Презентация "Древне - русская живопись. Иконопись"

Подписи к слайдам:
Древне- русская живопись
  • иконопись
Что такое икона ?
  • Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом так стали называть только образы на досках, которые появились в Византии в начале 4 века. Одновременно зарождалась наука о почитании икон, которая объясняла, как относиться к иконе, что можно и чего нельзя изображать, какими должны быть изображение, краски и материалы
Самой первой иконой считается «Спас Нерукотворный».
  • О возникновении ее повествует легенда о царе Авгаре, правившем в Малой Азии, в городе Эдессе. Икона давала исцеление и защищала от врагов.
Владимирская икона Богоматери
  • Святой апостол и евангелист Лука (один из учеников Христа) – первый иконописец. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, он запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать ( милость, помощь, доброе отношение) Сына Моего и Моя».
Зарождение христианства
  • В 1 веке нашей эры Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн, Дунай), Британию. Покоренными землями (провинциями) правили римские наместники. В 63 году до н. э. Помпей захватил Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. Иудеей правил царь Ирод, чья жестокость стала нарицательной, а в Риме правил император Август. В городке Вифлееме родился младенец Иисус.
Библия – главная книга христиан
  • Лист Евангелия Ростов.
  • 13 век.
    • Евангелие Новгород. Середина 14 века
«Библия» - «книга» (перевод с греческого). Самая древняя книга на Земле.
  • Библия делится на два «Завета» (т.е.союза, договора с Богом)- Ветхий Завет и Новый Завет.
  • В Ветхом (древнем) рассказывается о сотворении Богом неба и земли, всего живого и первых людей – Адама и Евы. Повествуется о древней истории, праздниках и войнах, обо всех событиях, которые произошли до рождения Христа.
  • Новый завет включает 4 Евангелия (благая весть). Он посвящен описанию событий, связанных с пришествием Иисуса Христа в мир. Кроме Евангелий в Ветхий завет входит описание деяний апостолов и их послания к разным народам.
  • Последняя книга Нового Завета - «Апокалипсис» (откровение) –пророческая.
  • В Евангелие вошли писания четырех учеников (апостолов) Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Поэтому авторов называют евангелистами.
Правила иконописи.
  • В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне и запрещали писать «тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные».
  • Образ являл внутреннюю красоту. Взоры задумчивы и строги, почти неподвижны фигуры, прозрачность, бестелесность образов - напоминание о вечном.
  • Лики (лица) и открытые части тела исполняли мастера. Краска на лики накладывалась тончайшими слоями, чтобы нижние просвечивали.
  • «Платечники» писали одежды и все остальное. Разделение на тех, кто писал «личное» и платечников появилось в 17 веке.
  • Как и все в иконе, одежда стала символом.
  • Оклад – накладное украшение, которое прикреплялось к иконе. Чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Москва 15 век. Пейзаж в иконе.
  • Велум (покрывало) избражали переброшенным с одного здания на другое. Это означало, что события происходят внутри дома или храма и скрыто от посторонних глаз.
  • Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Икона 16 века. Москва.
«Горки»писали с площадками-уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда с пещерами, деревьями и травами Если действие происходило в городе, то писали церкви, крепостные башни и дворцы - на Руси их называли палатами. Фрагмент иконы 17 века. Одеяния Святых
  • Одеяния изображали плоскими яркими пятнами, складки повторяли изгибы тела. Одежду и волосы покрывали золотыми бликами (приклеенные нити из золота или серебра) - отсвет неба на святых.
  • По одежде определяли воинов, царей, пророков, мучеников, священников.
Святые Варлаам, Иоанн Милостивый и Параскева Пятница. Апостол Петр. Икона конца 14 века. Москва. ГТГ. Иоанн Златоуст. Символика иконы.
  • Небо и земля. В иконе живут два мира -горний (небесный, высший) и дольний (дол, долина, внизу).
  • Земля в иконе - «позем» - пишется зеленым или коричневым цветом, тонкой полоской, иногда исчезает, растворяясь в небесном сиянии. В темной полосе позема остается все временное, печальное.
  • Небо – золотое негаснущее сияние.
  • Круг – Вечность, Божественная слава, нимб (облако, лат.)над головами святых
Икона «О Тебе радуется». Москва 16 век. Святые Флор, Иаков и Лавр. Икона конца 14 века. Обратная перспектива.
