Методическая разработка "Музыкальное оформление уроков классического танца в младших классах"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская хореографическая школа имени М.М. Плисецкой
городского округа Тольятти
Методическая разработка
«Музыкальное оформление уроков
классического танца в младших классах»
для хореографических школ и ДШИ
Составитель:
Концертмейстер
Телятова Людмила Дмитриевна
Консультант
Осипова Ирина Анатольевна
2017
2
Содержание
1. Введение ………………………………………………………...3
2. Построение урока .........................................................................5
3. Поклон………………..…………………………………………..6
4. Экзерсис у палки ……………………………………………….7
5. Экзерсис на середине зала. Adagio………………………….20
6. Allegro ……………………………………………………….…..22
7. Экзерсис на пальцах ……………………………………………29
8. Заключение………………………………………………………31
9. Использованная литература ……………………………………32
3
Введение
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на
занятиях в хореографических классах работают два педагога хореограф и
музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,
но и музыкальное.
Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям
услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец
в своем гармоническом единстве прекрасное средство для развития
эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Музыкальному воспитанию и образованию уделяется особое
внимание, так как музыка и танец не могут существовать вне связи одно с
другим. Через музыку воспитывается музыкальный вкус, формируется
музыкальная культура. Необходимо слушать музыку, увлекаться ею,
проникаться ее содержанием, чувствовать ее. Поэтому на уроках
классического танца нужно уделять внимание не только ритмической, но и
эмоциональной связи музыки и танца.
На первых годах обучения музыка должна быть не очень сложная, с
ясной ритмической строкой и как можно с меньшим количеством вариаций.
На этом этапе не следует брать музыку советских и современных
композиторов, так как их произведения отличаются сложным ритмом. Лучше
брать примеры из балетов композиторов классиков.
Этой линии придерживаться, пока педагог не почувствует, что
учащиеся научились слушать музыку, делить части на квадраты, выделять
слабые и сильные доли. Затем только можно переходить на использование
более сложной по внутреннему содержанию музыке. То есть, пока
комбинации простые, то и музыкальный материал нужен более простой и
понятный, а с усложнением танцевального материала усложняется и
музыкальный.
Работа концертмейстера в хореографическом классе трудоемка и
специфична. Требует от концертмейстера не только внутренней собранности
4
и выдержки, терпения в многократных повторениях, но и постоянного
контроля за происходящим на уроке. Постоянная готовность перестроиться с
четкого и острого ритма на кантилену (медленное и певучее легато), то есть в
медленное и плавное движение.
Пианист должен уметь быстро перестраиваться, менять характер
движения, импровизировать. У концертмейстера должны всегда быть
музыкальные заготовки «шаблоны» ( польки, марши, вальсы),
определенные гармонические ходы и обороты.
Главная задача пианиста на уроке классического танца - это
озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что требует знания
характера движения каждого экзерсиза.
В младших классах особенно важно не «засорять» аккомпанемент
обилием лишних звуков: одно движение одна нота, два движения две
ноты. Музыка здесь должна являться своеобразной подсказкой для движения.
Особенностью музыкального оформления уроков классического танца
в младших классах является медленная, но выразительная игра; растянутая
музыкальная форма музыкального построения с «неразорванными» фразами.
Медленная игра необходима в хореографии на начальном этапе разучивания
упражнений. Она помогает освоить хореографические движения для
закрепления новых навыков, которые требуют медленной проработки
хореографических тонкостей. Музыкальные фразы должны быть предельно
ясны, просты и не перегружены гармонической фактурой. Медленный темп
не должен искажать содержание музыкального построения. Здесь может
работать принцип «золотой середины». Грамотно подобранная музыка,
эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и
концертмейстера – приносят плодотворные результаты.
5
Построение урока
Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором
развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук
и головы, координация движений.
Экзерсис у станка исполняется под более простую музыку, менее
эмоциональную, а при переходе на середину зала, особенно adagio и allegro,
музыкальный материал становится более интересным и эмоциональным.
Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала,
затем следует adagio и allegro.
