Сценарий "Бал Наташи Ростовой!"

Сценарий мероприятия «Бал Наташи Ростовой
Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю
возникновения Бала на Руси, используя лучшие произведения русской классической литературы и
музыки.
Задачи:
показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах и долговечность вальса,
описанного в русской классической литературе;
привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;
приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими
произведениями русской музыкальной культуры;
повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном
плане.
Гостями Бала были учащиеся 8-11-х классов. Каждый класс представляет 4 танца: падеграс, вальс
фигурный, полонез, Испанский вальс.
Оформление зала: занавес сцены украшен большими бантами и заголовком: “Бал…Бал…Бал…”. На
сцене 3 канделябра с зажжёнными свечами (в начале Бала их зажигает камергер). В центре зала на
постаменте скульптура мальчика (ученица 3-го класса одетая во всё белое), периодически меняющая
позу. Ведущие (во фраках) по ходу действия находятся то в центре сцены, то по краям.
Звучит музыка (скрипка), ведущий приглашает гостей в зал.
Ведущий 1.
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты
Ведущий 2
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.
Ведущий 3.
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Ведущий 1
Грохочет бал, сияет бал
Летают в косах ленты
Повсюду музыка звучит
И шепот комплиментов.
Ведущий 2.
Сей праздник память сохранит
Останется потомству,
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Ведущий 1. Милостивые государыни и милостивые государи! Рады видеть Вас на нашем балу.
Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и
канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки
ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее стали именоваться
БАЛЫ.
Ведущий 2. Слава Богу, мы других народов не глупее, девы наши статны и красивы и способны к
обучению и политесу..
Ведущий 3. У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей
некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда
эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…
Ведущий 1.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. «Здесь реализовывалась
частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на госу-
дарственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.»
Балами славилась столица –Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Ведущий 2
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все при-
сутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным
шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий
разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять
такт.
Всех гостей приглашаем на полонез
Ведущий . Ксения Ишматова читает стихотворение «О бал!»
На фоне зала видео фрагмент из к/ф «Война и мир» Наташа Ростова и
Андрей Болконский в вальсе.
Ведущий 2.
Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и
безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за
четой.
Ведущий 1.
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же
постоянно повторяющихся движений. Вальс танец романтический и безумный: партнер
обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах
«летучие, почти воздушные вальсы».
Ведущий 2.
Однако всеобщее признание вальса пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса
неприличными! Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к
себе! Во дворцах немецких кайзеров вальс под запретом был до1988 г.
Ведущий 3.
В России недолюбливала этот танец Екатерина 11, а сын её, Павел 1, велел опубликовать полицейское
предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Но запреты не помогли.
Вальс жил! Так, из деревеньки, где незатейливый оркестрик наигрывал простенькие мелодии, вальс
перебрался в богатые дома и дворцы.
Пары исполняют вальс под “Вальс-фантазию” М.И. Глинки.
Ведущий 1.
Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали вы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит её
танцевать и не улыбались, благодарные князю Андрею, словно он не Наташу, а вас кружил в танце.…
Спасибо за прекрасные минуты.
Ведущий 2.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концен-
трации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период,
за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось
бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы
заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовить-
ся к грядущим увеселениям.
!Ведущий: Сегодня у нас в гостях тоже присутствует гость – известный удмуртский поэт
Молчанов Александр Михайлович. Попросим его выступить (гость читает стихи о Родине и
декабристах)
Ведущий3.
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правиль-
ное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений .
Ведущий1.
Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом
для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо
было являться непременно в новом и одном платье.
Ведущий2.
Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в
начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни
с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претен-
довать.
Ведущий3.
Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно
и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило
предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.
Ведущий 1.
Паре разрешено было прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась
до руки кавалера.
А сейчас начинается дефиле костюма и причёсок .
Пары просим пройти поочереди перед нашим жюри и представить наряд и причёску.
Ведущий 2.
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спорт-
смена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в
движениях, непринужденность
Ведущий 3.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий.
Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Пет-
ровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это
одолжение», «притворное лукавство — это обхождение».
Ведущий 1.
Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.
Ведущий 2.
Есть танец бальный – падеграс,
Всяк танцевал его не раз.
Но если говорить о нем
Инако, в смысле не прямом,
То открывается подчас
Весьма забавный падеграс.
А сейчас приглашаем пары на падеграс
(Презентация кадр в золотом платье и другие кадры.)
Ведущий 1.
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них
собирались тысячи гостей. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в
наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой
нитью.
Ведущий 2.
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
Ведущий 3.
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Ведущий1.
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
или
Однообразный и бездумный
Как вихрь жизни молодой