Конспект урока "Великий дар общения" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №198 г.Новосибирска»
Конспект урока по риторике
в 5 классе
«Великий дар общения»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Перминова Татьяна Александровна
Новосибирск 2013
Интегрированный урок музыки и риторики в 5 классе на тему:
«Великий дар общения»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока: обобщить знания; формировать у учащихся умение высказывать
свою точку зрения, рассуждать, анализировать; воспитывать у детей
вежливость и внимательность в процессе общения
Оборудование: страницы риторического календаря
Ход урока:
I Слово учителя
1. Учитель риторики: Закрыта последняя страница учебника. Что же
осталось позади? Уроки, на которых мы играли, узнавали новое, учились
быть вежливыми, делились своими мыслями. Одним словом, общались. И во
всём нам помогала музыка.
2. Учитель музыки: И это не случайно. Ещё в Древней Греции, когда наука
риторика только развивалась, музыка помогала овладевать речевым
мастерством, вырабатывать сильный, звучный голос. Легендарному Орфею
удалось при помощи музыки подчинить силы природы.
II Беседа
Учитель риторики: А сегодня мы перелистаем некоторые страницы нашего
риторического календаря.
Страница №1
Общение
Общаться
Общительный
Партнёры
Собеседники
(Коммуниканты)
1) Ребята, какое самое главное слово на этой странице? Что значит
"общение"? (Контакт, взаимопонимание, взаимодействие)
2) Всегда ли у людей, у вас получается общение? (Случается, что
собеседники не знают, о чём говорить; с грубыми людьми просто не хотят
общаться)
3) На этой странице есть такие слова: партнёры, собеседники, коммуниканты.
Что общего в значении этих слов? (Эти слова называют тех, кто общается). А
в чём же разница? партнёров - деловое общение, у собеседников -
дружеское). Приведите примеры из жизни, где мы можем наблюдать в
процессе общения партнёров и собеседников. Знаете ли вы ещё один
синоним этих слов, научный термин? (Коммуниканты)
Учитель музыки: Мы знаем, что различают словесное и несловесное
общение, то есть разговорное и общение при помощи жестов и мимики.
Страница №2
Виды общения
Жест
Мимика
Разговаривая, мы не можем обойтись без мимики, движений руками. Люди
не статуи, они улыбаются, хмурятся, жестикулируют - так выражают свои
эмоции. Ребята, вы не замечали, что, слушая музыкальное произведение, мы
часто начинаем двигаться, покачивать головой, щуриться, притопывать?
Музыка заставляет нас оживляться. Сейчас мы послушаем произведение
Петра Ильича Чайковского "Марш деревянных солдатиков", но звучать он
будет необычно, а со словами, а я понаблюдаю за вашей мимикой. (Учитель
поёт под фонограмму).
Понравилось? Давайте мы с вами превратимся в этих солдатиков. У солдат
всегда есть командир, сегодня я буду командовать. Как будут петь
деревянные солдатики, какая у них дикция? (Рубленые, чёткие фразы,
маршевые движения).
Исполнение песни - марша детьми (сопровождается энергичными,
синхронными движениями).
Стихи В. Лунина:
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два левой-правой,
Командир ведёт нас на парад.
Страница №3
Учитель риторики: Я слышу, что не все ребята чётко и ясно произносят
слова, мне не всё понятно. Ну ничего страшного, ведь дикцию можно
исправить, как это делал когда-то Демосфен. Ребята, что вы помните про
этого человека? (Это древнегреческий оратор). Чем он был знаменит? Как
ему удалось стать ритором, ведь с детства он был слабым, заикался, не
выговаривал многие согласные звуки? (Он набирал в рот камешки и
проговаривал при этом слова, взбегал на гору, произнося речи, старался
перекричать шум моря - так Демосфен развивал свой голос).
Учитель музыки: Голосом обладают не только люди, но и герои
музыкальных произведений. Композиторы, сочиняя образ того или иного
сказочного героя или животного, старались как можно точнее приблизиться к
голосу - оригиналу. Для этого использовались разные инструменты, ритм,
темп, динамические оттенки. Если бы вы, ребята, были композиторами,
какими бы инструментами озвучили кузнечика? А динозавра? Послушайте
музыкальный портрет. Кого вы представляете, чей голос слышите?