Экзерсис складывается из одних и тех же движений, следующих в
определенном порядке. Эта система разработанная А.Я.Вагановой
способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Их строгая
продуманность направлена на выработку виртуозной техники, четкости
формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода
танцовщиков к каждому движению. Упражнение у станка, а затем на
середине зала выполняются поочередно с правой и левой ноги в следующем
порядке:
1. Plie.
2. Battements tendus, battements tendus jetes.
3. Ronds de jambe par terre.
4. Battements fondu , soutenu, frappe.
5. Ronds de jambe en l air.
6. Battements developpes.
7. Grands battements jetes.
На середине зала ко всем перечисленным упражнениям добавляется
Adagio, затем следует Allegro (прыжки), экзерсис на пальцах.
В начале и конце урока выполняется «Поклон» - приветствие.
6
Поклон
Урок начинается и заканчивается с поклона, который предваряют три
ноты из-за такта (восьмые или шестнадцатые). Для собранности и внимания
можно взять звуки в доминантовой группе аккордов с агогической затяжкой
в темпе. Убедившись, что дети готовы, только тогда можно начинать игру
музыкального построения.
Поклон исполняется выразительно, медленно, широко. В размере 2/4
или 4/4 на протяжении первого такта исполняется с одной ноги, второй такт-
с другой:
Пример:
В размере 3/4 поклон с двух ног займет 8 тактов. Каждый такт идет
как на одну четверть. В размере 6/8 поклон с двух ног займет 8 тактов,
причем считать каждую триоль, как на одну восьмую:
Пример:
7
Экзерсис у палки
Все движения в младших классах начинаются с «preparation» (от
французского глагола preparer-готовить). Это приготовление к движению,
вступление, которое исполняется в характере упражнения. На вступление
раскрывается рука (или две, на середине зала)в некоторых упражнениях
вместе с рукой раскрывается работающая нога.
Preparation исполняется следующим образом:
1) на один такт 4/4 , который предворяют три восьмые ноты из-за такта;
2) на один такт 2/4 , который предворяют три восьмые(или
шестнадцатые) ноты из-за такта;
3) три восьмые ноты из-за такта;
Эта схема исполнения preparation, но она может быть изменена по
усмотрению хореографа. Играется вступление к каждому упражнению по-
разному. Все зависит от того, где начинается движение. Перед некоторыми
комбинациями на вступление нет движений, а начинается исполнение
комбинации на последующие за ним три восьмые (шестнадцатые или
исполняемые в пунктирном ритме) ноты. В этом случае обязательно надо
сделать перед ними цезуру, убрать педаль и сыграть эти три ноты
подчеркнуто и ритмически удобно.
Первый вариант. В первом классе preparation исполняется на один
такт 4/4, без «вздоха» руки. Поэтому из-за такта достаточно сыграть одну
восьмую ноту. Далее мелодия двигается по восьмым-раз, и, два, и, три, и,
четыре (это-шестнадцатая нота), затем следует выдержать небольшую
цезуру, после чего сыграть затакт к началу движения - три последние
шестнадцатые ноты такта.
8
Пример:
Второй вариант. Preparation исполняется на один такт 2/4 с затактом:
-затакт из трех шестнадцатых - пианист должен сыграть спокойно,
отчетливо и согласованно с движением руки; в прозрачной фактуре
(одноголосно или октавами), в свободном темпе;
-в начале такта четко обозначаются две восьмые и одна шестнадцатая
(раз, и, два), на которые идет движение - здесь неуместны лишние
длительности; можно сыграть каданс с красивой мелодической линией в
верхнем голосе;
-в конце такта – три шестнадцатые, предваряемые цезурой.
Исполняются в характере исполняемого упражнения (плавно или в
пунктирном ритме).
Пример:
Третий вариант. Preparation - во фразе, то есть движение начинается
с первой доли такта, а «вздох» руки - на затакт из трех восьмых нот, после
которых следует цезура, чтобы все начали выполнять движение экзерсиса
синхронно:
9
Пример:
Иногда вступлением может служить кадансовый оборот на два или
четыре такта, взятый из музыкального построения.
Заканчивается комбинация заключением, которое исполняется также,
как и вступление. Но preparation заканчивается на половинном кадансе
( с остановкой на доминанте), а заключение полным кадансом, (с остановкой
на тонике).Перед заключением надо выдержать паузу, то есть сделать люфт,
затем сыграть три восьмые ноты и полный каданс.
