Дневник по педагогической практике

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
по направлению подготовки
073700.62 «Искусство народного пения»
2
ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА
Факультет музыкального творчества
Направление подготовки: 073700.62 Искусство народного пения
Профиль подготовки: Хоровое народное пение
студентка группы 34 ИНП заочной формы обучения
Водолажская Наталия Александровна.
3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Место прохождения практики : МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода
Сроки практики: с 1 сентября 2014 по 28июня 2015 года.
Руководитель практики от института: Доцент кафедры искусства народного
пения, канд. философ. наук, Алексеева О. И.
Руководитель базы практики: Учитель музыки 1 категории Косулина И.А
4
Педагогическая практика осуществляется рассредоточено на базе лучших общеобразовательных
учебных заведений, общеобразовательные учреждения сфер культуры и искусства города и
области.
Педагогическая практика ставит перед собой следующие цели:
1. ознакомить студентов практикантов с функционированием всех структур
общеобразовательного учебного заведения, учреждения культуры или дополнительного
образования детей и подростков
2. реализовать комплексный подход в изучении учебно-воспитательной работы учебного
учреждения, учреждения культуры или дополнительного образования детей и подростков,
личности обучающегося, специфических черт школьного коллектива
3. ознакомить студентов-практикантов с разнообразными методами воздействия на
коллектив, с методами анализа и оценки деятельности обучающего и обучающихся, собственной
деятельности как студента–практиканта
4. сформировать необходимые профессиональные умения педагогической рефлексии и
критического осмысления педагогического процесса
5. применить, интерпретировать и совершенствовать теоретические и практические
знания, приобретаемые в процессе обучения в вузе
6. сформировать креативно-исследовательское отношение к профессиональной
деятельности
Осуществлять профессиональную деятельность под руководством лучших учителей
общеобразовательного учреждения, учреждения культуры или дополнительного образования детей
и подростков по профилю специализации.
Педагогическая практика предполагает решение таких задач:
1. Изучение специфики современного учебно-воспитательного процесса в учреждениях
культуры, в учебных заведениях среднего звена, а также в системе дополнительного образования
детей (колледж, школа-гимназия, детский музыкально-эстетический центр)
2. Освоение педагогического опыта ведущих преподавателей базового учебного заведения и
применения его на практике
3. Формирование профессионально-педагогического мастерства у будущих преподавателей;
4. Изучение и овладение современными методиками преподавания и приобретение навыков
организационно-методической работы;
5. Освоение основных форм педагогического процесса: лекционной, практической, семинарской
и других;
6. Формирование навыка логического изложения учебного материала; риторического искусства,
основ профессионально-педагогической этики;
7. Формирование способности контакта с учебной аудиторией, умение управлять ею;
8. Развитие способностей критического анализа форм и методов разных типов занятий;
9. Привитие студентам практических навыков по подбору и подготовке теоретического
материала и дидактических пособий к определенным темам;
10. Освоение основных принципов составления планов работы и их отчетности.
Деятельность студентов в период практики.
В обязанности студента-практиканта входит:
регулярное посещение индивидуальных и групповых консультаций;
добросовестное отношение к индивидуальным заданиям и своевременный отчет об их
выполнении перед руководителем практики;
творческое отношение к профессионально- педагогической деятельности;
корректное отношение к учебной аудитории;
учет и соблюдение педагогических требований к организации учебно-воспитательного
процесса;
проведение не менее 3-х учебных часов занятий разных типов лекционное, практическое
(семинарское)
5
Содержание педагогической практики.
Содержание педагогической практики студентов обусловлено общими целями и задачами,
сформулированными выше, а также индивидуальным планом практиканта. При этом к знакомым
формам работы (анализ учебной документации, посещение учебных занятий, знакомство с
различными педагогическими методиками и др.) добавляются такие, как самостоятельная
подготовка лекционных и практических занятий, их анализ, непосредственное общение с
аудиторией и т.д., работа над отдельными фрагментами планируемых занятий.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по сохранению и развитию в
современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительских и
национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества;
приобщения широких слоев населения к фольклору, шедеврам классического и современного
искусства.
6
ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ
ФИО учителя: Косулина Ирина Александровна
Образование: Орловский государственный институт искусств и культуры.
Педагогический стаж: 12 лет
Разряд (категория): 1 категория
Знаки отличия: не имеет
Основная и совмещаемая должности: учитель музыки
Преподаваемые дисциплины по ступеням образования: урок музыки
Учебные программы: «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.
Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина.
