Презентация "«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы"

Подписи к слайдам:
Разработка темы: «Природа и человек» через произведения писателей детской литературы Цель занятия:
  • Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражена в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему.
  • Доказать насколько актуально звучит экологическая проблема.
  • Вызвать чувство бережливости к природе.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» К.Г. Паустовский «Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя» (Ч.Айтматов) «Любить природу – значит любить Родину» (М.Пришвин) Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение. Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы), а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы), а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений. Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы. Главным литературным открытием Пришвина будет открытие «небывалого» в обыденном, предметом пристального наблюдения станет родная природа. Пришвин не только писатель-натуралист. Во всяком явлении он видит его красоту и называет ее точным словом, освещает человеческим смыслом и выводит из небытия.   В предгрозовой атмосфере конца 30-х г. ХХ века тема родной природы советским критикам кажется неактуальной, Пришвина обвиняют в аполитичности. Но писатель убежден: его цель, «создание в душе советского человека радости, того праздника жизни, с которым легко и строить новую жизнь».   «Кладовая солнца» создается Пришвиным во время Второй мировой войны. Создание надвигающейся катастрофы активизировало поиск вечных и неизменных начал человеческой жизни , того, что в мире и человеке может противостоять грядущей опасности. Повествование сказки-были одновременно существует в 2 планах- конкретно-бытовом и обобщенно-философском. Точно обозначено в начале и в конце повествования историческое время- Великая Отечественная война, на которой погиб отец детей и осиротели маленькие ленинградцы,-позволяет соотнести нелегкую судьбу детей с общенародной бедой, обострившей потребность в положительных началах бытия, заставившей решать отнюдь не детские проблемы. Для событий сказки значимы не только исторические ориентиры, но и природно-временные-время года и время суток. Действие приурочено к весне - пора возрождения в природе. Путь детей занимает чуть больше суток и символически соотнесен с путем солнца. Дети выходят до рассвета, в момент ссоры брата с сестрой на солнце набегает серая хмарь, и еще до заката они благополучно воссоединяются. За один день они успевают пережить сложнейшие коллизии человеческой жизни. Время действия тоже средство типизации. Путь детей лежит в мир таинственный, богатый и щедрый, но вместе с тем-тревожный, порой враждебный. Поиск правильного, верного пути в мире природы- одна из важнейших тем пришвинского творчества.     Сюжет сказки увлекателен и строго симметричен. Дети выходят в лес за клюквой, однако ссорятся из-за выбора дороги и расходятся по разным тропам. Каждый из них изменяет выбранному пути и попадает в беду, осознает свою ошибку, а появление собаки помогает детям. Они возвращаются домой невредимыми, и с небывалым урожаем клюквы. Заявленное в экспозиции проявляется мужского и женского начала в характерах героя определяет движение фабулы. Пришвин вводит знаменательные детали. Мужчина, защитник, охотник и вожатый, Митраша берет с собой ружье и компас. Женщина, кормилица хозяйка, Настя возьмет еду про запас, полотенце и корзинку, чтобы принести домой урожай. Рассказ о судьбе детей передается в описании природы. Подчеркивается противоположность закона жизни в мире природном и человеческом. В мире природы закон жизни- борьба за существование, борьба с другими живыми существами за себя, в мире людей- это правда «суровой, вековечной борьбы за любовь».   Притчевый характер повествования определяет и особенности стилистики. На синтаксическом уровне это проявляется в использовании риторических фигур и инверсии, придающих тексту особую эмоциональность. Другой характерной особенностью является обилие тропов. Повествование ведется от загадочного «мы», ведающего тайны природы и сокровенные думы детей. Жанровое определение, имеет оттенок оксюморона,- «сказка-быль»- введено как элемент композиции. Двойственность жанрового определения позволила Пришвину сочетать увлекательность «были» с логической стройностью сюжета сказки-притчи, пронизанной иносказанием и философскими обобщениями.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Оксюморóн— изобразительно-выразительное средство, до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий;

остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс...

Инве́рсия  «переворачивание; перестановка» — нарушение обычного порядка слов в предложении. 

Троп -оборот — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении

с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Природа – частица огромного мироздания. Мы неразрывно связаны с ним. Природа – это частичка нашей с вами души. Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество. Митраша попадает в Слепую елань из-за своей самонадеянности и безрассудства, но это- обратная сторона типично мужских свойств-веры в свои силы и готовности к риску во имя достижения цели. Настя сошла с тропы из-за жадности, что тоже является обратной стороной типичного женского достоинства-экономности, бережливости. Эту-то правду и перешепнул Травке старик Антипыч, выступающий в «Кладовой солнца» как обобщенный образ человека, «хозяина» с множеством лиц, того самого мудрого хозяина кладовой солнца, которой является природа. С Травкой связана развязка, встреча с собакой спасительна для детей.