Карл Черни. Развитие технических навыков

Ивлева Елена Васильевна
МБУ ДО ДШИ №2 г. Тверь
Преподаватель специального фортепиано
Карл Черни. Развитие технических навыков.
Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом ,из школы
которого вышли такие музыканты –виртуозы ,как Лист, Лешетицкий, Зилоти,
Есипова. Перу Черни принадлежит более тысячи произведений(861 опус) в
различных жанрах , среди них множество симфоний ,сонат ,трио ,квартетов
,этюдов и упражнений , а так же фундаментальных методических трудов. В
лице Черни гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга
композитор, пианист, педагог, просветитель.
Педагогические взгляды К. Черни
Можно выделить несколько аспектов в его педагогике ,причем в
каждом из них видна преемственность с методическими взглядами Бетховена
.Во- первых ,Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во –
вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами
,обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным
пианистическим мастерством .В-третьих, он развивал в учениках умение
серьезно, планомерно работать ,воспитывал дисциплину мыслей и чувств. В
своей педагогической деятельности он не придерживался догматически
одного какого-либо принципа. Он считал, что педагог должен изучить
характер своего ученика и соответственно с ним обращаться.
Исполнитель должен был обладать не только совершенной беглостью
пальцев и интерпретаторскими качествами, но и уметь транспонировать;
прочесть с листа трудную пьесу, причем по возможности сохранить ее темп и
характер; аккомпанировать, прелюдировать, разбираться в гармонии, владеть
теорией музыки даже настраивать инструмент и обязательно
импровизировать. Созданные им сборники, в частности ,op.200 и op. 600,
специально предназначены для активного развития музыкальной фантазии и
импровизаторских качеств у пианистов.
Не одобрял Черни длительной работы над одним произведением,
мелочного доучивания. Он считал, что пианист обязан владеть не менее чем
100 сочинениями различных жанров(наизусть).
Он не рассматривал исполнительскую технику лишь как сумму
определенных моторных навыков; его этюды ставят конкретные музыкально-
звуковые задачи, дают возможность овладеть разнообразными
динамическими градациями.
Этюды и упражнения
Этюды и упражнения Черни – фундаментальная школа
последовательного овладениями техническими навыками. От самых
простейших, элементарных технических формул ,например op.139, op.481,
op 399 к задачам высшей виртуозной трудности:op 365, op 818 и другие.
Создавая произведения этюдного жанра, он учитывал даже различное
строение рук исполнителя: пианистам с небольшими руками он посвятил
сборники op748,op 848.
Пожалуй, нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного
изложения первой половины 19 века, которой Черни не уделил бы в большей
или меньшей степени внимания. Его этюды и упражнения дают богатый
материал для овладения видами техники, связанной с подкладыванием 1
пальца- гаммы и арпеджио ,в том числе с пропущенной квинтой или терцией.
Они всесторонне подготавливают к овладению двойными нотами. В этюдах и
упражнениях широко представлена техника украшений. Значительное место
отведено репетиционной, октавной и аккордовой фактуре.
Используя в этюдах и упражнениях различные виды фортепианного
изложения, Черни на 1 план выдвигал проблемы мелкой линейной техники,
справедливо полагая, что она является «камнем преткновения» для
подавляющего большинства пианистов.
Гаммы
Среди пассажей главное место принадлежит гаммам , как одному из
самых распространенных типов фортепианного изложения в сочинениях
композиторов 30-40 годов прошлого столетия. В гаммообразных
последовательностях нашла отражение тенденция к расширению звучащего
поля инструмента : стремительные гаммообразные пассажи, проносящиеся
через всю клавиатуру , явилось новым шагом в развитии пианистической
виртуозности. Как считал Черни, гаммы развивают легкость, беглость
пальцев, в них сосредоточенны основные правила аппликатуры, благодаря
гаммам познаются все лады и, наконец, если ежедневно играть гаммы
«отчетливо ,упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом».
Работу над гаммами он тесно связывал со звуковыми и артикуляционными
задачами. Он рекомендовал учить гаммы pp, p, mf, f; наверх-crescendo, вниз-
dim.
Черни тщательно разработал технику овладения гаммами. Его
подготовительные упражнения к гаммам весьма разнообразны. Большинство
из них ( в частности № 14,19 op.299.;№2,31,43 op.740.;№18,19,24 op.834)
специально предназначено для развития гибкости и легкости большого
пальца- предмета особых забот автора.
От простого к сложному – этот принцип лежал не только в основе всех
этюдных опусов Черни, но и его системы воспитания пианистической
техники. Если в первых этюдах из op.299,636,821 или op.849 гаммообразные
фигурации охватывают не более одной-двух октав, то в заключительных -
картина меняется. Здесь уже представлены длинные гаммообразные
последовательности, диатонические и хроматические, а так же гаммы
терциями, квартами, секстами.
Арпеджио
Наряду с гаммообразными пассажами, огромное место в этюдах и
упражнениях Черни занимают арпеджио. Характерны мажорные арпеджио,
длинные и ломанные, а короткие встречаются реже. Арпеджио, как и гаммы,
разрабатываются в разнообразных ритмических вариантах, что помогает
пианисту добиться звуковой ровности в исполнении этого вида техники.
Инструктивные этюды и упражнения Черни превосходно формируют у
учеников метроритмическую организованность, позволяют развить точные
ритмические навыки и прежде всего ощущение мерности движения.
Черни уделял огромное внимание вопросам артикуляции; искусство
произношения выступает в его этюдах и упражнениях как неотъемлемая
часть фортепианной техники.
Самые часто используемые в педагогике сборники - это сочинения
Черни под редакцией Гермера, op.299 и op. 740. Но его наследие не
исчерпывается этими сборниками, не менее полезны и значительны и другие
его труды, как например op. 161-партии обеих рук равноправны; op 335-
продолжение op. 299 по степени трудности; op.337- разнообразные типы
фортепианной фактуры, рекомендовано для последних классов ДМШ ; op.
355-«Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей»; op.365-«Школа
виртуозности» для последних классов ССМШ ; op 399-«Школа для левой
руки»; op 802-«Ежедневные пальцевые упражнения»-технические проблемы
дифференцированы по тетрадям; op 834-«Высшая степень виртуозности»-
продолжение op 335.
Творчество Черни - блестящего педагога, замечательного классика
жанра этюда – еще во многом и для нас, современных исполнителей ,
продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков ,
является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению
фортепианным мастерством и постоянного совершенствования в этом
сложнейшем виде искусства.
Список использованной литературы:
1. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологи
активности. М. 1996.
2. Черни К. Малая теоретико-практическая фортепианная школа, ор.
584, Пер. К. Арнольда. СПб. Гольц, 1842.
3. Черни К. Письма, или Руководство к изучению игры на
фортепиано. СПб., 1842.