Формы внеурочной профессиональной деятельности: не имеет
Тема или основное направление методической (научно-
исследовательской) деятельности: « Дыхательная гимнастика на уроках
музыки»
7
РАБОЧЕЕ РАСПИСАНИЕ ПРАКТИКАНТА
Дата*
«» класс
«4д » класс
10 сентября
16.35-17.15
17.20-18.00
24 сентября
16.35-17.15
17.20-18.00
1 октября
16.35-17.15
17.20-18.00
12 ноября
16.35-17.15
17.20-18.00
17 декабря
16.35-17.15
17.20-18.00
21 января
16.35-17.15
17.20-18.00
11 февраля
16.35-17.15
17.20-18.00
18 марта
16.35-17.15
17.20-18.00
15 апреля
16.35-17.15
17.20-18.00
13 мая
16.35-17.15
17.20-18.00
РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ
№ урока
Время начала и окончания урока
1-я смена
2-я смена
1.
-
14.00-14.40
2.
-
14.55-15.35
3.
-
15.45-16.25
4.
-
16.35-17.15
5.
-
17.20-18.00
8
СПИСКИ УЧАЩИХСЯ БАЗОВЫХ ГРУПП
«4г» класс
«4д » класс
п/
п
Фамилия, имя учащегося
учащегосяучащегосяучащегося
№ п/п
Фамилия, имя учащегося
1.
Арбузова Екатерина
Александровна
1. Багров Иван Алексеевич
2. Волошенко Даниил
Дмитриевич
3. Грищенков Илья
Русланович
4. Губин Даниил
Александрович
5. Диброва Ника
Александровна
6. Железнякова Дарья
Олеговна
7. Иванова Диана Юрьевна
8. Иляхина Валерия
Дмитриевна
9. Киянец Владимир
Дмитриевич
10. Козуб Анна Сергеевна
11. Кузубова Мария
Александровна
12. Лебедев Кирилл
Александрович
13. Ловакова Елизавета
Сергеевна
14. Локтионова Арина
Игоревна
15. Ляхова Олеся Романовна
16. Малая Арина Сергеевна
17. Маркова Виталия
Витальевна
1.
Абдуллаев Максим
2.
Багров Иван
2.
Ващенко Никита
3.
Волошенко Даниил
Дмитриевич
3.
Волошин Артём
4.
Грищенков Илья Русланович
4.
Волошина Ирина
5.
Губин Даниил Александрович
5.
Голдобин Николай
6.
Диброва Ника Александровна
6.
Дудко София
7.
Железнякова Дарья Олеговна
7.
Завгородний Глеб
8.
Иванова Диана
8.
Зыков Семён
9.
Иляхина Валерия Дмитриевна
9.
Зыков Семён
10.
Киянец Владимир Дмитриевич
10.
Ишкова Елизавета
11.
Козуб Анна
11.
Кольцова Валерия
12.
Лебедев Кирилл
Александрович
12.
Коптева Виктория
13.
Ловакова Елизавета Сергеевна
13.
Кочергин Максим
14.
Локтионова Арина Игоревна
14.
Лазарев Матвей
15.
Ляхова Олеся
15.
Лани Анастасия
16.
Малая Арина
16.
Литвиненко Елизавета
17
Маркова Виталия
17
Мезенцев Игнат
18.
Межевская Полина
18.
Нефёдова Ксения
19.
Некрасов Кирилл
19.
Полухина Варвара
20.
Новоселова Полина
20.
Семёнова Екатерина
21.
Перемышлева Анастасия
21.
Таланкин Владислав
22.
Потапов Захар
22.
Токарь Елизавета
23.
Самойлова Анжелика
23.
Торопов Вадим
24.
Севостьянов Артем
24.
Федосов Денис
25.
Смолко Михаил
25.
Фирсов Павел
26.
Чуркин Данил
26.
Юдин Глеб
Классный руководитель:
Выгоренко Надежда Васильевна
Классный руководитель:
Филова Оксана Сергеевна
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ В БАЗОВЫХ ГРУППАХ
«4г» класс
Раздел I
«Россия – Родина моя» -4 ч.
урока
Тема урока
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню»
2
«Чего не выразишь словами
3
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
4
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
5
Композитор – имя ему народ.
6
Музыкальные инструменты России
7
Годы странствий.
М. И. Глинка
Царит гармония оркестра
8
Опера «Иван Сусанин»,
М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
9
Патетическая соната.
10
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья
Муромец
11
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ В БАЗОВЫХ ГРУППАХ
«» класс
Раздел I
«Россия – Родина моя» -4 ч.
