Конспект урока "Фотография - искусство светописи. Предметная композиция в фотографии" 9 класс

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
поселка Двуреченск Сысертского района Свердловской области
Конспект урока по изобразительному искусству
в 9 классе
«Фотография - искусство светописи.
Предметная композиция в фотографии»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
и черчения
Беспалова Татьяна Владимировна
Двуреченск 2011
Форма: урок-исследование
Предмет: изобразительное искусство
Тип: изучение нового материала
Вид: творческое задание
Тема: «Фотография — искусство светописи. Предметная композиция в
фотографии»
Класс: 9
Цель урока: помочь учащимся получить представление о принципах
художественной образности и специфике предметной композиции в
фотографии.
Задачи:
1. расширение знаний и представлений о мире визуальных искусств;
2. развитие умения использовать выразительные средства фотографии (цвет,
ракурс, освещенность, точка съемки) в работе над композицией;
3. развитие умения применять критерии художественности, композиционной
грамотности в своей съемочной фотопрактике.
Зрительный ряд: фотографии:
1."Omaha Beach, Нормандия, Франция", Роберт Капа, 1944
2. "Мать переселенцев", Доротея Ланж, 1936
3. "Солдаты федеральных войск,
павшие в первый день битвы при Геттисберге, штат Пенсильвания", Мюттью
Брэди, 1863
4. "Убийство вьетконговца, совершенное начальником полиции Сайгона",
Эдди Адамс, 1968
5. "День Победы, Таймс-сквер, 1945 год" или "Поцелуй", Альфред
Эйзенштадт, 1945
6. "Дирижабль Hindenburg", Мюррей Беккер, 1937
7. "Большой каньон" ,Адамс,1936
8. "Тело Че Гевары", Фредди Альборта, 1967
9. "Эйнштейн, показывающий язык", Артур Сэйсс, 1951
10. "Dalí Atomicus", Филипп Хальцман, 1948
11. "Чудовище озера Лох-Несс" или "Фотография хирурга", Йен Уэтерелл,
1934
12. "Ганди и его прялка", Маргарет Борк-Уайт, 1946
13. "Le Violon d'Ingres", Мэн Рей, 1924;
И.Варшавского;
а также из личного фотоальбома.
План урока:
Этап урока
Время, мин
1
Организационный момент
1 2
2
Мотивационный момент
1 3
3
Диалоги об искусстве: «Фотоискусство»,
«13 фотографий, которые изменили мир»,
«Азбука искусства — о композиции в
фотографии».
15
4
Выполнение творческого задания (создание
предметной фотокомпозиции)
15 - 20
5
Подведение итогов урока:
- мини-выставка
- обсуждение работ
3 5
6
Домашнее задание
2 3
Ход урока:
Мультимедийная презентация:
слай
да
содержание
действия
1
Фотографии из
личного
альбома («лента
времени»)
Диалоги об искусстве.
«Что такое фотография?»
Мотивационный момент.
Самая первая встреча с фотографией начинается с
разглядывания семейного альбома. Мы привыкаем
видеть исторические фотографии близких и
представлять их по этим фотографиям – такими,
какими они на этих фотографиях остались… Из
десятков обрывочных образов длиной в долю
секунды можно сложить целую своеобразную ленту
жизни. Что же такое фотография? (ответы детей)
Фотография – это язык и способ преодоления
небытия.
2
Ретро-
фотоаппараты,
схема
получения
изображения
Фотоискусство.
Развитие науки и техники, пытливость человеческой
мысли, а еще более потребность человечества в
простом, доступном способе получения изображений
дали основания и возможности, базу, на которой и
возникла фотография.
Этот новый технический способ получения
изображения был открыт в 1839 г. и получил
название "фотография", что в буквальном переводе
означает "светопись". Название полностью отвечало
сущности процесса: лучи света проникали в
специальную камеру сквозь линзу, объектив, падали
на светочувствительный слой, в котором под их
воздействием происходили изменения, приводящие к
образованию изображения. Изображение,
действительно, как бы "писалось светом".
