорового пения ДШИ». Челябинск, 2017г.
- Федорова О.В. «Роль концертмейстера в хоровом классе».
г. Ржев, 2016г.