урока
Тема урока
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню»
2
«Чего не выразишь словами
3
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
4
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
5
Композитор – имя ему народ.
6
Музыкальные инструменты России
7
Годы странствий.
М. И. Глинка
Царит гармония оркестра
8
Опера «Иван Сусанин»,
М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
9
Патетическая соната.
10
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья
Муромец
11
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
11
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В БАЗОВЫХ ГРУППАХ
Форма проведения
Тема мероприятия
Открытое
мероприятие
1.1 «Вступление в гимназисты»
1.2 1-е классы
Открытое мероприятие
1.1
1.2 «День матери» 3-е классы
Открытое мероприятие
1.1
1.2 «Зимние святки»
1.3 фольклорный кружок «Бирюльки»
Подпись классного руководителя:
Выгоренко Надежда Васильевна _____________________
Филова Оксана Сергеевна___________________________
12
Анализ посещенных уроков
Дата 21 января 4 «Г» класс
Учитель Косулина И
Тема урока :"Музыкальные инструменты России"
Ход урока:
Цель: формирование и развитие творчески активной личности, знающей и
понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.
Образовательные задачи:
1)формирование практических умений и навыков;
2)пополнение знаний по темам «Музыкальные инструменты России»,
«Русские народные песни»;
3)совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого
пения;
4)закрепление навыков игры на народных инструментах.
Воспитательная направленность урока:
1)пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания
русских народных инструментов;
2)воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ;
3)приобщение к старинным календарным традициям.
Развивающие задачи:
развитие исследовательских и аналитических способностей,
исполнительско-творческих навыков и умений;
активизация творческого воображения, фантазии;
формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной
деятельности.
Здоровье сберегающие задачи: :
сохранение и укрепление здоровья школьников;
создание благоприятного психологического климата, способствующего
раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;
снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;
13
повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и
игрового общения учащихся с музыкой.
Тип урока: комбинированный (урок-концерт) с элементами мастер-класса
Методы : беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание,
драматизация с включением танцевальных движений, игра на музыкальных
инструментах
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных
инструментов, ПК , мультимедийный проектор, презентация к разным
этапам урока, DVD с записью, портреты исполнителей, магниты, учебники,
тетради, письменные принадлежности; русские народные костюмы.
Этап урока
( учебная ситуация)
Результат этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания
деятельности по их достижению
Система ценностных отношений
Сформированные УУД
Система предметных знаний, действия с предметным содержанием(опыт
решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)
Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР,МПР И
ПР и их достижению
Организует ситуацию решения учебной задачи, направленной на
достижение планируемых результатов, управление действиями
обучающихся по достижению этих результатов
Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение
планируемых результатов и осознание ценности этих достижений
14
1.Самоопределение к деятельности. Орг.момент Формальная готовность к
уроку. Взаимоконтроль. Проверка и самопроверка учащихся к началу
урока. Эмоциональный настрой. Приветствие учащихся. Нацеливание
на дальнейшую работу. Самоорганизация. Настрой на урок.
2.Актуализация знаний, мотивация Воспроизведённые знания и способы
действия. Осознание необходимости полученных новых знаний.
Выявление уровня осведомленности учащихся Дает детям прослушать
русскую народную песню «Коробушка».
-Какие инструменты исполняют эту песню, Какой состав исполнителей? -
ответы и рассуждения детей.
3.Постановка учебной задачи Сформулированная и зафиксированная с
помощью с помощью таблицы учебная задача в самостоятельной
деятельности с учителем
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему
научатся.
Для дальнейшего расширения знаний. Сегодня мы с вами на уроке
познакомимся с музыкальными инструментами России, которые с глубокой
древности и до наших дней живут рядом с человеком, которые гораздо ярче
передают характер русских народных песен, заставляют нас плакать и
смеяться, радоваться и печалиться. Наверное, вам интересно будет узнать
историю их возникновения и бытования, каково их звучание, как они себя
ведут в руках профессиональных исполнителей и только начинающих
музыкантов.
Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного
сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим
поколениям. В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое»,
причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы,
отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились
воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных?
15
(Приложение. Слайд 3)
Ответы и рассуждения детей (Героическое прошлое, думы и переживания,
удачи и трудности, воспоминания о прошлом и мечты о будущем, страдания,
радость и веселье, красота родной природы…)
4.Решение учебной задачи.
Алгоритм решения проблемы Знакомство детей с инструментами.
Песня-душа народа. Какие черты характерны русской песне?
Какие жанры русских народных песен вы знаете?
Мы с вами уже знаем, что обрядовые песни календарного и семейного
циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на …?
Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с
жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог
звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши
предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов
и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование
музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах
подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.
Загадки для детей
(Приложение. Слайд 6):
Появилась балалайка. В конце 17 века возникает очень напоминавший домру
инструмент, но только треугольной формы. Может быть, треугольной
балалайку придумали для того, чтобы она на домру не походила? Чтобы
игрой на балалайке царёв указ не нарушить? Ведь в указе ничего не было
сказано про балалайку! Вот и получается, что балалайка – это
переродившаяся домра. ( Андреев .Оркестр)
Откуда же взялось название «балалайка»? Слово «балалайка» произошло
скорее всего от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем
16
весело и беззаботно проводить время.
Послушайте, как звучит балалайка. Она действительно сейчас будет вас
веселить
Возьму балалайку звонкую
Да настрою её на старинный лад
Синему морю на тишину,
А всем добрым людям на послушание.
Звучит Балалайка
Во Владимирской , Ивановской, Ярославской, Костромской и некоторых
других областях были широко известны ансамбли рожечников. Особенным
мастерством отличались владимирские рожечники, которые на своих
инструментах так выразительно играли мелодии знакомых песен, что по
звучанию их можно было бы сравнить со слаженным стройным хором.
Наигрыши на пастушьих рожках зачастую рождались из мелодики народных
песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый
день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух
в своей игре само-выражался, отображая с помощью музыкальных средств
свои эмоции и размышления, проявляя свою индивидуальность.
Звучит Рожок
На каких инструментах начинают учиться играть дети еще в детском саду?
В 1888 г. Был организован кружок любителей игры на балалайке, на основе
которого в 1896 г. Андреев создал велико русский оркестр
(Приложение. Слайд 10).
Что такое оркестр?
Сейчас мы с вами превратимся в оркестр.
Раздать инструменты .( Ложки, Бубен, Трещётка , Рубец ,треугольник)
Популяризация исполнительства на русских народных инструментах в
оркестре способствовала развитию народной инструментальной музыки. А
усовершенствованная Андреевым балалайка, соединив в себе народный
колорит и технические возможности академического инструмента, явилась
одним из факторов, определившим создание нового музыкального
17
направления — оркестрового исполнительства на русских народных
инструментах. Эти инструменты стали приобретать все большую
известность — на них играли как любители, так и музыканты-
профессионалы.
Только ли о балалайке эти стихи?
У домры множество древних родственников, похожих на неё восточных
инструментов. Потому-то и считался на Руси этот инструмент
чужестранным.
Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент.
Имеет три струны и полукруглый корпус.
Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и
«домра большая басистая»
А звучит домра нежно, по-доброму.
Звучит инструмент Домра
Наши ребята не только умеют играть на русских народных инструментах, но
и разыскали информацию об известном всему миру исполнителе на домре –
Рудольфе Белове. Исполнительская и педагогическая деятельность Рудольфа
Белова одна из ярких страниц отечественной школы игры на домре.
Главным итогом его сорокалетней творческой деятельности является
популяризация и пропаганда русского народного инструмента домры.
Ведет интенсивную концертную деятельность, популяризируя домру, как
старинный русский инструмент. Играет в оркестре им. Осипова.
С 1963 г. преподавал в институте им. Гнесиных (ныне Российская академия
музыки)
Сегодня на уроке в вашем, любительском исполнении мы услышали русские
народные песни разных жанров и исполнительских составов: солисты,
дуэты, ансамбли.
И мы с вами сейчас выступим в роли певцов исполнителей народной
песни.
« Калинка» Ответы и рассуждения детей. Слушание.
- распевание слогов, напевность, вариативность, повторы, подголоски, один
18
запевает, другой –«подхватывает» мелодию .слоги ой, ах и тд
- Лирические («Ты река ль…»), былины («Об Илье Муромце», Садко),
солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), колыбельные («А, баю-
баю…»), частушки, хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые
(«Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые
(«Земелюшка-чернозем..») и др.
- Музыкальных инструментах
Слушают балалайку
Слушают рожок
На ложках.
Группа музыкантов исполняющих музыкальное произведение
Играют на инструментах
Дети читают стихи с места:
*************
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!..
************
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну
Так задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
О балалайке или домре.
-слушают домру
19
Учат песню «Калинка»
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода-малинка, малинка моя.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода-малинка, малинка моя.
Ах, под сосною под зеленою
Спать положите вы меня. треугольника
Ай, люли-люли, ай, люли-люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода-малинка, малинка моя.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода-малинка, малинка моя.