Пример:
10
Plie
Demi plie - полуприседание, исполняется плавно, непрерывно, в
характере кантилены. Оно встречается в каждом танцевальном движении,
поэтому ему уделяется особое внимание при исполнении экзерсиса.
Динамика движения plie развивается на crescendo по мере приседания,
кульминация его - внизу, в крайней точке приседания. Музыка помогает при
помощи динамических оттенков, сначала плавно опуститься танцовщику в
plie (crescendo), а затем также плавно, не задерживаясь, выпрямиться
(diminuendo).
В первом классе plie исполняют лицом к палке, затем, держась за
палку одной рукой. Demi plie первоначально исполняется на два такта по 4/4
по первой, второй, четвертой и пятой позициям по два раза на каждой
позиции.
Темп медленный - на первый такт выполняется приседание, на второй
выпрямление. Особое внимание надо обратить на фразировку: первая
половина движения, приседание происходит на одно музыкальное
предложение, выпрямление - на второе предложение, которые вместе
составляют период.
Второй такт заканчивается половинным кадансом, а четвертый такт -
полным.
По мере усвоения полуприседание выполняется уже на один такт 4/4:
на первую и вторую четверти –приседание, на третью и четвертую
выпрямление. Таким образом, первая половина упражнения (приседание)
выполняется на одну фразу, а вторая половина (выпрямление) на вторую
фразу, составляющие вместе предложение, которое заканчивается
половинным кадансом. Повторение этого движения составляет второе
предложение, завершающее период (полный каданс).
Музыкальный размер 4/4, preparation исполняется на один такт 4/4.
Построение комбинации рассчитано на квадрат - четыре такта по 4/4.
Перемена позиций ног исполняется на один такт две четверти (или на два
11
такта). Квадрат как бы «ломается». То есть, после каждой фразы в 4 такта
надо сыграть preparation на один такт 2/4:
Пример:
Мелодическая линия должна быть непрерывной от начала глубокого
приседания до полного выпрямления ног.
Вattement tendu simple
Battement - в переводе с французского означает - биение,
пульсирование, отбивание.
В хореографии battement означает отведение и приведение
работающей ноги к опорной ноге, равномерные движения работающей ноги.
Battement бывает разных видов, имеет свою форму и название. Tendu
переводится как натянутый, напряженный; simple простой. Музыкальный
размер 2/4, в начальном изучении - 4/4.
Сначала battements tendus изучается в медленном темпе, с
остановками, раздельно. Но надо помнить, что это движение активное и
четкое по своему характеру. Это надо подчеркнуть в музыкальном
сопровождении даже в медленном темпе. При первоначальном изучении
12
battements tendus выполняется лицом к палке в первой позиции, с отведением
правой ноги в сторону, повторяясь в этом направлении от четырех до восьми
раз, затем выполняется с левой ноги. Потом движение разучивается вперед с
правой и левой ноги, а затем - назад. Preparation исполняется на один такт
4/4.
Первоначально движение исполняется на два такта по 4/4 и
начинается на сильную долю: на раз, и, два, и, нога по правилам batements
tendus выдвигается сторону, вперед или назад), на три, и, четыре, и –
положение сохраняется. Во втором такте на раз, и, два, и работающая нога
возвращается в исходную позицию, на три, и, четыре, и положение
сохраняется. В данном случае акцент движения равноценен на отведение и
приведение ноги.
Пример:
В дальнейшем это движение выполняется в размере 2/4 на два такта
(preparation на два такта 2/4).
13
Пример:
Battement tendu jete
Jete - по- французски бросок, вattement tendu jete - движение ноги
вперед, в сторону и назад из первой и пятой позиций с броском на высоту
45 градусов. При ускорении темпа и исполнении этого движения восьмыми и
шестнадцатыми долями бросок ноги исполняется на 25 градусов и ниже.
Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В
заключении движения акцент падает на возвращение после броска
работающей ноги к опорной. Бросок резкий и энергичный, что должно
быть отражено в музыке.Preparation исполняется так же, как и в battements
tendus simples.Первоначальное изучение происходит в медленном темпе, на
сильную долю, отдельно в каждом направлении и с остановками. По мере
усвоения движение в обычной последовательности- вперед, в сторону, назад,
в сторону. Темп ускоряется, бросок исполняется из- за такта, на слабую
долю. Четкий, пунктирный ритм. В законченном виде battements tendus jete
исполняется в два раза быстрее , чем battements tendus simples. Правило
исполнения этих упражнений одинаковы.
