Методическая разработка "Роль родителей в процессе обучения ребёнка в музыкальной школе" скачать


Методическая разработка "Роль родителей в процессе обучения ребёнка в музыкальной школе"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3» города Иркутска
Методическая разработка
« Роль родителей в процессе обучения ребёнка в музыкальной школе»
Автор: преподаватель ДМШ № 3 г.Иркутска
ЗРК РФ Середкина Л.Е.
Иркутск 2018
Роль родителей в процессе обучения ребёнка в музыкальной школе.
Первоначальный этап.
Музыка - наилучший путь к жизненному успеху.
Вряд ли кто-нибудь сегодня будет спорить: нужна ли музыка в жизни людей? До
такой степени она слилась с нашей жизнью. Музыка вошла в каждый дом, ее слушают
взрослые и дети : музыка, звучащая на популярной радиостанции, в кинофильме,
мультфильме, спектакле, рекламном ролике сопровождает нас в течении всего дня . И
вряд ли кто задумывался серьезно, какую важную, огромную роль играла и
продолжает играть музыка в жизни людей, а особенно в жизни детей.
Приведу несколько примеров положительного влияния музыки на деятельность
взрослых людей. Ученые Великобритании выяснили, что спортсменам прослушивание
музыки помогает улучшить результаты на 20 %. Доказано, что прослушивание музыки
Моцарта способствуют быстрому усвоению информации и влияет на умственную
работоспособность.
В последнее время все меньше родителей задумываются о музыкальном
воспитании своих детей. Вместо музыкальной школы мы стараемся записать ребенка на
дополнительные занятия английским, французским или математикой, полагая, что это
гораздо больше пригодится ему в дальнейшей жизни, чем умение играть на фортепиано
или скрипке. Да, жизнь сегодня такова, что каждый родитель спешит, прежде всего,
дать ребенку практические навыки, помочь добиться успеха в будущей профессии. И
мало кто знает, что занятие музыкой в этом тоже помогут.
Как же влияют занятия музыкой на развитие ребенка? Древнекитайские мудрецы
отмечали, что мозг и руки в своём развитии положительно взаимодействуют.
Научные современные исследования подтверждают эту тесную связь. В 1973 году в
лаборатории советского ученого М.М. Кольцовой была доказана особая роль
созревания мозга от задействованности пальцев рук и их наибольшее
представительство в полушариях головного мозга. Г.Н. Маляренко выявила, что
упражнения для пальцев способствуют ускорению и закреплению рефлексов, что
тренировка пальцев с помощью точно координированных движений активирует кору
головного мозга, положительно влияет на центр речи. Ребенок просто посещает
музыкальную школу, учится петь, играть на музыкальном инструменте, а все это уже
работает на его успех в будущем. Дисциплины, входящие в программу
общеобразовательной школы задействуют лишь левое полушарие головного мозга
ребенка. А в виду того, что занятие музыкой включает в работу правое полушарие
мозга, все мыслительные процессы у ребенка становятся быстрее. Ученые доказали,
что у детей играющих на музыкальных инструментах объем мозга на 25 % больше.
Посещение музыкальной школы это не только развитие музыкальных
способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному
систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. А значит,
воспитывают характер, ведь заниматься приходится систематически и почти с тем
же упорством, что и профессиональным спортсменам. Но плюс в том, что все
обходится без травм и ушибов. Трудолюбие, усидчивость, терпение- эти качества
гарантируют успех во всех сферах жизни.
Исполняя музыкальное произведение, ребенок пространственно мыслит, попадая
в нужные ноты, запоминает текст музыкального произведения, мыслит абстрактными
звуковыми фигурами, тем самым развивая математические способности. А это не
маловажно для будущего инженера, ученого.
Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. Играющие и поющие дети лучше
говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают
грамматику. Тем самым готовя себе успешное будущее переводчика или журналиста.
