Дополнительная образовательная адаптированная программа объединения "Игротека"

1
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Центр дополнительного образования детей»
г. Балаково Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Игротека»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации программы: 2 года
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Сердюкова Надежда Николаевна
педагог дополнительного образования
Баженова Оксана Юрьевна
г. Балаково – 2014 г.
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Актуальность данной программы состоит в том, что игра в развитии
ребенка приобретает с самого рождения большое значение. Почти
бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины вещей и
предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки,
познает первые слова-сигналы и, вступая в контакт с окружающим миром,
реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой
кругозор. В играх у детей синхронно функционируют три составляющие:
подсознание, разум, фантазия. Они участвуют в осмыслении и отражении
мира постоянно. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и
окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в
этом мире. Главное предназначение игр - это развитие ребенка, коррекция
того, что в нем заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь.
Развитие ребенка дошкольного возраста с использованием элементов
игрового тренинга через сенсорные каналы восприятия является важным
фактором для развития творческой и гармоничной личности.
Дополнительная образовательная программа «Игротека» направлена
на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Основой для создания методики игротренинга явилась книга Сергея
Васильевича Гиппиуса "Гимнастика чувств". Эта книга о том, что такое
тренинг творческой психотехники и как тренируются творческие навыки
актера. Упражнения, помогающие актеру находить верное творческое
самочувствие, развивающие и совершенствующие актерский "аппарат" -
его творческое внимание, воображение и фантазию,- эти упражнения
давно используются театральной педагогикой. Они возникли в
педагогической практике К. С, Станиславского, В. И. Немировича-
Данченко и их учеников, преподававших в студиях Художественного
театра.
Данная программа, принимая за основу основополагающие
принципы данной методики, проецирует и адаптирует ее
применительно к детям. Методика игротренинга основана на системе
игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно
концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное
внимание и зрительную память, осязание и осязательную память,
воображение и творческую фантазию. Как показывает многолетняя практика
работа с детьми дошкольного возраста, раннее сенсорное развитие
ребёнка является важным аспектом для развития творческой гармоничной
личности. Занятия по игротренингу являются занятиями по развитию
сенсорики у детей дошкольного возраста. Обучение через игру - это новый
вид взаимоотношений педагога с детьми. Внедрение на уроках элементов
игры улучшает психологическую атмосферу в классе (группе), способствует
3
формированию общительного человека, владеющего словом и телом,
умеющего слушать и понимать своего партнера. Это новый подход к
обучению, основанный на творческой природе ребенка. Программа в целом
направлена на выявление, раскрытие и развитие художественных
способностей каждого воспитанника. Способствует раскрепощению ребенка
и дает возможность ему проявить свою эмоциональность, фантазию,
творческое воображение.
Педагогическая целесообразность. Программа представляет собой
логически выстроенную систему, направленную, с одной стороны, на
выявление, раскрытие и развитие эмоциональности, фантазии, творческого
воображения, с другой стороны, ориентированную на здоровый образ жизни
и социальную адаптацию детей.
Вид программы модифицированная.
Новизна программы заключается в том, что обучение по данной
программе проходит исключительно в игровой форме и направленно на
развитие творческого потенциала ребенка. Игровой метод придаёт учебно-
творческому процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон
занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей ребёнка.
Отличительная особенность состоит в том, что она является
гармоничным дополнением к учебно-творческому процессу дополнительной
образовательной адаптированной программы объединения «Народный
танец».
Цель программы:
- Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами
танцевально-игровой деятельности.
- Развитие образного мышления, воображения, фантазии.
- Развитие непроизвольной эмоционально-двигательной реакции на музыку
разного характера, активного творческого поиска передачи образов.
- Развитие художественного вкуса.
Задачи программы:
1. Прививать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр.
2. Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку.
3. Формировать способность передавать в пластике предлагаемый
образ.
4
4. Формировать игровые двигательные умения и навыки на основе
программного материала.
5. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
6. Изучать разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние.
7. Воспитывать детей, умеющих думать, с живым воображением.
8. Формировать нравственно-коммуникативные качества детей.
Возраст детей: 4 -5 лет.
Срок реализации: 2 года.
Форма занятий: групповая.
Методы работы
= словесные (беседа, рассказ, объяснение, пояснение, анализ),
= практические (упражнения, этюды);
Используются и нетрадиционные методы:
Синхронное и зеркальное восприятие;
Перевод из одного пространства в другое;
Использование образных названий движений, например:
«показать сапожки» - выставить ногу на каблук.
