Личный опыт руководства в описании исследовательской работы ученицы 7 класса

Постовалова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ 109, группа 69
Личный опыт руководства в описании исследовательской работы ученицы 7
класса
Аннотация
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к
эффективной самореализации. Перегруженный информацией ученик зачастую имеет
проблемы, связанные с общением. Часто человек не может услышать другого человека
подобрать нужные слова для создания корректного высказывания. Неслучайно « Слова,
столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в
руках человека, который умеет их сочетать» (Н. Готорн). Этим можно объяснить, почему
особое значение приобретает в настоящее время проблема формирования и развития
речеведческой культуры школьников, особенно в исследовательской работе над словом.
В сборнике материалов «Формирование коммуникативных УУД в проектной
деятельности» Е.Г. Боровкова пишет, что в жизни ребёнка «огромную роль играет книга.
Но книга учит только тогда, когда у ребёнка, во-первых, есть желание читать, во-вторых,
когда ученик умеет читать, т.е. умеет работать с книгой. Поэтому так важно с ранних лет
прививать детям любовь к чтению, учить бережно относиться к книге, к процессу
творческого труда писателей, учить приёмам работы, способствующим пониманию текста
произведения, т.е. растить грамотного талантливого читателя».
Предварительная работа с целью привлечения к исследованию
Начиная с 5 класса, заметны те учащиеся, которые самостоятельны в суждениях и
заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Через подготовку
учащихся к творческой деятельности некоторые уже выступают в роли исследователей,
самостоятельно добывающих знания. Дети используют разнообразные источники и
материалы. Чаще всего интерес к самостоятельной исследовательской работе у учащихся
появляется в седьмом - восьмом классе. Для этих классов есть программа элективного
курса «Научно-исследовательская деятельность учащихся», где важно развить
мыслительные, коммуникативные способности учеников, подготовить их к пониманию
исследовательской деятельности. Это помогает самореализации и саморазвитию,
вырабатывает уважительное отношение к людям. Так я вовремя заметила повышенный
интерес ученицы к рассказам В.В. Набокова, смогла побудить её интерес к
самостоятельному интерпретированию некоторых текстов писателя через осмысление
пространства и времени. Только продуманная, логически выстроенная система знаний
помогла организовать исследовательскую деятельность ученицы. Через интерес к
предмету, желание углубить свои знания, расширить кругозор, удовлетворение процессом
работы семиклассница поняла, что она может многое приобрести для себя в процессе
исследования.
Тема работы.
Приступая к выполнению исследовательской работы, ученица попыталась приблизительно
обозначить проблемное поле, или «точки удивления» предстоящей работы, чтобы в самом
начале как можно лучше понять, действительно ли существует перспектива и необходимость
выполнения исследования. Прежде чем приступить к литературоведческому анализу текста
художественного произведения, она начала не с изучения работ критиков, а попыталась
осмыслить свою читательскую позицию относительно изучаемого произведения. Основное
содержание будущей работы выражено в одном предложении. Поэтому выбор темы очень
важный момент в работе. Тема, которую выбрала семиклассница, отражает личность и сферу её
интересов. Тема звучит так: «Взаимопроникающее» пространство в рассказе В.В.Набокова
«Гроза». Эту тему можно отнести к группе фантастических, эмпирических, т.е.
ориентированных на исследование несуществующих, фантастических объектов и явлений, а
также связанных с практикой проведения собственных наблюдений. Тема оригинальна,
привлекает внимание и во время работы не корректировалась.
Задачи исследования
Рассказ В.В. Набокова «Гроза» не самое популярное произведение, но поистине удивительное.
Места действия в рассказе – обычная местность: улица, дворик, квартира. Герой –
обыкновенный человек по имени Елисей. Само название рассказа неким образом отражает
тему: гроза – это ведь контраст света и тьмы, именно то, что пропитывает весь текст: свет и
сталкивающийся с ним сумрак. Так во сне в образе Ильи-громовержца, в виде вспышки молнии
на сумрачном небе, к рассказчику приходит вдохновение.