Музыкальное произведение имеет четкую структуру: крупные произведения
распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие
темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной
иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и
структурного. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук и успешному
будущему программиста, системного администратора или IT- инженера, не случайно
фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
За годы учебы ребенку неоднократно приходится демонстрировать свои
достижения на публике, будь то концерт или просто зачет по гаммам. Музыкальные
занятия в детстве это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. А так же
самые необходимые качества успешного руководителя, работника в сфере
телерадиовещания и даже политического деятеля.
Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Исполнение
произведения требует от ребенка контроля множества задач: верная передача характера
пьесы, верное исполнения каждой ноты, играя думать о том, что будет дальше(смотреть
вперед). Это позволит в будущем бежать по нескольким жизненным дорожкам (работа,
семья, хобби и т.д.) и везде быть успешным.
Музыка развивает навыки общения. Постоянно знакомясь с новым
произведениями различных эпох и жанров на уроках слушанья музыки, музыкальной
литературы, хора и исполняя их на музыкальном инструменте, ребенок применяет
большую палитру чувств и эмоций и это в будущем помогает лучше понимать других
людей, а это верное оружие хорошего менеджера.
Еще раз повторюсь: Занятия музыкой – наилучший путь к успеху
Итак, Ваш ребёнок поступил в музыкальную школу. Учиться в двух школах
совсем не просто. Обучение игре на инструменте процесс многогранный и
протяженный во времени, основанный на постоянном систематическом труде,
результаты которого появляются далеко не сразу. Необходимо вовлечь ребёнка в
занятие музыкой естественно, не врываясь резко в его привычную детскую жизнь,
потому что очень важно как сложится этот процесс, чтобы музыкальное детство не
вызывало досадных воспоминаний, т.к. именно детские впечатления очень сильно
влияют на дальнейшее развитие личности. В овладение игрой на любом музыкальном
инструменте задействуется обширный комплекс: слух, зрение, осязание, координация
разнообразных физических движений, память, логическое и математическое мышление,
чувства ритма и времени- и всё это сразу вместе и с эмоциональным откликом. Нельзя
не заметить, что не каждый предмет в общеобразовательной школе требует
использования этого комплекса целиком на каждом уроке . И только систематический
целенаправленный труд даёт положительные результаты. Так возникает необходимость
ежедневных домашних занятий. Веками доказано, что без этого невозможно овладеть
игрой на любом инструменте. Да, без постоянных домашних наработок невозможно
овладеть игрой на инструменте даже на любительском уровне. Умения в этой области
человеческой деятельности не появляются на уровне умозаключений «Я понимаю, я
знаю, я помню как это делать». Основа наработки навыков- многократность
повторений. Маленькому ребенку сложно войти в режим ежедневной домашней
подготовки и без помощи взрослых этот процесс становится малопроизводительным, а
зачастую и непосильным, что приводит к потери интереса, а затем и к отторжению.
Именно кто-то из близких должен взять на себя организацию домашней подготовки к
каждому уроку. А.Д. Артоболевская считает, что « большую роль в первый период
обучения музыке играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого дома
есть родные, горящие энтузиазмом, несмотря на собственную загруженность работой,
стремящиеся помочь малышу «перейти любую канавку», преодолеть встретившееся
затруднение. Мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, если они любят
музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его
ежедневного обучения, потому что с первого же шага ребенку нужна ежедневная
помощь в освоении нового.»
Известный российский педагог Т.Б. Юдовина Гальперина в своей книге «За
роялем без слёз или я детский педагог» предостерегает родителей от ошибок и
рекомендует несколько советов.
Начинающему нужна помощь взрослого: сам ребёнок ещё не может организовать
режим новых занятий.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Продумать режим занятий ребёнка на каждый день: распределить время на 2
школы, выполнение школьных заданий, домашнюю подготовку по музыке и
прочие дополнительные занятия: танцы, бассейн, спортивные секции, английский
и просто отдых.
2. Никогда резко не прерывать какое-либо занятие ребенка: игра, рисование,
мультики для выполнения задания по музыкальной школе.
3. Не заниматься перед сном, когда ребёнок устал за день.
4. Обеспечить условия для сосредоточенности внимания ребёнка, устранить вокруг
него двигательную деятельность младших братьев и сестёр, выключить
телевизор, сотовый и пр. Если взрослому настоятельно нужен телевизор,
компьютер, - то наушники, и отгородить экран ширмой.