Метод контактных занятий (танцевальная игра). Педагог
является соавтором, сначала он ведущий, потом обучающийся;
Метод компрессионного решения (встать рядом, пожать руку
передать энергетику, смена ролей);
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере
усвоения детьми определенных движений, танцевальных
композиций вновь возвращается к пройденному, но уже
предлагает все более сложные задания.
Режим занятий: одно занятие в неделю (2 часа). В год - 72 часа.
Ожидаемые результаты:
В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается
художественное воображение, ассоциативная память, творческие
способности. Дети осваивают музыкально-танцевальную природу игры.
Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать
характер музыки и содержание образа движениями.
В конце программного обучения дети
Знают:
- рисунок игр (круг, линия, «змейка», колонна, «ручеек», «улитка»)
- ориентировку в пространстве
5
- повороты вправо, влево
- понятия: впереди-сзади, далеко-близко, вверху-внизу.
Умеют:
- координировать свои движения
- непринужденно двигаться под музыку в соответствии с заданным образом
- выстраиваться в круг, линию, колонну и.т.д
- самостоятельно выполнять изученные элементы
- передать эмоциональное настроение игры
- воспроизводить заданный игровой образ
- исполнять игровой этюд в группе
- контролировать собственное исполнение, согласовываю его с
коллективным
Владеют:
- навыками начала движения после музыкального вступления
- навыками запоминания музыки и движения
- навыками координации в пространстве
- навыками концентрации внимания
- навыками исполнения несложных танцевальных комбинаций игрового
этюда с текстом и без текста.
Способы проверки:
При организации воспитательно-игровой деятельности
предусматривается два вида результатов: регистрируемые (очевидные) и
нерегистрируемые (неочевидные), тесно взаимосвязанные между собой.
Промежуточный и итоговый контроли, позволяющие отслеживать
уровень усвоения знаний, умений, навыков детей, проходят в разнообразных
формах: игровая гостиная, развлекательно-танцевальные игры, открытые
уроки. Кроме того, с целью отслеживания очевидных результатов
проводятся:
= индивидуальный опрос обучающегося – устный и с показом;
= прием «стоп-кадр», когда останавливается вся группа во время
исполнения того или иного упражнения и проверяется правильность
положения ног, корпуса, рук, исполнения правильности движения
одновременно у всей группы;
= наблюдение.
Неочевидные результаты проследить значительно сложнее. Все же и
эти результаты необходимо отслеживать, используя такие методы, как
наблюдение за поведением детей в разных ситуациях ( игровое занятие и
открытый урок). Много информации поступает из бесед с воспитателями,
которые делятся своими впечатлениями и наблюдениями о положительных
изменениях в детях, которые они соотносят и с игровыми занятиями.
Беседы с родителями и, конечно, с самими детьми так же позволяют
делать определенные оптимистические выводы о связи танцевально-игровых
6
занятий с изменением в уровне эмоционально-творческого восприятия и
развития детей.
Формами подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
= открытый урок в конце года;
= отчётный концерт в конце творческого года;
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
Т е м а
Теория
Практика
часов
1
Вводное занятие
+
2
2
Музыкально - ритмичные игры
2.
«Поймай ритм»
+
2
2
3.
«Карамель»
+
2
2
4.
«Звонкие хлопочки»
+
2
2
5.
«Стульчик на пружинке»
+
2
2
6.
«Прыгающий мячик»
+
2
2
Ритмические игры с чтением стихов
7.
«Шарик»
+
2
2
8.
«Мы сейчас пойдем направо…»»
+
4
4
9.
«Идут часы»
+
2
2
10.
«Паровоз»»
+
2
2
11.
«Веселая карусель»
+
2
2
12.
«Звереритмика»
+
4
4
13.
«Сороконожка»
+
2
2
Танцевальные игры-превращения
14.
«Куклы папы Карло»
+
2
2
15.
«Рано- рано по утру…»
+
2
2
16.
«Первые подснежники»
+
2
2
17.
«Лошадки»»
+
2
2
18.
«Цапля»
+
2
2
19.
«Ванька-встанька»
+
2
2
Танцевально-игровые этюды
20.
«Королевский марш»
+
2
2
21.
«Где же наши ручки?»
+
2
2
22.
«Курочка и цыплята»
+
2
2
23.
«Осеннее настроение»
+
2
2
24.
«Веселый пляс»
+
4
4
25.
