Внеклассное мероприятие "Проделки колдуна Звола"

МБОУ г.Кургана «Прогимназия № 63»
Внеклассное мероприятие по шахматам
квест-игра «Проделки колдуна Звола»
Подготовила: учитель 3 Б класса
Менщикова Алена Александровна
Курган 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа «Решение шахматных задач» МБОУ г. Кургана
«Прогимназия № 63» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и
на основании действующих нормативных и программных документов РФ и
Курганской области в области общего образования детей, с учетом приоритетов
развития системы дополнительного образования и существующего опыта
реализации дополнительных образовательных программ. Данная программа
модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина «Шахматы школе»,
рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и
опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для
начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение,
2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Программа «Решение шахматных задач» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Цель программы: Создание условий для личностного и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Участники программы: Участниками программы являются дети
младшего школьного возраста 7-11 лет, посещающие прогимназию. Уроки
организуются для всего класса. При наличии необходимых условий класс
делится на подгруппы. Подгруппы укомплектованы учащимися в количестве
10-15 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю. Образовательный
цикл 4 года, направленность программы - общеинтеллектуальная.
Конспект внеклассного мероприятия по шахматам
квест - игра «Проделки колдуна Звола»
Цель мероприятия: организация деятельности обучающихся для
повторения пройденного материала
Задачи:
Образовательная: создать условия для повторения пройденного
материала
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического и
креативного мышления, смекалки; раскрытию творческого потенциала;
формированию навыков рационального использования учебного времени;
стимулирование познавательной мотивации.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к игре,
уважение друг к другу, способствовать сплочению коллектива
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, рейтинговое
оценивание знаний, практический
Принципы: принцип проблемности, принцип игровой деятельности,
принцип совместной коллективной деятельности.
Форма проведения: квест - игра
Тип квест – игры: кратковременный, линейный
УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно выбирать и структурировать материал;
- анализировать полученную информацию;
- учиться самостоятельно принимать решения в выборе действий;
Коммуникативные:
- самостоятельно справляться с командообразованием;
- налаживать успешное взаимодействие в команде, чувствовать и
формировать взаимовыручку;
- разделение обязанностей и взаимозаменяемость,
Личностные:
- научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные
задачи.
Познавательные:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция,
сила шахматных фигур.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и
формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Оборудование:
шахматная доска
шахматные фигуры
конверты с заданиями
листы, для фиксирования баллов и времени команд
шариковые ручки
бумажные шапочки с изображением шахматных фигур
одежда для шахматного Короля: корона, накидка на плечи
Действующие лица: ведущий, команда солдат-пешек из 8 человек от
класса, команда фигур от каждого класса 2 Ладьи, 2 Слона, Ферзь, 2 Коня,
классный руководитель в роли Короля, школьные работники, которые отдают
конверты с заданиями на станциях, 8 учеников 4 класса для помощи в
организации.
Возрастная категория: обучающиеся третьих классов (9 – 10 лет)
План мероприятия
элемента
Элементы мероприятия
Время
1.
Вводная часть
Организационный момент
Вступительное слово преподавателя.
Мотивация.
Сообщение цели и задач квеста.
Разделение на команды, выбор действующих
лиц внутри команды
Определение фигур: Ладей, Слонов, Коней и
Ферзей по своим местам с обучающимися четвертых
классов.
10 мин
2.
Основная часть мероприятия
Общие правила квест-игры.
Выполнение обучающимися заданий
Контроль соблюдения правил квест – игры
Итоговое сражение команд на шахматной
доске
40-45
мин
3.
Заключительная часть мероприятия
Подсчет баллов
Заключительное слово учителя
Награждение команд
5 мин
Сценарий мероприятия.
Вводная часть
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня нам пришло письмо из
Шахматной страны. Жители этой страны призывают вас к помощи. Дело в том,
что злой колдун Звол, который гнался за Леной и Аленом, когда они
отправились на поиски необыкновенной игры, добрался до их страны и
похитил Королей и другие фигуры. Остались одни солдаты - пешки. Им одним
не одолеть колдуна, а Королей спасать нужно. Вы готовы помочь?
Дети: готовы!
Ведущий: Очень хорошо! Тогда я предлагаю вам разделиться на 2 армии
белого Короля и черного. Командиры класса, подойдите ко мне и вытяните из
мешочка фигуру. Кого цвета окажется ваша фигура, Короля той армии вы и
будете спасать.
- От класса вам нужно выбрать 8 человек, которые будут солдатами.
Чтобы определиться с выбором, давайте скажем, каким должен быть
настоящий солдат?
Дети: Настоящий солдат должен быть смелым, быстрым, ловким,
находчивым.
Ведущий: Все верно, но также солдаты должны уметь работать дружно и
помнить девиз: «Один за всех и все за одного!»
- Пешки к бою готовы. Теперь выберите ферзя, две ладьи, два слона, два
коня. Эти ученики будут присоединяться к вам на каждой станции, после
правильно выполненного задания. Обратите внимание, на станциях за вами
будут наблюдать обучающиеся 4-х классов. Поприветствуйте их. У каждого из
них в руках лист с названием шахматных фигур. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Прошу фигуры проследовать за учениками 4-х классов.
Основная часть мероприятия:
Правила квест-игры: Команды получают первые конверты с
подсказками о том, где находится первое задание. На каждом этапе, чтобы
забрать свою фигуру, вам нужно выполнить задание из конверта и записать
ответ на листе с заданием. Помимо задания, в конверте есть зашифрованная
подсказка о нахождении следующей фигуры. Всего на каждой станции будет
лежать 2 конверта белый и черный. Вы берете конверт своего цвета. Все
выполненные задания приносите с собой на последний этап. Нельзя забирать
своего ученика со станции, не выполнив задание. Также нельзя трогать чужие
конверты, портить оборудование на станциях. Передвигаться нужно тихо,
соблюдая правила поведения и безопасности. Давайте их повторим.
Дети: Нельзя толкаться, громко кричать, говорить обидные слова.
Передвигаться нужно шагом или легким бегом.
Рейтинг оценивания: За каждое выполненное задание, команда будет
получать баллы. Они зависят от времени и правильности выполнения задания.
Следить за временем выполнения задания будут ученики, которые стоят на
станциях. Они же будут снимать с вас штрафные баллы за дисциплину в
команде и нарушение правил игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Ведущий: Ну что ж, я желаю вам удачи. Будьте дружными, думайте и
решайте все задания вместе.
Ход квест игры: Команды передвигаются по станциям согласно
составленному маршруту (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и выполняют задания.
Организаторы следят, чтобы не нарушались правила игры и безопасность