Цель: доказать, что в рассказе присутствует «взаимопроникающее» пространство, в котором
существуют сон и явь.
Достижение цели исследовательской работы не может быть осуществлено сразу. Абстрактная
цель должна превратиться в набор задач, для решения которых необходимы простые и
конкретные действия. Таким образом, ученица ставит себе «препятствия», которые она
намечает сама и преодолевает для того, чтобы, наконец, достигнуть поставленной цели. Автор
работы пишет: «Так Набоков в своём рассказе «Гроза» использовал приём
«взаимопроникающего» пространства ( по М. Бахтину), который обыгрывается через сон
главного героя». Таким образом, чтобы добиться своей цели, ею ставятся задачи:
1. Определить переход границы из реального мира в нереальный.
2. Выявить подвижность границ внутри нереального пространства.
Задачи, поставленные ученицей, формируют и развивают в ней личностные,
коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные
действия в процессе исследовательской работы.
Через осмысление и анализ эпизодов рассказа она самостоятельно добывает
информацию, выбирает для себя самое необходимое.
Рассказ В.В. Набокова не самое популярное произведение, но поистине
удивительное, как я говорила выше. На мой взгляд, рассказ не закончен, нет жирной
точки, автор оставил лишь «мокрое» многоточие, пространство для размышлений
и глубоких раздумий о возможном окончании истории. В ситуации с громовержцем
реальность смешивается не то с мистикой, не то с фантастикой… Предлагаю
подробно рассмотреть все эпизоды этого рассказа и найти границу, переходящую
из реального мира в нереальный и наоборот.
На мой взгляд, в ходе работы над исследованием Вере удалось решить поставленные
задачи. Рассмотрим таблицу «Анализ рассказа В.В.Набокова «Гроза».
Таблица «Реальное пространство»
эпизод
Время
действия
Действия
рассказчика
Основные события
звук
1-й
эпизод
Календарное
время:
середина лета.
Время суток –
ночь,
настоящее
время
Действий нет.
«…меня
обдало
благоуханием
»
Описание природы
до грозы (в центре
внимания липы,
облака, ветер)
Усилива-
ющегося
ветра
2-й
эпизод
Настоящее
время,
переходящее в
прошлое.
Настоящее
время.
«я застал
ветер»
Описание двора
(воспоминания)
Приём -
многоголосица
(люди)
Описание двора
(Земля)
Соедине-
ние
времени
через звук
«Стало
тихо»
Для осмысления основной части работы она использует следующие мыслительные
операции конкретно для первого и второго эпизодов: анализ (изучение объекта с целью
его глубокого познания), дедукцию ( мышление, позволяющее на основе логических
цепочек выводить новое предположение), сравнение. Особенность второго эпизода ещё и
в том, что характеризуется метапредметными связями. Автор работы пишет:
Хочу отметить, что в этом эпизоде присутствует элемент литературного
импрессионизма. Импрессионизм от фр. «впечатление» - течение в искусстве второй
половины XIX начала XX века. Своё наиболее чёткое выражение принципы
импрессионизма получил во Франции в 70-х годах XIX в. в творчестве живописцев К. Моне,
К. Пикассо и др. Стремясь к передаче непосредственных, как бы мимолётных впечатлений,
импрессионисты разработали систему пленэра (т.е. воспроизведение изменений
воздействием среды, обусловленных солнечным светом и атмосферой).
Они писали раздельными мазками «чистого света», т.е. не применяли смешанных красок,
точно воссоздали рефлексы и цветные тени. Ограниченность импрессионизма заключалась
в узости художественного восприятия, в стремлении свести его к чувственной сфере.
Данное направление получило своё распространение и в других видах искусств, не только в
живописи.
Весь второй эпизод показан не объёмной картиной, а кусочками, мазками, но при
этом мы можем увидеть и прочувствовать, как «заметались» тени рук, волос, как эти руки
«ловили улетающие рамы». Мы не можем чётко увидеть ни дом, ни весь двор, лишь очертание
кустов сирени, рук людей, закрывающих окна, свет, падающий на них, - всё это помогает
составить полную картину происходящего.