7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных
ЗУНов Использование нового знания в условиях решения задач.
Закрепление полученных знаний. Любая песня будет звучать лучше под
аккомпанемент инструментов.
Исполнение песни совместно с детьми В роли музыкантов оркестра
народных инструментов.
8.Оценка Умение определять уровень овладения новым способом
деятельности. Развитие самоанализа. Как мы с вами поработали? Все
ли у нас получилось? Оцените свое настроение в дневнике. Самооценка.
9.Итог занятий. Рефлексия деятельности. Умение соотносить цели и
результаты собственной деятельности Подведение итога. Диалог
позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению
темы и соотнести цели и полученный вклад в коллективную работу.
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Какие трудности ты испытывал на уроке? Участвуют в диалоге с
учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают( фиксируют) свои
достижения.
Подпись студента _____________________ Водолажская Н.А
20
Конспект урока
Дата: 18 марта
4 «Д» класс
Учитель: Косулина И.А
Тема урока: П.И.Чайковский
В.Водзиновский Домашний концерт
Задачи:
Обучающая: закрепить понятие: музыкальная форма, эпоха,
музыкальные инструменты.
Развивающие:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через
искусство;
- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную
позицию относительно стиля Петра Ильича Чайковского.
Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке композитора
Петра Ильича Чайковского, желание слушать её не только на уроке, но и
вне его.
Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других
людей, отличные от собственной.
Регулятивные:
- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и
сформированным внутренним критерием.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе,
метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство,
литература.)
Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества
замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
21
Ход урока
1. Вход учащихся в класс под музыку П.И.Чайковского
«Январь» (цикл «Времена года»).
Учитель на фоне музыки:
Был избран свыше русский гений,
Ему был послан слуха дар.
Он слышал музыку Вселенной
И пил её святой нектар… (Елена Макеева «Русский гений»)
Ребята, вы узнали музыку, под которую вошли в класс? Кто её написал?
Дети: Это Петр Ильич Чайковский «Январь» из цикла «Времена года».
(1 СЛАЙД)
Учитель: Вы догадались, о ком говорилось в стихотворении Елены
Макеевой, которое вы только что услышали?
Дети: О Петре Ильиче Чайковском.
Учитель: Какая по характеру пьеса «Январь»?
Дети: Неторопливая, задумчивая, плавная с движением.
Учитель: Верно. Петр Ильич Чайковский написал много незабываемых
музыкальных произведений. Какие из них вам уже знакомы?
Дети: Пьесы из цикла «Времена года», «Детский альбом».
Учитель: А сегодня мы познакомимся с его «Вариациями на тему
рококо» для виолончели с оркестром.
2. Ознакомление с новым материалом. Метапредметные связи
(музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)
(2 СЛАЙД)
Учитель: Вариации – это форма музыкального произведения. Графически
можно обозначить их так: А А1 А2 А3 А4. А означает основную тему
(играю мелодию темы). А1 – изменение этой темы (играю начало), А2-
Ещё одно изменение этой темы (играю второе изменение темы). Итак,
каждое изменение темы – это новая вариация. А какие ещё формы
22
музыкальных произведений вы знаете, и как они обозначаются
графически?
Дети: Двухчастная АВ, трехчастная АВА, куплетная.
Учитель: Верно. А теперь вы знаете ещё форму вариаций. В эпоху рококо
были популярны домашние концерты.
(3 СЛАЙД)
Учитель: Посмотрите, как художники изображали такие концерты.
Чтобы понять произведение Петра Ильича Чайковского, необходимо
познакомиться с той эпохой, которой эта музыка была посвящена. Стиль
рококо появился во Франции в 17 веке. Его название переводится –
раковина, т.е. декоративная ракушка. Художники, архитекторы,
композиторы стали творить произведения в этом стиле. Им была
свойственна лёгкость, игривость, насмешливость. Давайте перенесёмся в
ту эпоху.
(4 СЛАЙД) Мы входим в прекрасный замок.
(5 СЛАЙД) Поднимаемся по лестнице, богато украшенной позолотой и
лепниной.
(6 СЛАЙД) И попадаем в прекрасный зал, на стенах которого висят
замечательные картины…
(7 СЛАЙД) Франсуа Буше,
(8 СЛАЙД) Жана Фрагонара,
(9 СЛАЙД) Никола Ланкре,
(10 СЛАЙД) Тьеполо Джандоменико. В этом зале проходят балы и
концерты. Петр Ильич Чайковский очень любил эпоху рококо и
подтверждением того его вариации на данную тему.