«Плыви, веночек
+
4
4
Игры, направленные на разработку
моторики пальцев рук
26.
«Веер»
+
2
2
27.
«Быстрые пальчики»
+
2
2
7
28.
«Сможем пальцы посчитать»
+
2
2
29.
«Мы капусту режем, режем……»
+
2
2
Игры, развивающие ориентацию в
пространстве
30.
«Шарик»
+
2
2
31.
«Горошины»
+
2
2
32.
«Змейка»
+
2
2
33.
«Клубочек»
+
2
2
34.
«Подвижные орнаменты»
+
4
4
35.
Открытое занятие
+
4
4
ИТОГО:
72
72
III. Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы построено на освоении игровых комплексов,
которые можно разделить на:
- музыкально-ритмичные игры
- ритмические игры с чтением стихов
- танцевальные игры-превращения
- танцевально-игровые этюды
- игры, направленные на разработку моторики пальцев рук
- игры, развивающие ориентацию в пространстве.
Музыкально-ритмичные игры
На этих занятиях дети учатся не только слушать музыка, но и слышать ее.
Ритм – основа музыкального произведения. Музыкально-ритмичные игры
необходимы детям не только для развлечения, но и для их физического,
умственного и эстетического развития. Такие игры помогают детям
полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают
музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными
знаниями, расширяют их музыкальный кругозор. Взяв за основу то, что игра
самый доступный и любимый вид деятельности дошкольников, обучаем
детей таким ритмическим играм как: "Поймай ритм",«Карамель», «Звонкие
хлопочки», «Стульчик на пружинке», «Прыгающий мячик». Дети учатся
передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно-быстрый, умеренно-медленный), динамику (громко-тихо), ритм
(сильную долю - как акцент, ритмическую пульсацию мелодии).
8
Ритмические игры с чтением стихов
Следующий комплекс программы ритмизация заданных текстов. В
ходе игры проговаривается стихотворный текст (дразнилки, считалки,
одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок
дети повторяют. Устанавливается метрический пульс любым простым
способом (шлепки по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы
и т.д. И на фоне установленного пульса идет выразительное и ритмичное
чтение стиха. Придумывание вместе с детьми пластических жестов к
стихотворению и декламация с жестами. Придумывая движения к
стихотворению, начинаем с простого и постепенно усложняем задания, не
забывая про творчество детей, предоставляя им возможность активно
проявлять себя в процессе обучения. В этом разделе используются
следующие игры: «Шарик», «Мы сейчас пойдем направо…», «Паровоз»,
«Веселая карусель», «Звереритмика», «Сороконожка», «Идут часы».
Танцевальные игры-превращения
Игры-превращения развивают пластику и физические способности
детей. Заключаются они в том, что детям предлагается как можно точнее и
правдоподобнее изобразить различных сказочных персонажей, животных и
т.д. «Куклы папы Карло», «Рано-рано поутру…», «Первые подснежники»,
«Лошадки», «Цапля», «Ванька-встанька». Подобные игры развивают
фантазию и воображение. Каждый образ, предлагаемый детям, обязательно
сопровождается музыкой.
Танцевально-игровые этюды
Развивая у детей чувство ритма, мы уделяем внимание музыкальному
движению. Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития
эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности
движений, внимания, памяти. Предлагаются небольшие образные
упражнения, включающие в себя элементы импровизации: «Королевский
марш», «Курочка и цыплята», "Где же наши ручки? » Первоначально дети
знакомятся с музыкальным произведением, представляют и «проживают»
этот образ, затем пробуют передавать его в движении.
Занимаясь с детьми музыкальным движением, мы развиваем гибкость,
пластику, ритмичность, даём детям необходимые умения и навыки, которые
позволяют подвести детей к следующей ступеньке - детскому творчеству.
Дети очень любят такого рода мини-этюды («Осеннее настроение»
«Веселый пляс», «Плыви, веночек!». В них они получают возможность
самовыражения и самообучения. Подобные танцевально-игровые этюды
называются динамическими. Они позволяют раскрыть какую-либо ситуацию,
сюжет в развитии. Создание музыкально-игрового образа проживание
музыки в движении. Этот процесс приносит ребёнку радость, помогает
9
почувствовать уверенность в себе и активно способствует оздоровлению как
физическому, так и психическому.