Таблица « Переход границы
Действие
рассказчика
Основные события
звук
«…я заснул…»
Сон рассказчика
тишина
Сон – это та зыбкая граница, где происходит стирание грани между
реальными и фантастическими событиями и образами («В этой тишине я заснул…»).
Именно в этом месте рассказа совершается переход из реального пространства в
нереальное.
Задействуется мыслительная операция как абстрагирование, наблюдение, синтез.
Общенаучные методы исследования адекватны поставленным задачам. Это означает,
что именно эти методы позволяют получить ожидаемый результат. Они просты и
доступны для пишущего работу.
Нереальное пространство
эпизод
Время
действия
Действия
рассказчика
Основные события
звук
3-й
эпизод
Вне
временных
рамок
« я проснулся и
увидел…»
« я накинул
халат и сбежал,
поклонился,
заметил,
послушался,
зажмурился,
постоял, поднял
голову»
-описание грозы
-чувства рассказчика:
«меня опьянили…»;
- описание пророка
Ильи (рассредоточено по
всему эпизоду)
-падение громовержца
-встреча рассказчика с
пророком Ильёй
(словосочетание
«старик дохнул»
приравнивается
«дыханию мира», а это и
есть «гармония» -
исчезновение
громовержца
гроза
Гром-
кие
действ
ия
пророк
а
Третий эпизод начинается со слов «проснулся я от того, что ночь рушилась». Эти
слова и будут вхождением в сон.
Взаимодействие нереального пространства с реальным
(между сном и реальностью)
эпизод
Время
действия
Действие
рассказчика
Основные
события
звуки
4-й
эпизод
Настоящее
время,
переходящее в
будущее.
Раннее утро
« я выбежал и
посмеивался,
воображая…»
Природа после
грозы (сочетание
обычного и
возвышенного)
Звуки
пробужда-
ющегося
утра
Ученица пишет:
Если до появления пророка рассказчик не совершал никаких действий, то
теперь он «накинул халат», «сбежал вниз», «поклонился», «заметил»,
«послушался», «зажмурился», «поднял голову». Как бы жизнь внутри самого героя
начинает оживать. В действие включается герой, и мы, наконец-то, узнаём его имя
Елисей. Какова функция персонажа? Автору важно было показать динамику
сюжета через действия рассказчика, а также внутренний мир героя во
взаимодействии с внешним миром. И этот внешний мир становится вновь
реальным, а громовержец стал обычным «тощим стариком в промокшей рясе». Все
детали: сандалии старика, лужи воды, ветка сирени, куча сору, битое стекло –
были реальными предметами, а то колесо от колесницы, утерянное пророком,
рассказчик именует как «ржавый круг».
Всё до обыденности просто, и ничто не пугает Елисея. И тут происходит
самое главное: пророк дарит ему вдохновение, т.е. передаёт божественный дар
через своё дыхание. Именно в простоте происходящего неожиданно для самого
рассказчика внутри него зарождается чувство гармонии: дыхание старика и
дыхание природы после дождя дают герою это неповторимое чувство. «Старик
жарко дохнул над самым моим ухом и, поспешно, даже грубовато отстранив меня,
схватил и поднял ржавый круг». А потом «пророк, поднявшись до гребня крыши,
спокойно и неторопливо перебрался на облако и стал лезть вверх, тяжел ступая по
рыхлому огню». И опять в реальное пространство проникает нереальное,
фантастическое. «Солнце стрельнуло в его колесо, и оно сразу стало золотым,
громадным, - да и сам Илья казался теперь облачённым в пламя, сливаясь с той
райской выше, пока не исчез в пылающем воздушном ущелье».
Ещё не совершилось пробуждение героя, ещё граница существует между
сном и явью, но впервые появляется будущее время, где герой придёт к ней и «будет
рассказывать о ночном воздушном крушении, о старом сердитом пророке, упавшем
во двор».