Это было ново, неожиданно, обещало в будущем
необычайные возможности. Способ позволял
получать документально точные изображения
объектов съемки, повторявшие их во всех деталях и
подробностях. Именно за эти свойства фотографию
поначалу и ценили более всего. Позже эта
способность фотографии уже не вызывала таких
восторгов, и на определенном этапе развития, когда
"светопись" стала использоваться как средство
создания произведений искусства, потребовалось
немало усилий художников, чтобы преодолеть эту
бесстрастность фотографии и равнодушное
повторение на снимке всего, что "видел" и
отбрасывал на светочувствительный слой объектив.
Фотография заняла прочное место в духовной
культуре современного человека. Мы рассматриваем
ее как явление культуры и средство воспитания
художественного, эстетического вкуса, используем ее
огромные информационные возможности как
непременного свидетеля всего важного и
значительного, что совершается в мире.
3
1."Omaha
Beach,
Нормандия,
Франция",
Роберт Капа,
1944
13 фотографий, изменивших мир
Появление фотографии само по себе изменило мир.
Любое событие теперь может оставить свой след в
истории. Представляю вам 13 снимков,
перевернувших сознание людей и в той или иной
степени изменивших представление о реальности.
1. Фотография, поднявшая ставки
фотокорреспондентов. Ошибка в проявке пленки
придала нескольким дошедшим до нас фотографиям
их знаменитый "сюрреалистический" облик. Через
пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг на съемках
фильма "Спасти рядового Райана" попытался
воссоздать этот эффект, сняв с объективов кинокамер
защитную пленку для эффекта "размытости".
4
2. "Мать
переселенцев",
Доротея Ланж,
1936
2. Фотография, показавшая лицо Великой
Депрессии. Ланж сделала снимок во время
посещения лагеря сборщиков овощей в Калифорнии
в феврале 1936 года, желая показать всему миру
стойкость и несгибаемость гордой нации в тяжелые
времена. Публикация фотографии произвела эффект
разорвавшейся бомбы. Администрация по делам
переселенцев немедленно направила в лагерь еду и
предметы первой необходимости.
5
3. "Солдаты
федеральных
войск, павшие в
первый день
битвы при
Геттисберге,
штат
Пенсильвания",
Мюттью Брэди,
1863
3. Фотография, которая впустила войну в каждый
дом. Фотографии, казавшиеся такими уместными на
поле битвы, обладали очень тяжелой аурой. Однако
именно благодаря им простые американцы впервые
смогли увидеть горькую и суровую военную
действительность, не завуалированную ура-
патриотическими лозунгами.
6
4. "Убийство
вьетконговца,
совершенное
начальником
полиции
Сайгона", Эдди
Адамс, 1968
4. Фотография, которая помогла закончить войну
и разрушить жизнь. Фотография не только
получила пулитцеровскую премию в 1969 году, но и
также окончательно изменила отношение
американцев к тому, что происходило во Вьетнаме.
7
5. "День
Победы, Таймс-
сквер, 1945 год"
или "Поцелуй",
Альфред
Эйзенштадт,
1945
5. Фотография с полным отсутствием романтики .
Фотография "День Победы" не являлась
изображением встречи двух разлученных войной
влюбленных. Однако оно по сей день остается
устойчивым символом Америки в конце длинной
борьбы за мир.
8
6. "Дирижабль
Hindenburg",
Мюррей
Беккер, 1937
6. Фотография, уничтожившая
дирижаблестроение. Взрыв снимали на пленку 22
фотографа. После этого дирижабли перестали
считаться безопасным и развиваемым видом
транспорта.
9
7. "Большой
каньон",Адамс,
1936
7. Фотография, которая спасла планету. Адамс
показал американцам красоту их национальной
природы. В 1936 году он сделал серию фотографий и
направил их в Вашингтон, чтобы помочь сохранить
каньон Kings в Калифорнии. В результате эта
местность была объявлена национальным парком.
10
8. "Тело Че
Гевары",
Фредди
Альборта, 1967
8. Фотография, оживившая Че Гевару.
Фотография, обошедшая весь свет, имела
поразительное сходство с относящимися к эпохе
Возрождения изображениями Иисуса, снятого от
креста. Аллегорическое значение фотографии
немедленно подхватили сторонники Че, придумав
лозунг " Че жив!".