(Прослушивание музыкального произведения "Песня жаворонка"
П.И.Чайковского). У птички голос грубый или нежный? Как вы это
определили? Можно по голосу понять: эта птичка вежлива в общении?
Страница №4
Будь вежлив!
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого,
как вежливость.
Сервантес
Учитель риторики: Мы заговорили о вежливости. Этой теме посвящена
наша четвёртая страничка. Пожалуй, самые интересные уроки у нас
проходили по теме "Вежливость в общении", потому что это неотъемлемая
часть нашей жизни. Ребята, зачем человеку нужна вежливость?(Вежливость
облегчает общение, настоящая вежливость полна добродушия, вежливые
люди добры, уважительны). Вот поэтому она дорого ценится, как сказал об
этом испанский писатель Сервантес.
Вспомните, ребята, как мы на уроках учились вежливо отказаться, вежливо
попросить, да ещё и скрытно, с намёком. А то мы приказывали, умоляли,
клянчили...
Учитель музыки: Посмотрите на экран, там написано четверостишие:
Очень хочется мне, папа,
Получить в подарок шляпу.
Ещё ролики хочу,
Быстрей птицы полечу.
Разнообразить эту просьбу нам поможет музыка. Вспомните наших "китов"
в океане музыки (Песня, танец, марш). Сейчас мы будем приказывать.
Какой из китов нам поможет? (Марш). А если будем клянчить? (Песня).
Ласково просить? (Вальс).
(Поочерёдно исполняются все три просьбы в соответствии с теорией
Д.Б.Кабалевского о "трёх китах" в музыке).
Учитель музыки: Просить мы умеем, а вот всегда ли мы умеем слушать?
Учитель риторики: Этой теме посвящена наша последняя страница.
Страница №5
Учимся слушать
слышать - слушать
внимать
слушать можно по-разному
Учитель риторики: Мы знаем, что можно слушать, но не слышать. Ребята,
как вы понимаете эту фразу? Почему, слушая, надо быть внимательным? Да,
во внимательности проявляется ваша вежливость к собеседнику, партнёру.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы умеете слушать друг друга.
Учитель музыки: Не только слушать, но и красиво говорить, придумывать,
фантазировать. Посмотрим, какие из вас получились риторы. Поиграем в
"Снежный ком".
III Подведение итогов урока
Учитель риторики: Играя, мы учились слушать и слышать друг друга,
учились вниманию. А умеем ли мы быть внимательными каждый день? Быть
внимательными настолько, чтобы слышать, как говорят веточка и дождик,
солнышко и маленькое зёрнышко. Можно ли всё это слышать? Наверное,
можно. И даже нужно видеть и слышать мир вокруг и себя в этом
мире.(Учитель читает стихотворение В.Семернина "Мы ищем рифму или
ритм").
Мы ищем – рифму или ритм…
Но что это, о Боже, -
Ведь даже воздух говорит
Тому, кто слушать может!
Подскажет вещие слова
Тому, кто может слушать,
Обыкновенная листва,
Стекая прямо в душу.
И даже, даже тишина,
Под утро ли, под вечер,
Обнажена, напряжена,
О чём-то сердцу шепчет…
И сам не можешь ты молчать
Без творческой работы –
Душа привыкла отвечать
На каждый звук природы!
Учитель музыки: Сейчас мы с вами исполним песню, которая не раз звучала
на наших уроках музыки. Она тоже помогает услышать мир вокруг
себя.("Музыка". Слова Иры Исаковой, музыка Г. Струве )
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка —
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку...
Учитель музыки: Ребята, вы сейчас сами были музыкой, так умело и
замечательно вы слушали и слышали. Думаю, наше путешествие вам было
интересно. (Дети выходят из кабинета под аккомпанемент на фортепиано).
Используемая литература
1.Ладыженская Т.А. Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс. Пособие
для учащихся. - Москва: Баласс, 2002