5. Первое время при выполнении домашнего задания сядьте рядом: прививайте
усидчивость своей усидчивостью (5-10, 15-20 минут, как сможет ребёнок).
Приучайте к правилу: поесть, попить, в туалет до начала занятия за
инструментом.
6. Первые 1-2 месяца начинайте с 15-20 минут 1-2 раза в день ежедневно. Затем
постепенно доводите до 30-45 минут за 1-2 раза ежедневно. К концу года
до продолжительности урока 45 минут ежедневно. Между уроками надо
позаниматься дома 2 дня, не считая день урока.
7. Дневник основа в домашней подготовке. Читайте отдельно каждый пункт
задания, развивайте умение целенаправленных осознанных действий ребёнка:
сыграл 1 раз, спросите: как надо? и т.д. Каждый пункт задания надо повторять 3-5
раз ежедневно. Начинайте всегда с нового произведения.
8. Желательно посещение 1-ых уроков по специальности, чтобы быть в курсе того,
как развивается Ваш ребёнок, делает ли шаги вперёд, чем помочь и как?
Постоянная связь с преподавателем - лично ли, по телефону и пр.
9. Проявляйте свой интерес к занятиям в муз. школе: смотрите дневник после
каждого урока по оценке и новому заданию Вы сможете сделать вывод, как
освоено задание и сделан ли шаг вперёд.
10. Посещайте концерты вместе с ребёнком, поощряйте игру дома для гостей (но не
заставляйте делать это насильно), устраивайте домашние мини-концерты и т.д.
11. Снимайте видео всех подготовленных выступлений ребёнка - любые выступления
на концертах: за инструментом ли, в хоре, в ансамбле.
Ваш интерес поддерживает интерес ребёнка.
12. Что делать если ребенок лениться ? Проанализируйте жизненные приоритеты в
семье: с раннего детства вместо пустого времяпровождения труд и
ответственность в достижении цели. Надо ребёнку помочь понять связь между
вложенными усилиями и результатом. Неинтересно? Если не трудиться не
будет успеха - тогда и неинтересно. Очень редко удаётся пройти весь цикл без
проблем. Многие ученики в переходном возрасте «бросают школу», когда
возрастают нагрузки в общеобразовательной школе, появляются подростковые
интересы и друзья, которые свободно проводят время после уроков. Исправлять
ситуацию надо вместе с преподавателем советоваться с психологом и найти
положительное решение.
К чему же мы должны в итоге подвести выпускника музыкальной школы?
Прежде всего, чтобы музыка стала неотъемлемой частью его жизни, чтобы умел
слушать и понимать её язык и научил в будущем этому своих детей. На инструменте
выпускник должен овладеть навыками так называемой «игры для себя»:
1. Уметь самостоятельно грамотно разобрать и выучить новые произведения.
2. Иметь репертуар, выученный с преподавателем: наиболее любимые
произведения как классической так и эстрадной музыки.
3. Уметь подобрать несложные мелодии с сопровождением или по слуху, или по
буквенным обозначениям.
4. Иметь опыт игры в ансамбле, пения в хоре, навыки аккомпанемента.
5. Быть активным слушателем: посещение концертов, спектаклей…
В заключении хочется пожелать Вам вместе с вашими детьми выдержать и
пройти этот трудный, но вместе с тем высокий путь в Музыку, хочется вас всех
поздравить на выпускном вечере с окончанием нашей школы! Плоды обучения в
музыкальной школе появятся позже и будут прорастать всю жизнь!
Литература:
1. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», «Советский композитор»
г. Москва 1989 г.
2.Т. Юдовина- Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог» , «Союз
художников» г.Санкт-Петербуг , 2002 г.
3. Д. И. Кирнарская «Музыкальные способности», Таланты XXI век, г.Москва, 2004.
4. Сборник науч.тр. «Актуальные проблемы музыкального и художественного
образования и культуры: история и современность», Восточно-Сибирской
государственной академии образования, 2012 г.
5. Православный журнал для родителей «Система воспитания в разных странах» 2016 г.