(11 СЛАЙД) Давайте послушаем тему и первую вариацию и выберем те
слова, которые соответствуют их характеру (звучит тема и первая
вариация).
Дети: Медленно, отрывисто, взволнованно, прерывисто.
(12 СЛАЙД)
Учитель: Согласна с вами, давайте послушаем 2 вариацию. Определим её
23
характер и сравним её с 1 вариацией (звучит вторая вариация).
Дети: Медленно, плавно, задумчиво, мечтательно, завороженно.
Учитель: Что между ними общего и в чём различия?
Дети: Они обе медленные, неторопливые, но первая вариация отрывистая,
а вторая плавная.
Учитель: Очень хорошо. Теперь слушаем 3 вариацию и сравниваем её с
первыми двумя
(13 СЛАЙД)
Звучит третья вариация.
Дети: Протяжная, певучая, грустная, трогательная. Она похожа на вторую
вариацию тем, что плавная, но из трёх вариаций она самая грустная.
(14 СЛАЙД)
Учитель: Верно. Нам осталось послушать последнюю, четвёртую
вариацию (звучит четвёртая вариация).
Дети: Эта вариация совсем не похожа на остальные. Она быстрая,
стремительная, восторженная, торопливая, бойкая. Она самая быстрая из
всех вариаций.
Учитель: Хорошо. Скажите, вам понравились вариации Петра Ильича
Чайковского?
Дети: Да, они очень напевные, мелодичные. У них очень красивая
мелодия.
Учитель: Я рада, что эта музыка вам понравилась.
3. Ритмическая пауза.
Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте и готовьте свои
ладони (прохлопываю ритмические рисунки на 2, 3, 4 четверти. Дети
повторяют). Садитесь, ребята, продолжим наш урок.
(15 СЛАЙД) Знаете ли вы, что в эпоху рококо многие музыкальные
инструменты были немного другими? Они выглядели и назывались иначе.
Давайте познакомимся с ними.
(16 СЛАЙД) Это колёсная лира или харди–гарди - струнный щипковый
музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипку с тремя
24
струнами.
(17 СЛАЙД) Это виола да гамба – предшественница виолончели. Это
струнный смычковый музыкальный инструмент, который по форме
отличается от виолончели и держали его часто как гитару.
(18 СЛАЙД) Лютня струнный щипковый музыкальный инструмент с
овальным корпусом и загнутым грифом.
(19 СЛАЙД) Барочная гитара – это переходный инструмент между
лютней и современной гитарой.
(20 СЛАЙД)
Учитель:А вот этот инструмент в эпоху рококо выглядел так же, как и
сейчас. Этот клавишно-духовой музыкальный инструмент называется
орган. Он имеет пять ручных клавиатур и одну ножную. Множество
рычагов и пять педалей. Для того, чтобы играть на нём, необходима очень
хорошая координация попробуйте играть сразу двумя рукам и двумя
ногами, да ещё успевать подкручивать нужные рычаги и нажимать педали.
Человек, играющий на органе, – просто волшебник!
(21 СЛАЙД)
Учитель: Посмотрите, сколько труб у органа. Чем они отличаются друг
от друга?
Дети: Одни длинные, другие короткие, а ещё широкие и узкие.
Учитель: Всё правильно, они отличаются длиной и шириной. От размера
труб зависит их звук.
(22 СЛАЙД)
Учитель: А теперь мы посмотрим на современный музыкальный
инструмент – скрипку и сравним её с харди-гарди. Чем они похожи и чем
отличаются?
Дети: Формой они похожи, но на харди-гарди 3 струны, а не 4, как у
скрипки.
Учитель: А ещё харди-гарди щипковый инструмент, а скрипка какой?
Дети: Смычковый.
Учитель: Точно. А звук скрипки напоминает человеческий голос.
25
(23 СЛАЙД)
Учитель: А чем виолончель отличается от виолы да гамба?
Дети: Своей формой. А ещё у виолы да гамба нет ножки, на которой она
стоит.
Учитель: Верно, эта ножка называется шпиль. Звук у виолончели ниже,
чем у скрипки. Вспомните вариации, которые мы сегодня слушали ведь
там виолончель солировала.
4. Рефлексия.
Учитель: Для того, чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на
следующие вопросы.
(24 СЛАЙД)
1. Что такое вариации?
А) Это форма.
Б) Изменение.
В) Перевоплощение.
2. Слово «рококо» означает:
А) Орнамент.
Б) Раковина.
В) Украшение.
3. Кто из русских композиторов написал вариации в стиле рококо?
А) М. И. Глинка.