14
Пример:
Ronds de jambes par terre
В переводе с французского - круг ногой по земле. Движение плавное,
непрерывное. Это отражается и в музыке, которая в этом упражнении должна
звучать как предельно певучее perpetum mobile. Мелодическая линия в
сопровождении обычно излагается восьмыми нотами. Сильная доля такта
должна совпасть с положением работающей ноги впереди при движении en
dehors, - (из круга), а при положении en dedans (внутрь, в круг) - сзади.
Так как движение начинается из-за такта, надо очень четко и
раздельно озвучить момент проведения ноги по дуге (назад или вперед) на
три восьмые затакта. Первоначально движение разучивается в
четырехдольном размере, упражнение исполняется на один такт, в
дальнейшем на один такт 2/4. Движение всегда исполняется равномерно.
Сначала движение исполняется раздельно, а в законченном виде - слитно.
Поскольку упражнение исполняется поочередно в двух направлениях
(сначала en dehors, а затем en dedans), рreparation играется и в начале, и в
середине упражнения, аналогично plie. Preparation к этому движению
исполняется сначала на 4/4, затем-на 2/4.
По мере усвоения preparation в середине упражнения отдельно не
играется, переход от en dehors к en dedans происходит слитно, во фразе.
15
Пример:
Battement fondu
Это плавное, тающее движение. Музыка очень выразительная,
кантиленного характера. Движение состоит из сгибания работающей ноги в
условное положение sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на
опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при
одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plie.
Изучение движения начинается в медленном темпе в направлении в
сторону, вперед и назад носком в пол; затем движение изучается с
подниманием работающей ноги на 45 градусов; потом на 90 градусов во всех
направлениях, опорная нога поднимается на полу пальцы. Сгибание и
вытягивание ног происходит равномерно. По мере изучения упражнения
темп ускоряется, но важно сохранить плавный характер. Мелодия в
музыкальном сопровождении идет по восьмым все время связно (sempre
legato). Музыкальный размер две четверти или четыре четверти.
Первоначальное изучение движения происходит раздельно, с паузами,
с равномерным распределением акцентов на все части движения. Одно
движение занимает четыре такта по 2/4. Если движение повторяется четыре
раза, то оно займет 16 тактов. В начале изучения battement fondu
предшествует preparation, затем упражнение исполняется из пятой позиции
без preparation, играются только три восьмые из-за такта.
16
Пример:
Battement frappe
От французского слова «frapper» - бить, стучать, ударять. Название
упражнения определяет его характер ударной, отрывистой. Battement frappe
при разучивании исполняется в медленном темпе, с остановками, с
равномерным сгибанием и вытягиванием работающей ноги сначала в
направлении в сторону, затем вперед и назад из второй позиции. Сначала -
носком в пол, затем на высоту 30 градусов. В законченной форме акцент
движения падает на момент вытягивания работающей ноги в заданном
направлении. Характер музыкального сопровождения - энергичный, резкий,
звучит staccato трывисто). Музыкальный акцент- на первую долю такта,
поскольку движение (сгибание работающей ноги) начинается из - за такта.
Preparation -сначала на 4/4, а затем, по мере изучения,- на 2/4.Вначале
движение исполняется на протяжении одного такта при размере 4/4;или на
протяжении двух тактов при размере 2/4, по четвертям. На первую четверть
удар, на вторую пауза, на третью-нога вытягивается в заданном
направлении, на четвертую – пауза.
17
В дальнейшем это движение выполняется по восьмым, то есть на одну
четверть исполняется один battement frappe, а в такте на 2/4 их будет два.
Пример:
Rond de jambe en l air
Rond de jambe en l air - круг ногой в воздухе на высоте 45 и 90
градусов. Характер очень четкий, энергичный, активный. Ритм
маршеобразный, но не резко и громко. Разучивается движение в медленном
темпе, раздельно с паузами, но при этом в музыке сохраняется энергичный
характер. Упражнение сначала разучивается без вращения ноги
равномерное, без акцента, сгибание и разгибание ноги. Это подготовка к rond
de jambe en l air.
