Методическая работа "Публичное выступление"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств Всеволожского района пос.им.Морозова»
(Дубровское отделение)
Методическая работа на тему:
«Публичное выступление»
Составитель:
преподаватель по классу скрипки
первой квалификационной категории
Фёдорова Людмила Васильевна
пгт.Дубровка
2018г.
Методическая работа
Публичное выступление
(проблемы эстрадного волнения)
Введение
В период обучения в детской школе искусств ученику надо разъяснить
огромное значение исполнительской деятельности. Необходимо прививать
чувство ответственности за качество исполнения на эстраде и вместе с тем
любовь к игре при публике.
Во всём, что касается выступления этого решающего момента в
творческой жизни исполнителя особенно отчётлива сказывается
индивидуальность музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время
игры, реакция на отношение аудитории всё это выявляется у каждого
исполнителя по-своему.
Как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению, всё
же некоторые общие советы в этой области можно было бы дать.
Сценическое волнение
Вся работа музыканта над произведением направлена к тому, чтобы оно
зазвучало в концертном исполнении. На это же ориентировано всё, с чем
связан музыкант: педагогика, методика и т.д. Публичное выступление
венчает большую, кропотливую работу исполнителя-труженика.
Одна из волнующих многих музыкантов и преподавателей проблем -
сценическое волнение. Концертные выступления должны быть
обязательными на протяжении всего учебного процесса. Но как подготовить
ученика к концерту, чтобы его выступление не пострадало от эстрадного
волнения? Как настроить ученика непосредственно перед выходом на сцену,
как научить его испытывать лишь творческое волнение?
Концерт - это конечный результат того отрезка времени, в процессе
которого музыкант работал над программой. И всё зависит от того, как он
готовился.
Редко кто из исполнителей, играя на сцене, не испытывал эстрадного
волнения. В той или иной степени волнуются все. «…Прошло уже
восемьдесят лет, а я так и не поборол в себе это жуткое нервное
беспокойство перед началом выступления,- размышляет выдающийся
виолончелист П.Казальс.- Всякий раз для меня это пытка. Перед выходом на
сцену у меня болит в груди, а я маюсь, не нахожу себе места. Самая мысль о
выступлении перед публикой до сих пор наводит на меня ужас…»
Антон Рубинштейн так волновался, что однажды в артистической
комнате разбил зеркало. Очень волновались такие крупные музыканты, как
А.Тосканини, виолончелист Г.Пятигорский. Шаляпину перед выходом на
сцену казалось, что у него совершенно пропал голос. Но характер волнения
ученика и мастера существенно различается.
Первый, не справляясь с паническим страхом, многое теряет: забывает
нотный текст, загоняет темп, форсирует звук, разрушает музыкальный образ.
Музыкальное исполнение второго отличается окрылённостью,
эмоциональной приподнятостью, раскрепощённостью, богатством звуковой
палитры. Волнение мастера - творческое.
Ученик может по разным, в зависимости от его психических
особенностей, причинам разволноваться перед выступлением; от страха
перед сценой он может полностью потерять ориентацию, захочет всё
бросить. В таком состоянии ему поможет развитие трёх видов памяти, а
также правильный выбор репертуара.
Чтобы хорошо владеть собой на сцене, нужно прежде всего досконально
изучить произведение не только по нотам и за инструментом, но также без
нот и инструмента.
Прежде всего, важно, чтобы нотный текст был изучен превосходно. В
музыкальном искусстве существует 3 формы памяти: слуховая, моторно -
осязательная, зрительная. Слуховая память позволяет исполнителю
внутренним слухом, закрыв глаза, погрузившись в себя, без нот проиграть
пьесу от начала до конца.
Осязательно-моторная память связана с подсознанием. Она запоминает
контакт пальцев с клавиатурой, помогает убрать мышечную скованность при
эстрадном волнении, создаёт физическое удобство за инструментом.
Зрительная память помогает графически запомнить рисунок пассажа, что
облегчает овладение им и создает условия для более уверенной игры на
сцене.
Во время концертного выступления с человеком может произойти всё что
угодно: он может растеряться, от страха частично забыть нотный текст. В
этом случае на помощь ему приходит прекрасная выучка, прежде всего-
подсознание. При этом включение сознания порой мешает. В такой опасной
ситуации исполнитель, отключая сознание, как бы полагается на судьбу,- и
подсознание ему помогает. Зрительная память – это запоминание нотного
текста, воображаемой клавиатуры, точнее это осязательно-зрительная
память. Музыкант должен ясно представлять, осязать любой интервал
скачок, видеть мысленно клавиатуру глазами и пальцами.
