Конспект занятия "Народная игрушка"

МБДОУ «Детский сад №81 « Островок»
Конспект занятия
"Народная игрушка"
Конспект разработала:
Старший воспитатель:
Бирулёва О.В.
Конспект занятия в старшей группе: Экскурсия в музей
«Русской народной игрушки»
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором
хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление
детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном
творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой
матрешка
• Познакомить с историей Богородского промысла
• Закреплять знания детей о дымковских игрушках
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять
их знания о народном творчестве
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материалы для занятия
• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек
сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки
использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с
занятия)
Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных
игрушек, разучивание подвижных игр.
Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки,
богородские игрушки, орнамент.
Ход занятия
-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей
«Русской народной игрушки»,
-кто знает, что такое музей? (ответы детей)
Музей это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением
и экспонированием предметов памятников естественной истории,
материальной и духовной культуры, а также просветительской и
популяризаторской деятельностью.
-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)
-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Экскурсовод это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке,
в интернете, документах)
Смотритель смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у
посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем
экскурсоводом.
-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу
экскурсию.
-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам
музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
Дети останавливаются около выставки игрушек.
Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в
гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только
сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все
и стоят.
Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на
дымковские игрушки
Вот здесь живут сказки из Дымково.
Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка самая известная
глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне в
городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров
зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной
слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из
красной глины, затем просушивали течение 20-25 дней), а после в печи
обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим
молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали
(имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий,
зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с
добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную
игрушку смазывали взбитым яйцом.
Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане,
женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские
фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология
изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был
семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».
Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые
рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка
своя есть.
Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.
Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские
игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-
свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж
душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться
умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный
промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить
игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать
начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но
пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.
Все игрушки можно разделить на несколько групп:
люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с
гусем.
животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
птицы - петух, наседка, павлин, утка.
многофигурные композиции чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке.
(Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением
русских народных игрушек)
Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот
для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да
забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из
ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки
делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .
А вот на этом столе собрались игрушки из села
Богородское московской области.
А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку,
приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом
вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине –
мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил
Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские
мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться,
вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и
корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова
пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться
умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой
дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в
кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много
радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским
говорят.
.
ь:
Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком
здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… .(матрешка)
Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей
были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте
отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.
Физминутка:
«Матрешечка-Матрешка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножно?
Нарядитесь, тогда матрешкой.
Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они
приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по
кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни
«Колпачок»:
Ах, матрешечка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь
После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о
матрешках, сопровождая показом матрешек.
Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она
разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-
12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем
фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-
Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета
в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.
Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок,
из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много
есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее
прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые
издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца
были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла
матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам
особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за
внимание.