Музыкальный размер 2/4, preparation на два такта. Одно движение
исполняется на четыре такта: на первый такт работающая нога, вытянутая в
сторону второй позиции на 45 град, сгибается в колени, носок подводиться к
середине икроножной мышцы опорной ноги. На второй такт положение
сохраняется, на третий работающая нога вытягивается в сторону второй
позиции на 45 градусов, на четвертый такт - положение сохраняется. Затем
движение повторяется.
18
Пример:
В дальнейшем preparation играется на один такт 2/4. В старших
классах движение исполняется ускоренно комбинируются движения
четвертями, восьмыми и шестнадцатыми. Движение это трудное, поэтому
музыка очень поможет танцовщику, если при кругообразном движении ноги
в воздухе прозвучат шестнадцатые ноты, исполненные как бы с усилием,
скандированно:
Пример:
19
Battement developpe
От французского слова developer разворачивать, развивать.
Это упражнение выполняется в темпе adagio, очень плавно и сдержанно. Из
пятой позиции работающая нога сгибается, вытянутым носком скользит по
опорной ноге до колена, потом вытягивается в заданном направлении на 90
градусов и опускается в исходное положение. Разучивается это движение с
каждой ноги отдельно, сначала в сторону, потом вперед и назад.
Музыкальный размер 2/4 или 4/4. Подъем работающей ноги
сопровождается crescendo в музыке, опускание ноги – diminuendo.
Музыкальное оформление этого движения строится точно так же, как
и в других упражнениях,-по принципу симметричного построения. Период в
шестнадцать тактов делится на четыре самостоятельные предложения по
четыре такта.
Для этого упражнения следует выбирать музыку очень
выразительную, с певучей, красивой мелодией. Можно взять тему из какого-
либо музыкального произведения, приспособив ее к специфике данного
движения.
Пример:
20
Grand battement jete
Это движение исполняется из первой и пятой позиций в направлении
вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90 градусов и выше.
Сохраняются правила battement tendu jete.
Упражнение проучивается в медленном темпе, отдельно в каждую
сторону. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно.
Бросок может выполняться как на сильную долю такта, так и на
слабую долю, а также комбинироваться ритмически. Музыкальный размер
обычно 2/4.
Пример:
Экзерсис на середине зала
В этой части урока исполняются те же упражнения, что и у палки, в
той же последовательности и в том же темпе. Музыкальный материал
меняется.
Adagio
Adagio принято называть танцевальную форму состоящую из
различных видов developpe, медленных поворотов в позах, port de bras,
различных renverses, grands fouette и др. Исполняется оно на середине зала.
21
«Маленькое» adagio состоит из четырех или восьми тактов и комбинируется
с battements tendus, jetes и другими движениями. «Большое» adagio состоит из
шестнадцати и более тактов.
Эти движения изучаются постепенно. В младших классах adagio это
простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, которые
исполняются в медленном темпе, на всей ступне.
По мере усвоения материала adagio усложняется от класса к классу.
Значение adagio очень велико: оно объединяет ряд движений в одно
гармоничное целое, развивает правильную форму движений классического
танца.
Построение adagio требует четкого ритма, метра, темпа и соблюдение
тактовой «квадратности»
Сильные движения, которые следует выделить в adagio начинаются
на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырехдольного
размера. На слабые доли должны падать вспомогательные и связующие
движения, такие как pas de bourree, все виды passe и т.п.
Пример:
22
Allegro (прыжки)
Прыжки являются основным разделом классического танца. Они
разнообразны по своему виду и исполняются в разных темпах.
Подразделяются на большие и маленькие, в высоту и длину, по
траектории.
По характеру исполнения различают прыжки четырех видов:
-с двух ног на две (changement , echappe, sissone, fermee и т.д ),
-с двух ног на одну (все виды sissone , jete с V позиции и т. д),
-с одной ноги на две, (cabriole, ferme и т. д.),
-с одной ноги на другую (pas ciseaux pas de basque и т. д.).
Все прыжки начинаются и завершаются с demi plie, это дает прыжку
силу и высоту.
Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней подчеркнуть
момент plie и толчка. Исполняются прыжки на 2/4,4/4 и на3/4 не быстро и
не медленно. Они бывают маленькие и большие. Маленькие, так называемые
партерные прыжки, требуют мягкого и легкого музыкального
сопровождения. Большие прыжки, которые исполняются на максимальной
высоте. Сопровождаются более энергичной и акцентированной музыкой.