Рассказ никак нельзя назвать простым для понимания. Одной из главных
его особенностей является смешение сна и реальности: до конца не понятно, что
происходит на самом деле, а что во сне рассказчика. Я полагаю, что в рассказе
можно видеть ещё рассказ – встречу героя с Ильёй-пророком.
В основной части работы используется практический метод ( составлением таблиц), а
также поисковый метод, предусматривающий самостоятельную работу. Чтобы провести
исследование, мы продумали действия по подготовке к проведению работы. Моя цель –
развить у ребёнка умение ориентироваться в информационном пространстве, развить
познавательный навык.
Исходя из целей и задач, ученица смогла (1) не только рассмотреть пространство
рассказа и все события, произошедшие в нём, но и (2)определить границу между
реальным миром и нереальным, где в центре внимания сон рассказчика. Так во сне к
герою приходит вдохновение. 3. В нереальном мире определили функции персонажей и
рассмотрели пространство, которое может быть не только реальным, но и
фантастическим, обговорили понятие «взаимопроникающего» пространства.
4. Рассмотрели композиционно – речевую форму рассказа и выявили точки зрения
внешние и внутренние.
5. Определили временную категорию: в рассказе присутствует календарное
время(лето), время суток(ночь), сюжетное время, которое несёт особую функцию, и
определили время действия: действие событий происходит в настоящем времени,
которое плавно переходит в прошлое, а потом – в будущее.
6. Рассмотрели художественно – изобразительные средства; выявили роль цветовой
гаммы, звука, художественной детали, которые помогали осмыслить происходящее в
нереальном мире.
А.Битов писал: «Набоков учёный каждый день вглядывался в строение мира, а как
художник наблюдал Творение. Оттого его мир и не груб, как постоянно вычленяемое
нами «главное», а тонок, как целое. Только тонкие различия принципиальны. Тонкость
мира – есть граница, пыльца контакта между жизнью и небытием».
Ученица не только решила задачи, но и уяснила для себя, что выбор темы-
важнейшая часть работы, что постановка цели, задач и основных направлений работы
предусматривает не сиюминутное осмысление, а кропотливую работу на протяжении
большого количества времени, что информацию нужно не только добывать
(накопление фактов, наблюдений, доказательств), но и правильно обрабатывать,
осмысливать ( анализировать и синтезировать собранные данные), что работа
оформляется определённым образом.
Достоинства работы
-Ученица увидела проблему и смогла выйти на исследование через мыследеятельностные
умения.
- Был осуществлён творческий подход к работе. Это позволило заинтересовать других
учащихся во время презентации.
- Работа оформлена по плану, характеризуется композиционной стройностью, логикой
мышления ( от конкретного мышления к абстрагированному), чёткое оформление таблиц.
- Исследование включает в себя теоретические наработки известных литературоведов
(Бахтина М.М., Кожинова В.В., Михайлова О.Н.).
Недостатки
Работа оказалась трудной для семиклассницы, так как она не была знакома с понятием
«импрессионизм». Эту часть работы хорошо проводить в старшем звене.
Работа была представлена коллективу класса и учителей, на 3 городском конкурсе
реферативно- исследовательских работ « Интеллектуалы 21 века». Работа призового места
не заняла. Но мы сделали для себя определённый вывод, что творчество Набокова В.В. в
школах мало исследуют. Лучше брать тему актуальную, общественно значимую, которая
была бы знакома и понятна комиссии. Ещё раз обговорили цели исследования, что они
должны быть конкретными и простыми для понимания аудитории, что большая часть
работы должна отводиться самостоятельной практической деятельности ученика.
Лично для себя, как руководителя исследования, поняла, что важно формировать у детей
исследовательские умения и навыки:
- под руководством педагога выбирать тему исследования;
- формировать цели и задачи исследования;
- помогать определять возможные методы решения проблемы;
- уметь подбирать литературу, источники, которые относятся к исследуемому вопросу и
др. Но поняла и то, что не все задачи смогла реализовать, так как это была первая
исследовательская работа, проведённая в 2008 году. С учётом полученных знаний на
курсе повышения квалификации осмыслила для себя этот определённый вид
деятельности.