Если будут развиты эти виды памяти, можно сказать, что успех обеспечен,
исполнитель не остановится и выйдет из трудного положения достойно,
незаметно. Мощным стимулом к преодолению страха перед сценой служит
желание точнее донести авторский замысел до слушателей. Но, с другой
стороны, прекрасно выученная в домашних условиях пьеса не гарантирует
успеха на сцене. Только в концерте можно проверить, выучена ли пьеса,
возможно ли легко управлять текстом. Если музыкант всё же не смог
справиться на сцене и были потери, значит неправильно выучил пьесу. Это
пища для размышления и для ученика, и для педагога. Почему не
получилось? Нужно вспомнить ту ситуацию, проиграть неудачное место в
медленном темпе, почувствовать остро данный момент и узнать причину.
В дальнейшем, с опытом, ученик научится управлять текстом, но на
первоначальной ступени выхода на сцену необходимо помнить об этих 3-х
видах памяти. Как показывает практика, в начале пути многие испытывают
проблемы на сцене. Игра на сцене - творческий акт. Она должна быть
совершенно другой, не такой, как в классе, более эмоциональной, более
красочной, даже более рискованной. Если этого не происходит на сцене,
значит задача не выполнена ни для ученика, ни для педагога. Но если на
сцене юный музыкант показался в совершенно новом, неузнаваемом виде-
это достижение. В принципе, вся задача учителя сводится к подготовке
ученика к выступлению на сцене, для того чтобы его игра доставляла
радость, эстетическое удовлетворение, чтобы звуки тревожили и волновали
сердца слушателей. То, что в классе может быть незамеченным, на сцене
обнаруживается в полной мере. Как сидит ученик, в каком положении его
плечи, ноги, куда устремлены его глаза, как он одет, как проявляет себя на
сцене - всё это волнует педагога. Сцена результат, проверка всей работы,
стимул для ученика. Когда он выходит выступать, желательно, чтобы он
совершенно отключился, т.е. не думал, как он будет играть и что будет
делать, а лишь сосредоточился на пьесе, её характере.
Любое выступление театрализованное действие. На сцене время
особое. Даже 20-минутная игра для ребёнка важное и большое по
насыщенности выступление. Всё зависит от мастерства учителя, его умения
составить и подготовить программу к концерту. В противном случае
выступление ученика будет выглядеть случайностью, не раскроется его
артистический потенциал.
Перед концертом.
Предконцертное время не ограничивается одним днём. Нужно научиться
создавать для себя такие психологические ситуации, при которых хотелось
бы заниматься с полной выкладкой, ощущать чувство радости,
удовлетворения от работы, а также уметь вызывать в себе состояние,
аналогичное концертному. Если произведение готово задолго до концерта, то
полезно проигрывать его дома с полной эмоциональной отдачей,
предварительно настроив себя психологически на концертный лад. Нелишне,
чтобы при этом присутствовал кто-либо из товарищей, родных. За несколько
дней до главного концерта желательно два-три раза обыграть пьесу или
программу на менее ответственных концертах, чтобы почувствовать
большую уверенность и в главном концерте мобилизовать свои силы и
нервную энергию на исполнение, а не растрачивать их, излишне волнуясь.
Само выступление на сцене должно восприниматься как долгожданный
праздник, желание поделиться со слушателями твоей любовью, твоим
восхищением музыкой, которую они должны услышать. Если исполнитель
искренен в своих намерениях и если он соответственно подготовился к
концерту, то слушатель обязательно это почувствует и будет сопереживать
ему. Музицируя перед слушателями, исполнитель должен отключить
сознание, т.е. не анализировать текст, свои ощущения. Он должен довериться
подсознанию. Главное для него в этот момент желание играть,
приподнятость настроения и эмоциональная открытость. Чтобы на сцене всё
прозвучало профессионально, необходимо к этому готовиться заранее.
Нотный текст следует знать основательно, без «белых пятен».
Сцена это театр, и здесь важно войти в роль, создать обстановку,
созвучную характеру ученика. Для этого нужно знать его психологию, его
внутренний мир. Учитель, настраивая своего воспитанника перед выходом на
сцену, должен хорошо его изучить. Одному нужно создать торжественность
обстановки, другому резкую встряску, чтобы погасить его испуг, третьего
нужно успокоить, уговаривать, убеждать, что всё замечательно, поднимать
его способности выше. Если ученик слишком спокоен, сонный, можно его
рассмешить, разозлить, так расшевелить, чтобы он вышел из спокойной
размеренной обстановки. Возможна также физическая разминка, массаж шеи,
спины, упражнения для расслабления. Страх проявляется по-разному. Если
он внутри, ученик будет скован на сцене. Поэтому педагог должен выдавить
страх, как нарыв, стать для ученика и врачом, и тренером, и психологом.