Пианист как - бы «прыгает» вместе с танцовщиками он внимательно
следит за его движениями, четко показывая момент plie и толчка от пола,
ловя момент соприкосновения пальцев ног с полом. Музыку должна
помогать танцовщику «зависнуть» в воздухе.
Первоначально все прыжки проучиваются в медленном темпе лицом к
станку. Музыкальное сопровождение должно сочетать два темпа, два
характера: во время исполнения demi plie, звучит плавная, кантиленная
мелодия, а сам прыжок подчеркивается энергичным staccato и акцентом.
Аккомпанируя танцорам нужно периодически поглядывать на них, то
есть следить за их движениями. Упражнения мысленно проделывать вместе
с ними.
23
Музыкальный размер 4/4. Затакт три ноты. На первую восьмую demi
plie, на вторую восьмую прыжок, на вторую четверть и четверть - demi plie
после прыжка, на третью и четвертую четверти - поднимание из plie и пауза
и т. д.
Пример:
Принцип изучения, исполнения и музыкального оформления
различных прыжков одинаков, поэтому можно рассмотреть некоторые из
них.
Temps leve soute
Temps leve soute являются наиболее простыми прыжками с двух ног
на две из 1, 2, 4 и 5 позиций. Изучаются сначала у палки, затем на середине
зала.
1. Музыкальный размер 2/4.Исходное положение 1 позиции, руки в
подготовительном положении, голова en face. Затакт - одна восьмая, на раз,
и, два demi plie, на и прыжок, на первую четверть второго такта
опуститься на demi plie, на первую восьмую второй четверти-выпрямиться,
сохранить это положение до конца такта. Повторяется это движение от
четырех до восьми раз.
24
Пример:
2. Музыкальный размер 2/4. Из – за такта на счет два demi plie, на и –
прыжок. На первую восьмую опуститься в demi plie, на вторую восьмую –
прыжок и т. д.
Пример:
Changement de pieds
Petit changement de pieds является прыжком с двух ног на две из 5
позиции с переменой ног в воздухе. Правило изучения такое же, что и в
temps leve: сначала один прыжок на такт 4/4, затем два прыжка на один
такт.
Это невысокий и легкий прыжок в законченном виде исполняется по
восьмым в быстром темпе. Движение непрерывное, хотя акцент делается не в
воздух, а в пол. Музыкальное оформление этого прыжка – в динамике piano.
Grand chagement de pieds выполняется максимально высоко,
предполагая углубленное demi plie. которое будет способствовать более
сильному толчку от пола. Для музыкального оформления этого прыжка
характерна динамика forte.
25
Пример:
Pas echappe
Pas echappe прыжок с просветом.Он состоит из двух прыжков,
которые исполняются с двух ног на две из 5 позиции во 2 и со второй
позиции в пятую. Сначала этот прыжок изучается лицом к палке, затем на
середине зала.
Последовательность изучения:
1.Музыкальный размер 2/4. Исходное положение пятая позиция en
face, правая нога впереди, руки в подготовительной положении, голова
прямо.
На первые три восьмые (раз, и, два) demi plie, на четвертую восьмую
прыжок. На раз, и, два второго такта сдержанное опускание на demi plie
на вторую позицию. Руки одновремменно с прыжком через первую
полупозицию раскрываются на вторую полупозицию, голова направо. На
четвертую восьмую – прыжок. Ноги соединяются в пятой позиции, руки
закрываются в подготовительное положение, голова прямо. Третий такт
сдержанное опускание на demi plie в пятую позицию. В четвертом такте на
первую четверть выпрямиться, на вторую положение сохраняется. Затем
упражнение повторяется.
Пример:
26
2.Музыкальный размер 2/4. Из-за такта на два demi plie в пятой
позиции, на и прыжок, ноги раскрываются во вторую позицию. На первые
три восьмые –сдержанное опускание на demi plie, во вторую позицию. На
четвертую восьмую прыгнуть, соединив ноги в пятую позицию. На раз, и, два
следующего такта – demi plie в пятой позиции, на четвертую восьмую –
прыжок, раскрыв ноги на вторую позицию, и т.д. Музыкальное оформление с
акцентом наверх и с акцентом вниз, в темпе moderato.
