Картотека подвижных игр в старшей группе

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
СТАРШАЯ ГРУППА
Игры с бегом:
«Ловишки»
«Ловишка, бери ленту
«Уголки»
«Парный бег»
«Третий лишний»
«Мышеловка»
«Мы веселые ребята»
«Гуси-лебеди»
«Сделай фигуру»
«Караси и щука»
«Перебежки»
«Встречные перебежки»
«Хитрая лиса»
«Пустое место»
«Затейники»
«Бездомный заяц»
«Два мороза»
Игры с прыжками:
«Не оставайся на полу»
«Кто лучше прыгнет?»
«Удочка»
«С кочки на кочку»
«Кто сделает меньше прыжков?»
«Классы»
Игры с подлезанием, ползанием, лазанием:
«Кто скорее до флажка?»
«Медведи и пчелы»
«Пожарные на ученье»
«Перелет птиц»
«Кролики»
Народные игры:
«Гори, гори ясно»
«Солнце»
«Ворон»
«Баба-Яга»
«Сороконожка»
«Чурилки»
«Угадай, кто зовет?»
«Колечко»
Игры с метанием и ловлей:
«Охотники и зайцы»
«Брось до флажка»
«Попади в обруч»
«Сбей кеглю»
«Мяч водящему»
«Школа мяча»
«Серсо»
«Сбей мяч»
Эстафеты:
«Эстафета парами»
«Пронеси мяч, не задев кеглю»
«Забрось мяч в кольцо»
«Дорожка препятствий»
«Быстрая команда»
Игры с элементами соревнования:
«Кто скорее проползет через обруч к флажку?»
«Кто быстрее
«Кто выше?»
«Кольцебросы»
ИГРЫ С БЕГОМ
«Ловишки»
Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать
до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не
поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные
подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
«Ловишка, бери ленту»
Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с
увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Ход игры:
Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает
сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «беги» дети
разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся
ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети
строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям.
Игра начинается с новым ловишкой.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий,
лишившийся ленты, отходит в сторону.
Варианты: выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту.
Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».
«Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего.
Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из
играющих, оставшийся в середине, подходит к кому либо и говорит: « Мышка,
мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами
к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине
старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся
без уголка становится на середину.
Варианты: если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит:
«Кошка!». Все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять
уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.
«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать
ловкость, внимание.
Ход игры:
Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой
стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д.), по числу звеньев. По
сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов,
огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут
вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.
Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
«Третий лишний»
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.
Игроки встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Водящий, выбранный
считалкой, оббегает круг и встает впереди одной из пар. Игрок, стоящий в этой паре
третьим, оказывается лишним и убегает, чтобы занять место в другой паре. Во время
игры нельзя пробегать через круг. Игрок в паре может стать впереди этой же пары и
водящему придется занимать другое место.
Варианты: В игру ввести второго водящего, который ловит третьих, лишних игроков.
«Мышеловка»
Цель: учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь
друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в
пространстве.
Ход игры:
Игроки делятся на две неравные группы, меньшая группа образует круг –
мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети,
изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят:
«Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Всё погрызли, всё поели,
Всюду лезут - вот напасть.
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех зараз!»
По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх.
Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу
воспитателя «хлоп!» дети, стоявшие в кругу, опускают руки и приседают –
мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются
пойманными, они становятся в круг.
«Мы весёлые ребята»
Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на
другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в
пространстве.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также
проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Игроки хором
произносят:
«Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три, лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их
ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается
пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.
Варианты: дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре.
Разбегаются разными видами бега.
«Гуси - лебеди»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не
запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Ход игры:
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на
противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт
волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети
изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
Пастух: гуси, гуси!
Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-га.
Пастух: есть хотите!
Гуси: да, да, да!
Пастух: так летите же домой.
Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас
хочет.
Пастух: так летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается
поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.
«Сделай фигуру»
Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по
сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
Ход игры:
По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в
бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают
какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее,
наиболее удачными.
Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура
интереснее и сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.
«Караси и щука»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки,
приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них
образует круг – это камешки, другая караси, которые плавают внутри круга. Щука
находится за пределами круга. По сигналу воспитателя щука – она быстро вбегает в
круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из
играющих и присесть за камешки. Пойманные караси уходят за круг и
подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.
Варианты: караси плавают не только в кругу, но и между камней, щука находится в
стороне. Можно выбрать две щуки.
«Перебежки»
Цель: развитие выносливости детей, тренировка дыхательной системы (чем медленнее
бег, тем лучше), тренировка мышечно-суставного аппарата.
Ход игры:
На расстоянии в 40-50 м. друг от друга чертятся две линии (или выбираются два
дерева/столба). Игроки начинают бег в среднем темпе от одной линии (дерева).
Добежав до другой линии, игроки разворачиваются и бегут обратно до первой линии.
Так бегают от линии до линии до тех пор, пока не останется самый выносливый игрок
- он и является победителем. Постепенно из игры будут выбывать самые слабые
участники.
Примечание: так как никому не хочется считаться слабым или в числе самых слабых -
игроки будут «выжиматься» полностью, каждый в меру своих возможностей,
чего трудно достичь при беге на определенные дистанции на время.