Здесь нет конкретных рецептов, здесь всё неординарно. Подготовка к
концерту, его успех зависят от учителя.
День концерта.
Наконец он настал. В этот день следует прежде всего хорошо выспаться.
Некоторые музыканты предпочитают днем перед концертом вообще не
заниматься или играют другие пьесы (так поступал С.В. Рахманинов).
Думается, что в день концерта все же полезно проиграть в среднем темпе,
спокойно, без эмоций всю программу. Ни в коем случае не следует
переутомлять свои руки и чувства в этот день. Нужно сохранить свежесть
чувств до вечера.
Перед концертом желательно пообедать заранее. Когда человек немного
голоден, его ощущения обострены, что очень важно на сцене. На концерт
желательно прийти заблаговременно, примерно за час, приготовить
устойчивый стул, найти наилучшую точку на сцене, ознакомиться с
акустикой в зале, разыграться, просто побродить по сцене, настроиться для
предстоящей игры.
Некоторые учащиеся в день выступления продолжают зубрить отдельные
пассажи, бесконечное количество раз проигрывают предстоящую программу,
растрачивая понапрасну нервную энергию и эмоции. Успокоения это, как
правило, не приносит, а вред ощутимый, поскольку все силы
расплескиваются до концерта.
В день концерта и особенно перед выходом на сцену стараться меньше
разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать
понапрасну энергию. Волнение в этот момент, конечно, большое, оно
повышается от сознания ответственности. По словам К. С. Станиславского,
различаются два вида волнения: «волнение в образе» и «волнение вне
образа». Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным « я» и чтобы
волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего
ощущения ответственности. Совершенно противопоказаны мысли типа: «А
что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!?» Хотя чрезмерное волнение
мешает, но и излишнее спокойствие плохо. Наилучшие творческие
достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на
сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать психику,
исполнительский аппарат.
Важный педагогический момент: если концерт играет ученик, то педагогу
не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У
ученика своя психика, он уже настроился по-своему, и подобные советы
перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность.
Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на
максимальную отдачу.
Концерт
Сцена диктует свои определенные требования к артисту. Немаловажное
значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены,
поклоны, поведение за инструментом словом, то, что мы называем
артистизмом.
Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта.
Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза.
Ведите себя естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно.
Не разглядывайте публику в зале!
Следует научиться выдерживать паузы между произведениями, между
частями, но не передерживать их. Суете на сцене не место!
Главным условием совершенствования исполнителя является его
постоянная неудовлетворённость собой. И даже после весьма успешного
концерта не следует почивать на лаврах, сладостно перебирая в памяти
несомненные исполнительские удачи и восторженные слова похвалы. Надо к
себе относиться более требовательно, нежели публика. Настоящий артист
сам себе самый строгий судья.
После концерта полезно детально разобрать исполнение, вспомнить, что
удалось, а где произошла неудача, постараться выявить причины каких-то
срывов, сделать выводы на будущее. В этом отношении молодым
музыкантам полезно вспомнить известные слова великого Шаляпина о том,
что если он и ставил что-нибудь себе в заслугу и мог считать примером,
достойным подражания, так это неутомимое, беспрерывное самодвижение.
Никогда, даже после самых блестящих успехов он не разрешал себе «спать
на лавровом венке». Гениальный артист был к себе беспощаден. Он помнил,
что ему надо в дальнейший путь.
Основное состояние, которое должно сопутствовать артисту после каждого
концерта, - это ощущение неуспокоенности, жажда последующих занятий,
потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению
новых вершин.
Мастерство и искусство близки, но не близнецы. Искусство мастера
особая категория; этому не научить, как не научить такому вдохновению,
которое исходит от самого ученика.
Несколько советов – рекомендаций
молодым музыкантам
1.Бойся собственной душевной слабости как самого грозного врага на пути
к самосовершенствованию.
2.Бойся праздности – она опустошает душу.
3.Не унывай при неудачах, тем более – не отчаивайся. Радуйся только
заслуженной победе.
4.Всё хорошо к сроку. Не торопи события, дождись своего – и оно
наступит.
5.Работай не думая о вознаграждении.
6.Учись у всех, у кого можно чему-то научиться.
7.Истину цени дороже всего, какова бы она ни была.
8.Быть скромным – значит уважать себя и других.
9.Быть верным своим идеалам – значит сохранить до глубокой старости
пламя юношеской любви к искусству!
Используемая литература
Бонаков В. Творческий портрет. Размышления об исполнительском
искусстве. М., 1999г.