Б) М .П. Мусоргский.
В) П. И. Чайковский.
4. Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?
А) Одну.
Б) Три.
В) Четыре.
Учитель: Вы молодцы!
(25 СЛАЙД) Давайте попрощаемся с замечательным стилем рококо вот
таким стихотворением Натальи Алмаевой :
Я серебряной иголкой
26
Вышью наш роман на шёлке.
Так изыскано - легко,
В нежном стиле рококо…
Пусть на вышитой подушке –
Ты пастух, а я пастушка…
Яркой нитью голубой
Вышью взор лукавый свой
5. Вокально-хоровая работа.
Учитель: А на прощанье давайте споём песню Петра Ильича Чайковского
«Девицы - красавицы» из оперы «Евгений Онегин».
Распеваемся и поём.
Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского
композитора Петра Ильича Чайковского. И вновь оценили потрясающую
мелодичность и современность его произведений.
6. Домашнее задание: найдите стихи, которые подходили бы к одной из
«Вариаций на тему рококо».
Оценка: -5 (отлично)
Подпись учителя: ____________________Косулина И.А.
27
Протоколы посещенных внеклассных мероприятий
Дата
Группа (ы) ______________________
Педагог (ф.и.о.) ___________________________________________ _______
Форма внеклассного мероприятия ___________________________ ________
Тема ___________________________________________________ ________
________________________________________________________________
Ход:
Анализ мероприятия:
28
Отчет
О прохождении педагогической практики
Студентки заочного отделения группы 34 ИНП
Водолажской Наталии Александровны.
Педагогическая практика студентки Водолажской Наталии
Александровны проходила на базе общественного учреждения системы
школьного образования МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода с 1 сентября 2014
по 28июня 2015 года.
С1 сентября 2014 по 28июня 2015 года я проходила педагогическую
практику в 4-х классах Гимназии № 22 г. Белгорода. За время практики я
ознакомилась с оборудованием кабинета музыки, использовала технические
средства в своей работе с классом (магнитофон, проигрыватель компакт-дисков,
мультимедийное оборудование, доска). Присутствовала на двух уроках музыки.
Провела 22 урока музыки в 4-м классе. Подготовила и провела 2 внеурочных
мероприятиях «Посвещение в гимназисты в 1-х классах и «День матери» в 3-х
классах. Во время практики ознакомилась с программой по музыке «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2010. , овладела методикой её реализации.
Основными принципами, на которые я опиралась в работе –изучение
музыкального искусства в начальной школе направленное на развитие
эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности
воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности
человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и
понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и
творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его
связях с другими видами художественного творчества; овладение
элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой
деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах,
музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание
художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной
29
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому
прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и
народному музыкальному творчеству. Ознакомилась с тем, как надо строить
комплексный урок музыки в младших классах, пыталась осуществлять
творческий подход в своей работе. Проводила также уроки-лекции по
определенным темам. Наблюдала стиль управления классом трех учителей,
сделала для себя выводы о том, как мне надо налаживать контакт с детьми.
Пыталась в своей работе, с одной стороны, не тормозить собственную
активность и непринужденность поведения детей, с другой, не допускать
нарушений в структуре урока. На мой взгляд, на уроках не всегда удавалось
увлечь учеников, впрочем учительница была моим уроками довольна.
Студентка заочного
отделения группы 34 ИНП ______________________ Водолажская Н.А
30
Отчет
О прохождении педагогической практики
Студентки заочного отделения группы 34 ИНП
Водолажской Наталии Александровны.
Педагогическая практика студентки Водолажской Наталии
Александровны проходила на базе общественного учреждения системы
школьного образования МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода с 1 сентября 2014
по 28июня 2015 года.
Водолажская Н.А. посещала и проводила уроки музыки в 4 классах начальной
школы где и является учителем музыки.
В процессе прохождения практики были реализованы следующие задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное,
активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям,
музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ходе прохождения практики Водолажская Н.А. продемонстрировала
высокую степень готовности к самостоятельной профессиональной деятельности
в области преподавания урока музыки. В процессе подготовки к занятиям
студентка активно использовала приобретённые в процессе обучения в вузе
31
общенаучные, общепедагогические и частнометодические знания, умения и
навыки, которые определили достижения высоких результатов. В ходе практики
Водолажская Н.А углубила и закрепила теоритические и методические знания,
умения и навыки по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам
предметной подготовки. Были продемонстрированы как традиционные, так и
нестандартные подходы к проведению занятия.