Пример:
Pas assemble
Pas assamble прыжок с двух ног на две из пятой позиции в пятую с
выбрасыванием ноги на высоту 45 градусов (petit assamble) и 90 градусов
(grand assamble) вперед, в сторону и назад. Основа этого прыжка
«собирание» в воздухе ног в пятой позиции.
Сначала этот прыжок проучивается в медленном темпе у палки, по
мере усвоения на середине зала, темп увеличивается. Характер
музыкального оформления тот же, что и в предыдущих прыжках.
Музыкальное оформление 2/4.
27
Пример:
Pas jete
Pas jete прыжок с одной ноги на другую, исключение jete ferme. Во
время прыжка одна нога резко забрасывается вперед, в сторону или назад, а
другая вытягивается в воздухе. Центр тяжести переносится с одной ноги на
другую. Jete очень разнообразны по форме.
Petit jete исполняется в положении en face, на croise и ecarte.
Разучивается этот прыжок сначала у палки, затем на середине зала
раздельно, медленнее. Законченная форма исполняется слитно. В
музыкальном сопровождении нужно очень активно подчеркивать момент
толчка от пола.
Музыкальный размер 2/4, темп – Moderato.
Пример:
28
Sissonnes
Sissonnes прыжки с двух ног на одну. Они подразделяются на
маленькие (Sissonne simple, sissonne ouvert, sissonne ferme, sissonne tombee) и
большие ( на 90 градусов, sissonne fondue, sissonne tombee на 90
градусов, sissonne renversee, sissonne soubresout). Эти прыжки могут
исполняться en tournant и с battu (с заноской).
Проучиваются эти прыжки, начиная с sissonne simple, сначала у палки,
затем на середине зала.
Порядок изучения: plie на первую восьмую, на вторую восьмую
прыжок, на вторую четверть demi plie, на третью и четвертую четверти
выпрямиться. Отсюда движение повторяется.
Пример:
В законченной форме движение начинается из-за такта и выполняется
по восьмым нотам.
29
Пример:
Экзерсис на пальцах
Движения на пальцах носят упругий и четкий характер. Музыка
должна точно отразить изменение оттенков и характера звучания в момент
поднимания и опускания на пальцы.
Releve
Releve сначала изучается лицом к палке на всех позициях.
Музыкальный размер 4/4. На раз, и demi plie, на два, и встать на
пальцы, оттолкнувшись пятками от пола, сильно вытянуть подъем и колени.
Сохранить это положение до конца такта, проверяя правильность положения
стопы.
Второй такт. На первые две четверти опуститься на всю ступню и
перейти в эластичное demi plie, на третью и четвертую четверти вытянуть
колени. Упражнение повторить от четырех до восьми раз на первой, второй и
пятой позициях.
Пример:
30
По мере усвоения, движение постепенно ускоряется и выполняется из-
за такта. Таким же образом происходит музыкальное оформление echappe на
пальцах.
Echappe.
Музыкальный размер 2/4. Темп - Moderato.
Пример:
Glissade
Сначала движение изучается в медленном темпе, раздельно, с
паузами. Музыкальный размер 4/4. Исполняется движение в сторону второй
позиции. Исходное положение пятая позиция, правая нога впереди. На раз
demi plie, на и нога скользит по полу в сторону второй позиции; на два -
корпус переносится на носок правой ноги, а левая нога быстро подтягивается
к правой в пятую позицию на пальцы; на три, и опуститься на demi plie, на
четыре, и – вытянуть колени.
31
Пример:
Таким же образом музыкально оформляются остальные движения на
пальцах.
Заключение
Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся
осознанное отношение к музыкальному произведению умение слышать
музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом
рисунке, динамике.
Музыка и хореография должны стать для ученика единым целым.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать
ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка
вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает
движения, а определяет их сущность. Таким образом задачей
концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных
движений.
Использованная литература
1. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. 2-е изд. Л.,
1983.
32
2. Богданов-Березовский В. И. Музыка о балете. 1962.
3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 5-е изд. Л. 1980.
4. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца Л. 1972.
5. Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца.3-е изд.
Л., 1986.
6. Ревская Н. Е. Классический танец. Музыка на уроке. Изд. С.-П., 2005.
7. Тарасов Н. И. Классический танец. 1981.
8. Ярмолович Л. И. Классический танец. Л., 1986.