  • В иконе все лини сходятся к человеку, и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой. Изображение как будто движется навстречу. Храмы, дворцы, башни открываются сразу со всех сторон. И в этом прозрачном узоре можно увидеть то, что происходит за стенами.
  • Прошлое и будущее в иконе. Икона часто показывает события нескольких дней или целой жизни святого, чтобы во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить в своем сердце. Икона показывает прошлое и будущее, и люди понимают, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве.
Кирик и Улита. Ярославль. Г. Никитин. 80-е годы 17 века. Центральные образы в иконах всегда выше остальных. О душе. По христианскому учению душа сотворена Богом бессмертной. В момент смерти покидает тело и продолжает существовать в ином мире, где держит ответ перед Богом за все совершенное в земной жизни, поэтому она старается удержать человека от зла, пробуждает его совесть. Рождество Христово. Фрагмент. Цвет в иконе.
  • Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Цвет они считали таким важным как слово, каждый из них имел свое значение. Цвета были темными или светлыми, но всегда чистыми, не смешивались.
  • Краски на русских иконах более живые, звонкие и яркие, но сама икона не такая пышная и строгая.
  • Золотой цвет –сияние Бога и великолепие Небесного Царства. Обозначал самого Бога.
Пурпурный – цвет царя, владыки -Бога на небе, императора на земле. Библия. Сафьяновый переплет с золотыми накладками. Избранные святые – Флор, Никола, Власий, Анастасия. 14в. Красный - цвет тепла, любви, жизни ,животворной энергии; символ Воскресения. В то же время цвет мучений и крови, жертвы Христа, одежды мучеников, крылья серафимов сияют небесным огнем. Иногда красный фон - знак торжества вечной жизни. Бесы в сцене «Страшного суда». Образы Спаса. На Руси Иисуса Христа называли Спасом - Спасителем. Спас Вседержитель. Москва. Т. Филатьев. 1703э
  • Спас Вседержитель. Москва. Т. Филатьев. 1703э
  • Спас
  • на престоле. Новгород.
  • 13 век
Благословляющие жесты. Образы Богоматери. «Свиток» в иконе. иконостас
  • Простейшее устройство иконостаса называется тябловым. Тябло (брус) - табула (доска, лат.). Сложился к 14-15 веку. Первоначально имел 3 ряда, в 15 веке – 4, в 17-м -5 рядов. Иногда достигает 7 рядов.
Схема пятиярусного иконостаса
  • 1.Местный чин: 1- Спаситель, 2 - Богоматерь Одигитрия, 3 - Храмовая икона, 4 - местночтимая икона, 5 -Тайная вечеря, 6 -Царские врата: а.Благовещение,б. Евангелисты
  • 2. Деисусный чин: 1.Спас в силах, 2.Богоматерь Одигитрия, 3. Иоанн Предтеча, 4. Архангел Гавриил, 5. Архангел Михаил, далее апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т.д.
  • 3. Праздничный чин: от Рождества Богородицы до Успения.
  • 4. Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)
  • 5. Праотеческий чин: Ветхозаветная Троица, Праотцы.
  • А. Голгофа.
  • Пророческий чин: Богоматерь Знамение, пророки. (Новгород.16в.)
Икона в храме.
  • По христианским представлениям храм - символ Неба и земли, образ восхождения от земного к небесному.
  • Главы православных храмов увенчаны крестом. Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу - это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.
  • Православие - ортодоксия (греч.)
  • Схема крестово-купольного храма.
Иконография ангелов.
  • Учение об ангельских чинах сложилось в конце 1 века.
  • Ангел -вестник греч.
  • Чин –степень, звание, порядок.
  • Чинов девять: серафимы, херувимы,престолы -ближе к Богу; архангелы - к человеку;
  • господства, силы, власти, начала - в иконографии не представлены;
  • падшие ангелы (бесы, демоны или черти и их предводитель Дьявол –клеветник греч., или Сатана – враг греч.)
  • Архангел Михаил. Ярославль.
  • 15 век.
  • Прославление Креста. Новгород.
  • век.
Русская икона в 16-17 веке.
  • Искусство постепенно подчинялось интересам государства, восхваляя незыблемую царскую власть.
  • В 1552-1553 годах по воле Ивана Грозного была написана грандиозная икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (или «Воинствующая церковь»). На иконе слились воедино военная победа Ивана Грозного и вселенская борьба света и тьмы.
    • Время иконы как главнейшего искусства уходило.
  • «Воинствующая церковь»
Русская иконопись 18-20 вв.