Основными принципами, на которые опиралась Водолажская Н.А. в
работе –изучение музыкального искусства в начальной школе направленное на
развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их
способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной
деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного
восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного
мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном
искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-
творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных
инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание
художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому
прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и
народному музыкальному творчеству.
На высоком уровне, проходила вокально-хоровая работа, которую
студентка реализовала через коллективную и индивидуальную формы.
По окончании педагогической практики Водолажская Н была представлена
необходимая документация. На основе анализа сданных материалов была
выставлена положительная оценка.
Заведующий базы практики:
Заместитель директора по УВР ________________________Лисицкая И. В
32
Характеристика студента-практиканта
Водолажской Наталии Александровны.
Педагогическая практика студентки Водолажской Наталии Александровны
проходила на базе общественного учреждения системы школьного образования
МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода с 1 сентября 2014 по 28июня 2015 года.
Базой для прохождения практики являлись уроки музыки в 4 классах начальной
школы.
Знает содержание действующей рабочей учебной программы по музыке для
1-4 классов .Которая разработана и составлена в соответствии с федеральным
компонентом государственного стандарта второго поколения начального
общего образования 2010 года, примерной программы начального общего
образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2010. , владеет методикой её реализации.
Владеет навыками диагностичной деятельности: диагностика (входящая,
текущая , итоговая),обработка и анализ результатов; самодиагностика;
проведение педагогического самоанализа и взаимоанализа.
Имеет высокий уровень комплексной профессионально-педагогической,
инструментальной, искусствоведческой, вокальной, дирижерско-хоровой,
методической.
Владеет специальными профессиональными умениями и навыками. С
первых уроков Водолажская Н.А. показала отличное владение приемами
вокально-хоровой работы, , дыхательной гимнастикой А.Стрельниковой, знание
содержания программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина,
Водолажская Н.А. прекрасно владеет коллективом детей сразу установила
контакт с учётом их возрастных особенностей, создала доброжелательную,
благоприятную творческую атмосферу в классе.
33
За время прохождения практики показала себя с положительной стороны и в
качестве учителя музыки. Приобрела навыки и умения работы с учебным
материалом. Практикантка правильно определяла пути и методы проведения
учебно-воспитательной работы, помогала детям творчески мыслить, сознательно
усваивать материал, воспитывала трудолюбие, чувство дружбы и
взаимопомощи. Отдельно занималась с отстающими детьми. Много общалась с
детьми на темы любимых занятий, прививала любовь к музыке. Стремилась дать
детям не только знания, умения, навыки, но создать условия для свободного
оперирования, владения ими, использовать тих в ситуациях творчества, то есть
развить и повысить уровень креативности, используя различные формы
взаимодействия. Самостоятельно подготовила и провела открытое мероприятие
«Духовные родники Белгородчины», которое способствовало развитию
творческих способностей детей, проявлению их инициативы и
любознательности.
Водолажская Наталия Александровна общительная, эрудированная, с хорошо
поставленной речью, весёлая, умело владеет ситуацией. Обладает твёрдым
характером, силой воли, имеет деловые качества. Владеет конструктивными,
проектировочными навыками: отбор произведений в соответствии с
тематическим планом уроков , оптимальное определение цели и задачи занятия,
выбор способов их реализации в соответствии с учётом конкретных условий;
умение составить развёрнутый план-конспект урока и открытого мероприятия;
наглядное, дидактическое, методическое оснащение занятий, индивидуально-
дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса.
На протяжении всей педагогической деятельности играет роль «вдохновителя»,
так как стремится, зажечь чувствами, заинтересовать перспективами своих
учеников. В общении с детьми сохраняет прежде всего человеческое
достоинство школьника. Старается осуществлять принцип индивидуального
подхода к детям, умело избегает конфликтных ситуаций, используя метод
словесного поощрения. Методический грамотно организовывает детей,
поддерживая интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия,
уделяет большое внимание на своих занятиях познавательной активности
34
школьников. Она владеет объяснительными репродуктивными, инструктивно-
практическими, частично-поисковыми методами обучения, которое применяет
адекватно содержанию.
Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость школьников с учётом
способностей. Использует в работе наглядные материалы, музыкально-
дидактические игры, информационно-коммуникационные технологии.
В ходе практики Водолажская Наталия Александровна проявляла
профессиональную заинтересованность, творческую инициативу в подготовке,
организации и проведения учебной работы и открытых мероприятий.
Оценка профессионально-педагогической практики
Водолажской Наталии Александровны -5 (отлично)
Учитель музыки 1 категории
МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода________________ Косулина И.А