Игры, направленные на разработку моторики пальцев рук
Все нервные окончания, отвечающие за речь, мышление, память,
воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Мелкая
моторика рук это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Поэтому важно развивать мелкую моторику пальцев рук. В этом комплексе
применяем пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику - все, что
задействует пальцы. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются
память, внимание. Но просто делать упражнения малышу будет скучно.
Поэтому на наших занятия мы обращаем их в интересные и полезные игры.
Такие как: «Веер», «Быстрые пальчики», «Сможем пальцы посчитать», «Мы
капусту режем, режем…».
Игры, развивающие ориентацию в пространстве
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных
представлений. В формировании пространственных представлений и
способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы
(кинетический, осязательный, зрительный, слуховой). В процессе занятий
дети учатся ориентировка в пространстве, ориентироваться в расположении
частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с
ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади
(позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую
и левую руки. Ориентировка в пространстве помогает им определять
пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами
положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня
дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Начинается знакомство с
пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а
березка растет далеко). Для лучшего усвоения направлений вперед - назад -
налево- направо используем стрелки-указатели. В данном разделе программы
происходит обучение детей пониманию и правильной передачи
пространственного рисунка: линия, колонна, круг, полукруг, диагональ,
спираль, квадрат. В этом нам помогают игры: "Шарик", "Горошины",
"Змейка", "Клубочек", "Подвижные орнаменты".
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
1. Изучение методической и специальной литературы по профилю
объединения.
10
2. Знакомство с методикой работы аналогичных объединений
учреждений дополнительного образования города.
3. Посещение методических объединений педагогов
дополнительного образования.
Необходимые условия для реализации программы
Для эффективной работы в рамках данной программы должно быть
соответствующее материально-техническое оснащение:
1. Зеркальная стенка.
2. Аудио и видеовоспроизводящая аппаратура.
3. Монитор.
4. Вентиляция
5. Наглядный материал и игровой инвентарь, соответствующий
определенным разделам программы.
Занятия проходят в просторном, проветренном помещении. На стенах
установлены зеркала. На занятии зеркало помогает проверить правильность
выполнения движения, осанки, эмоциональной окраски игрового образа.
Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (купальник
и лосины). Обувь должна быть легкой (балетки). Волосы аккуратно
причесаны и собраны в «пучок». Занятие проводится под аккомпанемент, что
способствует музыкальному образованию детей.
V. Список литературы
1. Авилова С.А , Калинина Т.В. "Игровые и рифмованные формы
физических упражнений». - Волгоград. Учитель. 2008.
2. Барышникова Т.А. "Азбука хореографии". Методические указания в
помощь учащимся и педагогам детских хореографических
коллективов. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКТ". - 256 с.
3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. "Игры, которые лечат". - М. ТЦ
Сфера. 2009.
4. Буренина А.И. "Ритмическая мозаика". Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е
изд., испр. и доп. - СПб. ЛОИРО, 2000.- 220с.
5. Гиппиус С.В. "Гимнастика чувств" Л.- М. "Искусство", 1967
6. Горшкова Е.В. "От жеста к танцу". Словарь пантомимических и
танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных
руководителей ДОУ. - Издательство "Гном и Д". 2004. - 144с.
7. Дереклеева Н.И. "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья". 1-5
классы. - М.: ВАКО. 2007.
8. Затямина, Т.А., Стрепетова Л.В. "Музыкальная ритмика". Учебно-
методическое пособие . 2-е изд., испр.,доп. - М.: "Планета". 2013.
11
9. Ирванцова О.В. "Очарование движением". Танцевально-ритмические
композиции для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение
дошкольного и общего среднего образования. - Мозырь. ООО ИД
"Белый Ветер". 2007. - 75 с.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. "Потанцуй со мной, дружок".
Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов,
учителей музыки, педагогов. - СПб. Невская НОТА. 2010. - 75 с.
11. Колодницкий Г.А. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей". Учебно-методическое пособие для педагогов. - М.:
Гном-пресс. 2000. - 64 с.
12. Матяшина А.А. Образовательная программа "Путешествие в страну
"Хореография". Програм.-методическое пособие. Под ред.
Мерзляковой С.И. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
2003. - с.104-110
13. Пряхина О.В. Программа "Пластика движений". Программы для
учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2 - 2-е изд. - М.:
ГОУ ЦРСДОД. 2003. - с.71-73.
14. Пустовойтова М.Б. "Ритмика для детей". Учебно-методическое
пособие. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2008.
15. Шершнев В.Г. "От ритмики к танцу". - М.: 2008.