Интегированный урок "Средства выразительности в поэзии и скульптуре" 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, город Лыткарино.
Алмакаева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Шипулина Ирина Вячеславовна, учитель МХК.
Интегрированный урок - русский язык и МХК, 10 класс.
Тема: «Средства выразительности в поэзии и скульптуре (на примере
стихотворений Ф.И.Тютчева и античного искусства).
Цель урока: показать работу средств художественной выразительности на примере
поэзии Ф.И.Тютчева и скульптуры «Лаокоон и его сыновья»;
Задачи урока:
познавательный аспект урока: повторить термины; развивать умения различать
средства выразительности в поэзии и скульптуре; определять их роль в контексте
МХК; подготовиться к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся,
умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно
излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей,
по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития
коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку
и мировому культурному наследию в целом; воспитание бережного отношения к
слову художника (слово художника поэта и скульптора), ответственного
отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков
эстетического восприятия мира.
ХОД УРОКА
Предварительные задания:
составить классификацию средств выразительности языка и скульптуры. Таблица
соответствий;
индивидуально: творческие проекты «Ф.Тютчев и античная скульптура» и
«Античные образы в поэзии Тютчева».
Этап урока
Хроно
метраж
Сопровожде
ние
Орг. момент.
Эпиграф к уроку: «…живопись немая поэзия, а поэзия
говорящая живопись…» Симонид (философ Др. Греции).
Комментарии: Античный философ Симонид под словом
живопись подразумевает изобразительное искусство в целом,
в том числе и скульптуру.
Вопрос учителя: Как вы понимаете смысл высказывания
Симонида?
5 мин.
На доске –
тема урока,
цель и
эпиграф.
Портреты
Лессинга,
Тютчева.
Презентация творческих проектов. Сейчас мы посмотрим два
творческих проекта, которые иллюстрируют правоту,
сказанных Симонидом слов. Тем временем класс выполняет
задание №1 на рабочей карточке.
Выводы:
И.В.: В скульптуре главное отобразить момент,
предшествующий кульминации, когда герой находится перед
определенной чертой, т.е. в пограничном состоянии. Все
12 мин.
Проектор –
презентация
и фильм,
рабочая
карточка
остальное дорисовывает сознание зрителя.
О.С. И этот интерес к предкульминационным моментам в
поэзии выражается при помощи фигуры умолчания. А теперь
переходим ко второму проекту «Античные образы в лирике
Тютчева» и класс выполняет задание №2.
Вопросы к проектным группам:
И.В.: В эстетике античности др. греков существуют три
основных постулата: «Правда, свобода и красота». Какой из
этих постулатов в известном стихотворении «Весенняя
гроза» использует Ф.И. Тютчев?
О.С.: Есть ли в этом стихотворении место правде и свободе?
Итак, после просмотра каждого проекта всем следует
заполнить рабочую карточку с заданиями №1 и №2.
Проверка домашнего задания. Таблица «Средства
выразительности поэзии и скульптуры».
Самооценка этапа работы.
5 мин.
классификац
ия средств
выразительн
ости (слайд
№1), на
столах –
глоссарий
Перед вами – фрагмент сочинения Лессинга «Лаокоон, или О
границах живописи и поэзии». Лессинг нашел три
объединяющих фактора для скульптуры и поэзии.
Попробуйте сформулировать слова Лессинга в виде
короткого высказывания.
«Первый, кому пришла мысль сравнить живопись и поэзию,
был человеком тонкого чутья, заметившим на себе сходное
влияние обоих искусств. Он открыл, что то и другое
представляют нам вещи, отдаленные в таком виде, как если
бы они находились вблизи, видимость превращают в
действительность; и то и другое обманывают нас, и обман
обоих нравится».
Задание. Обобщите высказывание.
Второй попытался глубже вникнуть во внутренние причины
этого удовольствия и открыл, что в обоих случаях источник
его один и тот же. Красота, понятие которой мы отвлекаем
сначала лишь от телесных предметов, получила для него
значимость общих правил, прилагаемых как к действиям и
идеям, так и к формам.
Задание. Обобщите высказывание.
Третий стал размышлять о значении и применении этих
общих правил и заметил, что одни из них господствуют более
в живописи, другие в поэзии, и что, следовательно, в одном
случае поэзия может помогать живописи примерами и
объяснениями, в другом случае — живопись поэзии.
Задание. Обобщите высказывание.
7 мин.
Презентация,
проектор.
(слайд №2-
4),
Итог (ученик). Лессинг считал, что поэзию и скульптуру
связывает способность создавать образы мира в
эстетической форме, придерживаясь законов красоты, по
этому Тютчев использовал готовые античные образы в своей
поэзии.
Практическая часть урока. Заполнение карточек-лакун.
Сообщение учеников о средствах выразительности данных
произведений: «Лаокоон и его сыновья» и «Весенняя гроза Ф.
Тютчева»
12 мин.
На рабочих
карточках.
Самопроверка.
2 мин.
Проектор,
презентация
карточек-
лакун.
(слайд №5),
Подведение итогов. Можем ли мы с уверенностью теперь
сказать, что слова Симонида являются истиной?
Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Античная
скульптура и Ватикан: возможно ли?»
Рефлексия.
1 мин.
Таблица
самооценки
(слайд №6),