11
9. "Эйнштейн,
показывающий
язык", Артур
Сэйсс, 1951
9. Фотография, показавшая, что и у гениев есть
чувство юмора. Эйншнейн совершил переворот в
ядерной физике и квантовой механике, а эта
фотография изменила отношение как к Эйнштейну,
так и к ученым в целом.
12
10. "Dalí
Atomicus",
Филипп
Хальцман, 1948
10. Фотография, сделавшая сюрреализм
реальностью. Фотографии знаменитостей в прыжке
авторства Хальцмана появлялись как минимум на
семи обложках журнала Life и дали начало новому
виду портретов - без обязательной до сих пор
статики.
13
11. "Чудовище
озера Лох-
Несс" или
"Фотография
хирурга", Йен
Уэтерелл, 1934
11. Фотография, которая нас обманула. Это
расплывчатое фото в течение 60-ти лет питало самые
невероятные предположения о живом ископаемом
ящере, живущем в наши дни в шотландском озере
Лох-Несс, породило массу слухов и догадок,
инициировало несколько подводных экспедиций и
дало начало целой индустрии туризма в маленьком
шотландском городке.
14
12. "Ганди и его
прялка",
Маргарет Борк-
Уайт, 1946
12. Фотография, которая получилась в самый
последний момент. Фотография стала последним
прижизненным портретом Ганди - через два года он
был убит.
15
13. "Le Violon
d'Ingres", Мэн
Рей, 1924
13. Фотография, которая предвосхитила будущее.
До того как наступила эпоха цифровой фотографии и
фотошопа (Photoshop), была эпоха Мэн Рея. Один из
самых известных и самобытных фотографов мира без
устали экспериментировал с фотоизображениями.
16
Примеры
предметных
композиций с
разными
фонами
Азбука искусства.
Cъемка предметов.
Каждый фотограф сталкивается с задачей съемки
какого-либо предмета. Но надо снять не просто так, а
чтобы получилось и красиво, и информативно, и
привлекательно.
Задание: составить фотокомпозицию —
натюрморт ученика, используя предметы,
находящиеся в пенале и портфеле.
Композиция в фотографии.
В переводе с латинского композиция означает
"сочинение, составление, приведение в порядок".
Композиция в фотографии также важна как в
архитектуре или живописи. Правила композиции в
фотографии предполагают оптимальное
расположение объектов на снимке. Грамотно
выстроенная композиция обеспечивает согласование
всех частей фото, выделение центра композиции и
сопутствующих элементов.
1. Подберите фон.
Фоном должна служить ровная однотонная
поверхность, которая не будет отвлекать внимание от
самого предмета. Когда вы будете снимать светлый
предмет, используйте фон темнее предмета. И
наоборот, когда имеете дело с темным предметом,
используйте светлый фон. В качестве фона можно
использовать подручные материалы: красивую ткань,
бумагу, пластик, картон и т.д.
17
Примеры фото
в жанре
макросъемки из
личного
фотоальбома
Макросъемка — очень интересный жанр. Она
почти всегда дает возможность посмотреть на
обычные объекты по-новому. Макрообъектив
позволяет интерпретировать их совершенно по-
другому, при этом вы можете экспериментировать с
игрой света и положением объекта. Вам станут
доступны такие аспекты объекта, которые глаз
обычно не фиксирует.
2. Правильное освещение.
При макросъемке очень важно правильно выбрать
освещение. Если вы не хотите применять вспышку и
собираетесь использовать рассеянный свет, то
сначала попробуйте снимать при естественном
освещении. Это самое простое решение. Можно
организовать простую студию с помощью
источников искусственного освещения, которые есть
в вашем доме.
18
Примеры
предметных
композиций с
различными
способами
выделения
центра
композиции
3. Как компоновать кадр.
Одним из простейшим способом построения
уравновешенной композиции - размешение главного
объекта в центральной части. Такой объект придает
композиции особую устойчивость, становясь
центром фотографии.
Но простое размещение главного объекта точно в